Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Заслуженной артистке РСФСР Наталье Варлей 22 июня исполняется 65 лет. Однако для миллионов зрителей она давным-давно актриса народная - после того как сыграла свою главную роль в культовой кинокомедии Леонида Гайдая "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика".
Наш ответ Бриджит Бардо
45 лет назад, после того, как картина вышла на экраны СССР, "студентка, комсомолка, спортсменка и, наконец, просто красавица" проснулась знаменитой. И что бы она потом ни играла, и как бы ни поворачивалась ее судьба, для публики Наталья Владимировна навсегда осталась озорной и веселой студенткой педагогического института Ниной, за которую коварный похититель, товарищ Саахов, щедро давал 20 баранов и престижный финский холодильник.
Изюминки и хитрости "Кавказской пленницы" >>
Варлей в одночасье стала советским ответом Бриджит Бардо, секс-символом для массы подражательниц и горячих поклонников, некоторые из которых буквально преследовали молодую актрису.
Как однажды заметил русский историк Василий Ключевский, "когда актер не понимает, кого он играет, он поневоле играет себя". Наталья Варлей сыграла в "Кавказской пленнице" совсем другого человека - волевую жизнерадостную девушку, которая завораживает зрителя своим озорным торжеством молодости и доброжелательности к людям.
Не случайно спустя много лет ее сын, впервые увидев фильм, сказал: "Где бы мне найти такую девушку, как Нина?" - "Так вот же я!" - "Нет, ты это ты. А вот как Нина!"
Как признавалась сама актриса, сама она в то время сильно отличалась по характеру от героини - скромная, мечтательная, романтичная. Образ Нины вылепил из нее Гайдай, который не питал особых иллюзий по поводу исполнительских способностей дебютантки. Озвучила ее в картине Надежда Румянцева, а спела песню про медведей, которые "трутся о земную ось" Аида Ведищева.
Тем не менее, из нескольких сотен претенденток на роль, среди которых были такие известные актрисы, как Анастасия Вертинская или Наталья Фатеева, режиссер выбрал молоденькую актрису цирка Наташу Варлей.
Не только потому, что картина была насыщена трюками, многие из которых были довольно сложными, и Варлей исполняла их без дублерши…
Яркая и раскрепощенная
В конечном счете, она была утверждена на роль за смелость и раскованность, которая заключалась в том, что на пробах Гайдай попросил Варлей надеть купальник.
"А что такое для меня купальник? Я же гимнастка, и купальник - моя рабочая форма. Пошла, переоделась и вышла. Это и сыграло решающую роль. Проба была яркой, я была совершенно раскрепощена", - вспоминала актриса.
Случайность, которая кардинально изменила ее судьбу? Может быть. Но Варлей была к ней подготовлена.
До "Кавказской пленницы" у нее была на счету небольшая кинороль медсестры в сатирической комедии Георгия Юнгвальд-Хилькевича "Формула радуги". Картину, впрочем, широкий зритель не увидел из-за придирок тогдашней киноцензуры. Тем не менее, юную Наташу разглядела на съемках ассистентка Гайдая Татьяна Семенова, которая, таким образом, стала для Варлей доброй кинофеей.
Не совпадая с Ниной в темпераменте, Наталья Владимировна соответствовала во всем остальном. Она была красива, талантлива, обаятельна. Занималась спортом, была и комсомолкой, и студенткой.
Причем, что интересно, все свои высшие образования (Государственное училище циркового и эстрадного искусства, театральное училище имени Щукина, литературный институт имени Горького) закончила только на "отлично".
А еще у нее было желание доказать, что она может работать и в кино. До этого она, с детства боявшаяся высоты, смогла работать в цирке, причем в таком сложном жанре, как воздушный эквилибр на штейн-трапеции, сочетающий в себе, помимо балансировки под куполом, еще и игру на музыкальных инструментах.
В поисках своего голоса
И снова кропотливая работа над собой. Над преодолением страха на съемочной площадке. Слезы на премьере "Кавказской пленницы", потому что казалось, что безнадежно провалила роль, и затем - многолетнее ощущение того, что сыграла ужасно.
Затем драматическая роль мертвой Панночки в первом советском ужастике - фильме "Вий" по одноименной повести Гоголя, где Варлей сыграла совершеннейший антипод светлой и доброй Нины.
Получение актерского образования, работа в театре и ряд совершенно разных ролей, в том числе и в кино - от комедии до мелодрамы. Актерский почерк Натальи Владимировны стал четким, профессиональным, уверенным.
Вновь и вновь она доказывала себе и другим, что является разносторонним человеком.
В самом начале кинокарьеры героини Варлей говорили голосом то Надежды Румянцевой, то Клары Румяновой, поскольку молодая актриса на озвучании никак не могла попасть в нужную артикуляцию губ на экране. С 1990-х годов по настоящее время Наталья Владимировна озвучила более 2 тысяч ролей в многочисленных телесериалах, в том числе и Веронику Кастро в прогремевшем на всем постсоветском пространстве сериале "Дикая Роза".
Со временем у нее вышли два сборника стихов и четыре музыкальных альбома авторской песни, и теперь трудно себе представить, что когда-то за нее пели другие.
Однако много лет спустя, когда за плечами остались десятки киноработ, к Варлей пришло понимание того, что не они, а та давняя комедия Гайдая принесла ей зрительскую любовь и популярность.
Одна, но пламенная роль
Да, получается, что она оказалась актрисой одной роли. Но такова творческая судьба многих ее коллег.
Например, партнера Варлей по "Кавказской пленнице" Александра Демьяненко, за плечами которого было огромное количество самых разных, в том числе драматических образов, а в памяти народной он навсегда остался Шуриком.
Владимир Толоконников, сыгравший одну из главных ролей в фильме "Собачье сердце" до сих пор для зрителей - Полиграф Полиграфович Шариков, а за Алексеем Булдаковым навсегда закрепился образ генерала Иволгина из картины "Особенности национальной охоты".
Вячеслав Тихонов - это, прежде всего, харизматичный штандартенфюрер Штирлиц, за широкой спиной которого для массового зрителя померкли и князь Андрей Болконский из "Войны и мира", и скромный и мудрый учитель истории Илья Мельников ("Доживем до понедельника").
А народный артист России Олег Меньшиков, несмотря на свой солидный послужной список, прежде всего запомнился по одной из своих ранних и, на мой взгляд, самых удачных киноработ - Костика из искрометной комедии "Покровские ворота".
Похожая ситуация наблюдается и у многих западных актеров. Дженифер Энистон, судя по всему, так и останется "девчонкой по соседству" из комедийного сериала "Друзья", а Сара Джессика Паркер, что бы ни играла, всегда будет Кэрри Брэдшоу из "Секса в большом городе".
"Крепкий орешек" давно стал визитной карточкой Брюса Уиллиса, как и мистер Бин - Роуэна Аткинсона. А Арнольд Шварценеггер, какие бы роли не примеривал к себе, например, губернатора штата Калифорния, все же войдет в историю мирового кино как Терминатор.
Кто-то жестоко мучается от своей звездной роли, как это произошло с англичанкой Вивьен Ли, некогда сыгравшей энергичную и волевую Скарлетт О’Хара в легендарном фильме "Унесенные ветром", получившего восемь "Оскаров" и собравшего колоссальную кассу. А кто-то смирился с судьбой, как австралиец Пол Хоган, к которому навсегда приклеилась маска охотника на рептилий - Данди по прозвищу Крокодил.
Тем не менее, даже одна, но ярко сыгранная и запомнившаяся роль, означает, что человек не зря пришел в актерскую профессию. На фоне тысяч куда менее известных коллег ему выпал счастливый билет быть любимцем миллионов людей. А это уже немало.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции