Юрий Щегольков, РИА.Туризм
Можно, конечно, довериться профессиональному гиду и пройтись "наполеоновским" маршрутом с "няней". Но Париж такой город, который, вероятно стоит "прожить" самостоятельно, без сопровождающего. Ведь у сопровождающего может оказаться своя собственная точка зрения, которая не всегда будет совпадать с вашей. А в нашей прогулке по Парижу крайне важно, чтобы никто не мешал, не канючил и не тянул в разные стороны. Благо город большой, Наполеон жил в нем долго, память о себе оставил в самых неожиданных местах, будь то здания, мосты или парки. И даже там, где он вроде бы и не должен фигурировать, неожиданно возникает его неукротимая длань. Вот, к примеру, здание Национального собрания: и построено до него, и в общем Наполеон и демократия - вещи почти несовместные, ан нет - фасад тогдашнего Законодательного корпуса утверждал император. Или возьмем здание Оперы - фантастической своей красотой оно обязано Наполеону III, племяннику Наполеона I, но августейший дядя здесь бывал и даже однажды "появился после страшного покушения с невозмутимым лицом".
Потому уж простите, если мы пройдем мимо каких-нибудь, с точки зрения бдительного читателя, исконно/истинно наполеоновских мест. И вообще, ведь для того вы читатели и есть, чтобы дополнить рассказ усталого автора.
Мы предполагаем, что вы, как Коко Шанель или Хемингуэй, поселились в отеле Ritz, который находится на уже помянутой нами в предыдущей главе Вандомской площади. Площадь - сама по себе восхитительный памятник архитектуры. Здесь стоит Вандомская колонна, отлитая из австрийских и русских пушек в 1807 году. Скульптурные рельефы поверженных австрийцев (поверженных россиян нет, так как в период возведения колонны с Российской империей был мир и союз) создавал великий французский художник Жак-Луи Давид. Венчает колонну памятник императору, причем уже третий по счету: первый был расплавлен во времена реставрации монархии в 1818 году, второй же - "Маленький капрал" - решением Наполеона III был "переведен" во двор Военного музея в Доме инвалидов.
Здесь же, на этой площади обязательно отыщите эталон метра. Маленький памятник эпохи - метрическая система мер, принятая в период Великой французской революции, как и всемирно известные сражения, тесно связана с Наполеоном. Тот ученый - Доминик Франсуа Араго, имя которого мы увидели на металлических кружочках, обозначающих Парижский меридиан, - своими измерениями показал воочию, что такое одна сорокамиллионная часть меридиана, или 1 метр, равный, как известно, 10 дециметрам и 100 сантиметрам. Посмакуйте, произнесите еще раз по слогам: сан-ти-мет-рам. Сантим! Одна сотая! Помните, сколько сантимов тратил на хлеб Гаврош из "Отверженных" Гюго? "На пять сантимов хлеба! Булочник взял в руки нож и каравай хлеба. - На три части! - скомандовал Гаврош и с достоинством пояснил: - Нас ведь трое".
Доминик Франсуа Араго - не просто ученый периода Первой республики и Первой империи, жизнь которого похожа на приключенческий роман. Араго - это тот человек, согласия которого на совместную экспедицию в Америку дожидался Наполеон после последнего поражения в своей жизни - при Ватерлоо. Прими тогда Араго предложение прославленного полководца, и мир мог бы быть другим. Но исторические драмы не предполагают запасного выхода, республиканец Араго отказал императору, а Наполеон закончил жизнь в ссылке на Святой Елене.
(Продолжение следует)