Легендарному рок-музыканту, основателю группы "Кино" Виктору Цою 21 июня 2012 года исполнилось бы 50 лет. Он погиб в августе 1990 года, но его популярность не угасает. Поклонники по-прежнему приезжают в Петербург специально для того, чтобы посетить места, связанные с Цоем. Корреспондент РИА Новости Эльвира Рябова посетила самые известные из них и пообщалась с теми, кто лично знал певца.
"Бездельник" Виктор Цой
"Мы с женой как-то вернулись домой, слышим - в ванной вой какой-то. Это Витя тренировался, у него как раз ломался голос. Вот тогда мы и заметили, что он увлекается музыкой. Сейчас я понимаю: в то время он сильно страдал, что взрослый голос никак не прорежется", - рассказывает отец лидера группы "Кино" Роберт Цой.
Воспоминаний, связанных с музыкальной карьерой Виктора Цоя, у его отца не так много, хотя, по его словам, именно он показал будущей легенде первые аккорды на гитаре. Виктор не посвящал родителей в тонкости своей музыкальной карьеры, и они относились к ней скептически. Думали, поиграет - и бросит.
В то же время они считали, что сын может стать талантливым художником. Виктор поступил в престижное Ленинградское художественное училище имени Серова, но не закончил его. На первом месте была не учеба, а музыка. Роберт Максимович признается: каким на самом деле был их сын, родители узнали лишь после его гибели.
"Решающую роль в его карьере с нашей стороны, я думаю, сыграло то, что мы оставили его в покое, а не переделывали, не ломали. Ведь не раз пытались устроить на работу - он не приживался. А, в конце концов, мать Валентина Васильевна позволяла ему просто дома сидеть. Вот он на диване лежал, ничего не делал, как мы думали. А он песни сочинял, например, "Бездельника" тогда, наверное, написал", - вспоминает Роберт Цой.
"Дом со шпилем" на углу Бассейной улицы
Семья Цоев жила в "доме со шпилем" на углу Бассейной улицы и Московского проспекта. На парадной еще несколько лет назад висела табличка, где указывалось, что здесь жил Цой. Теперь ее сняли. Возможно, говорят соседи, постарались фанаты, или даже сами жильцы, которых не одно десятилетие беспокоят поклонники "Кино".
У квартиры уже сменился владелец, теперь ее сдают в аренду. Нынешний квартиросъемщик уроженец Китая Ван Пэн удивился, узнав, что там жил легендарный рокер.
"Я много о нем слышал. Это очень популярный в России человек. И не только здесь. Мне о Цое и друг-кореец часто рассказывал", - говорит он.
В квартире на прежнем месте осталась дверь черного хода. Теперь она заставлена холодильником, а когда-то через неё Виктор с приятелями выходил во внутренний двор, где они упражнялись в игре на гитаре.
Копия диплома в Реставрационно-художественном лицее
Профессиональное образование Виктор Цой все-таки получил: выучился на резчика по дереву в СГПТУ-61, ныне - Реставрационно-художественном профессиональном лицее. Правда, вспоминают преподаватели, сначала его выпустили просто со справкой об окончании учебного заведения.
Диплом выписали потом. Почему так было, уже никто из них не помнит. Теперь копия документа хранится под стеклом в музее лицея.
"В учительской стояло пианино. Я на нем частенько играла и пела романсы. А Виктор за дверью стоял. И когда я вышла из кабинета, он сказал, что ему нравятся романсы. Он на всех переменах ходил к учительской и слушал", - рассказывает преподаватель физики и астрономии лицея Галина Кононова.
По словам учительницы, её предмет был у Цоя одним из самых любимых. А теперь она сама страстная поклонница лидера группы "Кино".
Рубинштейна, 13
Первые концерты Виктора Цоя, как и многих будущих рок-легенд, проходили на Рубинштейна, 13. По этому адресу до начала 1990-х располагался Ленинградский рок-клуб.
"Мне очень нравится, как Владимир Рекшан написал. Однажды в рок-клубе появились два некоротких человека: один - монгол в жабо, другой - славянин в носках. Назывались они "Гиперболоиды Гарина". Один из них был Виктор Цой, другой - Алексей Рыбин", - рассказывает президент Ленинградского рок-клуба Николай Михайлов.
По его словам, зрители этого концерта странный дуэт не приняли и дружно отправились в буфет. Но прошло немного времени, и Цой стал постоянным участником, неоднократным победителем рокерских фестивалей и желанным гостем на Рубинштейна, 13.
Этот адрес в Петербурге до сих пор - место паломничества поклонников. Хотя в здании, где ныне расположен детский музыкальный театр, не осталось никаких опознавательных знаков рок-клуба. Из открытого окна доносится только академическое пение.
Та самая "Камчатка"
Чтобы не попасть под статью о тунеядстве, Виктор Цой вынужден был устроиться на работу - место он выбирал с таким графиком, который оставлял бы достаточно времени для музыки. Так он оказался в котельной, где проработал с 1986 по 1988 год.
Фанаты Цоя узнали об этом месте в день его гибели, вспоминает работавший с ним Андрей Машнин. Двор бывшего общежития Строительного треста с этого момента стал популярной Питерской достопримечательностью.
"Я еду на работу, уже, по-моему, 17 августа в троллейбусе по Невскому и вижу: идет такая демонстрация через Дворцовый мост. Прихожу сюда - здесь все цветами завалено. И полный двор народа. Люди заходили в кочегарку, проходили в комнату отдыха, и там все почему-то пили воду из-под крана. А уголь, который лежал во дворе, растаскивали на сувениры. Так продолжалось полгода, наверное", - говорит Машнин.
По его словам, там сложилась особая творческая атмосфера. Рокеры работали по графику сутки через семь, а в комнате отдыха стихийно устраивали мини-концерты. Частыми гостями "Камчатки" были Юрий Шевчук, Борис Гребенщиков, Олег Гаркуша.
Сегодня ее стены уже не покрывает копоть, здесь нет ни котлов, ни насосов, выветрился едкий запах горящего угля. Котельная превратилась в зал славы Виктора Цоя и всего питерского рок-движения.
"Переулок имени Цоя"
В ста метрах от "Камчатки"- небольшой переулок. На один день 21 июня 2012 года ему присвоят неофициальное название "Переулок имени Цоя". Инициатор этой акции музыкант, лидер движения "Рок-Петроград" Сергей Елгазин.
Сергей считает себя не просто поклонником, а последователем цоевского направления в музыке. Елгазин выпустил два альбома с песнями "детей Цоя", то есть тех, кто стремится писать в стилистике "Кино".
"Ключевое звено в посткиномании - это доброта. Доброта в текстах и в музыке. Виктор Цой был певцом добра", - считает он.
Настоящий ребенок Виктора Цоя, его сын Александр, свою жизнь не афиширует. По словам Роберта Цоя, внук категорически против общения с журналистами, и даже ему не дает свой номер телефона.
"Быть единственным сыном Виктора Цоя очень трудно. Но я его понимаю. Сам давно живу под пристальным вниманием журналистов", - оправдывает внука Роберт Цой.
А о результатах творчества своего сына он до сих пор говорит с некоторым удивлением.
"Мы были уверены, - говорит Цой-старший, - пройдет год, два, пять - и популярность спадет. А она только возрастает. Вот и получается, что он действительно был талант".