Раз в две недели, по субботам, а зимой всего раз в месяц на границе между Таджикистаном и Афганистаном происходит торговля, называемая Афганским базаром. Жители приграничных селений с обеих сторон сходятся в нейтральной зоне погранпереходов в Ишкашиме и Теме, расположенных на реке Пяндж.
© Фото : Алексей БондаренкоРаз в две недели, по субботам, а зимой всего раз в месяц на границе между Таджикистаном и Афганистаном происходит торговля, называемая Афганским базаром. Жители приграничных селений с обеих сторон сходятся в нейтральной зоне погранпереходов в Ишкашиме и Теме, расположенных на реке Пяндж. Это Горный Бадахшан - местность на Памире, разрезанная ножницами границ, занимающая Таджикистан, Афганистан, а также территорию Китая и Пакистана. Родственные народы, жившие когда-то бок о бок, имеют теперь немного законных возможностей для встреч. Одна из них – это Афганский базар. Нам удалось побывать только на одном из них – в местечке Тем, пригороде Хорога.
Раз в две недели, по субботам, а зимой всего раз в месяц на границе между Таджикистаном и Афганистаном происходит торговля, называемая Афганским базаром. Жители приграничных селений с обеих сторон сходятся в нейтральной зоне погранпереходов в Ишкашиме и Теме, расположенных на реке Пяндж. Это Горный Бадахшан - местность на Памире, разрезанная ножницами границ, занимающая Таджикистан, Афганистан, а также территорию Китая и Пакистана. Родственные народы, жившие когда-то бок о бок, имеют теперь немного законных возможностей для встреч. Одна из них – это Афганский базар. Нам удалось побывать только на одном из них – в местечке Тем, пригороде Хорога.
1 из 25
© Фото : Алексей БондаренкоСперва пограничники не разрешили нам фотографировать и с большим подозрением смотрели на мой фотоаппарат. "Наснимаешь, а потом будешь писать в газете, что это тут талибы оружием торгуют!" - ворчали они. Пришлось идти к начальству погранзаставы и долго выпрашивать у него разрешение на съемку. "Ладно. Если спросят, скажи, что я разрешил", - был его ответ.
Сперва пограничники не разрешили нам фотографировать и с большим подозрением смотрели на мой фотоаппарат. "Наснимаешь, а потом будешь писать в газете, что это тут талибы оружием торгуют!" - ворчали они. Пришлось идти к начальству погранзаставы и долго выпрашивать у него разрешение на съемку. "Ладно. Если спросят, скажи, что я разрешил", - был его ответ.
2 из 25
© Фото : Алексей БондаренкоНебольшая очередь у входа на базар. Пока мы стояли здесь, общаясь с пограничниками, мимо нас несли из Афганистана мешки, тюки, автомобильные покрышки и много всего другого.
Небольшая очередь у входа на базар. Пока мы стояли здесь, общаясь с пограничниками, мимо нас несли из Афганистана мешки, тюки, автомобильные покрышки и много всего другого.
3 из 25
© Фото : Алексей БондаренкоСтоит заметить, что пограничников обеих стран на базаре едва ли не половина из всего присутствующего народа. Периодически кто-то из них увязывался за нами, тем самым контролируя деятельность иностранных гостей.
Стоит заметить, что пограничников обеих стран на базаре едва ли не половина из всего присутствующего народа. Периодически кто-то из них увязывался за нами, тем самым контролируя деятельность иностранных гостей.
4 из 25
© Фото : Алексей БондаренкоНесут на базар все подряд: ковры, одежду, косметику, продукты, автомобильные покрышки и прочая, и прочая. Товар раскладывают прямо на земле, если не хватило места в крытых частях рынка.
А вот на базаре в Ишкашиме, говорят, есть более экзотические товары вроде старых люков и стволов от разрушенной советской бронетехники времен афганской войны 1979-89 годов и гражданской войны в Таджикистане. Эти детали покупают, чтобы переплавить в серпы, лопаты, грабли и прочие орудия труда.
А вот на базаре в Ишкашиме, говорят, есть более экзотические товары вроде старых люков и стволов от разрушенной советской бронетехники времен афганской войны 1979-89 годов и гражданской войны в Таджикистане. Эти детали покупают, чтобы переплавить в серпы, лопаты, грабли и прочие орудия труда.
Несут на базар все подряд: ковры, одежду, косметику, продукты, автомобильные покрышки и прочая, и прочая. Товар раскладывают прямо на земле, если не хватило места в крытых частях рынка.
А вот на базаре в Ишкашиме, говорят, есть более экзотические товары вроде старых люков и стволов от разрушенной советской бронетехники времен афганской войны 1979-89 годов и гражданской войны в Таджикистане. Эти детали покупают, чтобы переплавить в серпы, лопаты, грабли и прочие орудия труда.
А вот на базаре в Ишкашиме, говорят, есть более экзотические товары вроде старых люков и стволов от разрушенной советской бронетехники времен афганской войны 1979-89 годов и гражданской войны в Таджикистане. Эти детали покупают, чтобы переплавить в серпы, лопаты, грабли и прочие орудия труда.
5 из 25
© Фото : Алексей БондаренкоТорговец мылом. Обыкновенное хозяйственное мыло. И даже не ручной работы.
Торговец мылом. Обыкновенное хозяйственное мыло. И даже не ручной работы.
6 из 25
© Фото : Алексей БондаренкоА это типичный "обменник" валюты.
© Фото : Алексей БондаренкоВо время нашего визита этот торговец коврами оказался самым активным среди других стоявших за "прилавками" людей - вокруг него было больше всего покупателей.
Во время нашего визита этот торговец коврами оказался самым активным среди других стоявших за "прилавками" людей - вокруг него было больше всего покупателей.
8 из 25
© Фото : Алексей БондаренкоНо вернемся к истории этой местности. В самом конце XIX века Россия с северной стороны и Британия с южной договорились о новой границе, проходящей по реке Пяндж. Это красивое слово переводится с персидского как "пять" - именно столько притоков у реки. Семьи многих местных жителей оказались поделены на части. А семьи здесь большие, и даже какой-нибудь десятиюродный брат - тоже близкий родственник. Не раз мы слышали здесь: "У меня дед и братья на той стороне живут", "Моя сестра вышла там замуж", "Завтра еду в гости на тот берег" и т.п.
Но вернемся к истории этой местности. В самом конце XIX века Россия с северной стороны и Британия с южной договорились о новой границе, проходящей по реке Пяндж. Это красивое слово переводится с персидского как "пять" - именно столько притоков у реки. Семьи многих местных жителей оказались поделены на части. А семьи здесь большие, и даже какой-нибудь десятиюродный брат - тоже близкий родственник. Не раз мы слышали здесь: "У меня дед и братья на той стороне живут", "Моя сестра вышла там замуж", "Завтра еду в гости на тот берег" и т.п.
9 из 25
© Фото : Алексей БондаренкоДля многих памирцев базар - лишь повод для встречи с друзьями или родственниками с другого берега. И отличаются такие родственники зачастую лишь внешним обликом, а в остальном тот же язык, та же вера...
Для многих памирцев базар - лишь повод для встречи с друзьями или родственниками с другого берега. И отличаются такие родственники зачастую лишь внешним обликом, а в остальном тот же язык, та же вера...
10 из 25
© Фото : Алексей БондаренкоПо внешнему виду памирцев с афганской стороны несложно отличить от "наших", советских. Афганцы-мужчины обычно одеты в традиционные одежды - это длинная рубаха (перохан) с жилеткой, шаровары (камиз), платок (дисмаль), чалма или пакуль, известный нам как душманка или моджахедка.
"Наши" памирцы одеты в обычную китайскую одежду, благо ее навалом, ведь Китай совсем близко. Но нередко на голове советского памирца тюбетейка, цветом, формой и орнаментом рассказывающая, из какого он селения, а также какой из памирских языков для него родной.
"Наши" памирцы одеты в обычную китайскую одежду, благо ее навалом, ведь Китай совсем близко. Но нередко на голове советского памирца тюбетейка, цветом, формой и орнаментом рассказывающая, из какого он селения, а также какой из памирских языков для него родной.
По внешнему виду памирцев с афганской стороны несложно отличить от "наших", советских. Афганцы-мужчины обычно одеты в традиционные одежды - это длинная рубаха (перохан) с жилеткой, шаровары (камиз), платок (дисмаль), чалма или пакуль, известный нам как душманка или моджахедка.
"Наши" памирцы одеты в обычную китайскую одежду, благо ее навалом, ведь Китай совсем близко. Но нередко на голове советского памирца тюбетейка, цветом, формой и орнаментом рассказывающая, из какого он селения, а также какой из памирских языков для него родной.
"Наши" памирцы одеты в обычную китайскую одежду, благо ее навалом, ведь Китай совсем близко. Но нередко на голове советского памирца тюбетейка, цветом, формой и орнаментом рассказывающая, из какого он селения, а также какой из памирских языков для него родной.
11 из 25
© Фото : Алексей БондаренкоОднако женщины с советского берега выглядят так же экзотично, как и афганские - длинные пестрые платья с шароварами и узорчатые платки.
Однако женщины с советского берега выглядят так же экзотично, как и афганские - длинные пестрые платья с шароварами и узорчатые платки.
12 из 25
© Фото : Алексей БондаренкоМестный модник в кепочке и кроссовках. А главное, такой зеленой одежды я не видел больше ни у одного мужчины на базаре.
Местный модник в кепочке и кроссовках. А главное, такой зеленой одежды я не видел больше ни у одного мужчины на базаре.
13 из 25
© Фото : Алексей БондаренкоМногие мужчины на базаре мало того, что были крайне рады пофотографироваться, так еще и сами снимали нас на мобильные телефоны.
Многие мужчины на базаре мало того, что были крайне рады пофотографироваться, так еще и сами снимали нас на мобильные телефоны.
14 из 25
© Фото : Алексей БондаренкоБыло очень забавно, когда они, как и мы, фотографируя, показывали результат друг другу: "Смотри, мол, как необычно они выглядят!". Этакие пришельцы с разных планет встретились на нейтральной территории и дивятся, как в музее!
Было очень забавно, когда они, как и мы, фотографируя, показывали результат друг другу: "Смотри, мол, как необычно они выглядят!". Этакие пришельцы с разных планет встретились на нейтральной территории и дивятся, как в музее!
15 из 25
© Фото : Алексей БондаренкоКаждый раз я поражался тому, каким естественным остается выражение лица фотографируемого мной афганца. Будто бы вовсе и не на него нацелен объектив! Правду говорят, что спокойствие и естественность без суеты очень ценятся в Афганистане.
Каждый раз я поражался тому, каким естественным остается выражение лица фотографируемого мной афганца. Будто бы вовсе и не на него нацелен объектив! Правду говорят, что спокойствие и естественность без суеты очень ценятся в Афганистане.
16 из 25
© Фото : Алексей БондаренкоСловно профессиональная модель, афганец готов терпеливо выжидать, пока его сфотографируют.
Словно профессиональная модель, афганец готов терпеливо выжидать, пока его сфотографируют.
17 из 25
© Фото : Алексей БондаренкоОднозначно понять, кто на рынке покупатель, а кто продавец, не всегда легко: многие просто приходят провести здесь время – и на других посмотреть, и себя показать – и уходят, так ничего и не купив.
Однозначно понять, кто на рынке покупатель, а кто продавец, не всегда легко: многие просто приходят провести здесь время – и на других посмотреть, и себя показать – и уходят, так ничего и не купив.
18 из 25
© Фото : Алексей БондаренкоНа рынке можно перекусить, выпить чайку из термоса и отведать разных лепешек-булочек.
На рынке можно перекусить, выпить чайку из термоса и отведать разных лепешек-булочек.
19 из 25
© Фото : Алексей БондаренкоНамазанное на лепешку угощение назвали нам памирской халвой. По консистенции это скорее похоже на ореховое масло, на вкус же очень сладкое, но при этом не приторное. Мне так понравилось, что я съел два таких бутерброда.
Намазанное на лепешку угощение назвали нам памирской халвой. По консистенции это скорее похоже на ореховое масло, на вкус же очень сладкое, но при этом не приторное. Мне так понравилось, что я съел два таких бутерброда.
20 из 25
© Фото : Алексей БондаренкоОт побывавших в Афганистане друзей я слышал, что мужчины там очень уважительны и аккуратны с девушкой, сопровождаемой спутником.
От побывавших в Афганистане друзей я слышал, что мужчины там очень уважительны и аккуратны с девушкой, сопровождаемой спутником.
21 из 25
© Фото : Алексей БондаренкоЯ убедился в этом, фотографируя свою девушку вместе с афганскими мужчинами. В отличие от арабов, которые словно считают обязательным сразу приобнять в кадре девушку-европейку, афганцы никоим образом себе этого не позволяли. И не было даже ни малейшего опасения, что они могут распустить руки.
Я убедился в этом, фотографируя свою девушку вместе с афганскими мужчинами. В отличие от арабов, которые словно считают обязательным сразу приобнять в кадре девушку-европейку, афганцы никоим образом себе этого не позволяли. И не было даже ни малейшего опасения, что они могут распустить руки.
22 из 25
© Фото : Алексей БондаренкоСовершенно так же, с некой отстраненностью и закрытостью они сами относились к тому, что я пытался дружески приобнять их на снимке. Я было попробовал, но афганец стал сразу же напряжен и серьезен.
Совершенно так же, с некой отстраненностью и закрытостью они сами относились к тому, что я пытался дружески приобнять их на снимке. Я было попробовал, но афганец стал сразу же напряжен и серьезен.
23 из 25
© Фото : Алексей БондаренкоНа этом снимке отлично видно, как изменилось его настроение, как только я убрал руку.
На этом снимке отлично видно, как изменилось его настроение, как только я убрал руку.
24 из 25
© Фото : Алексей БондаренкоПостепенно подозрительность ушла, чему свидетельством тот факт, что групповом фото пожелал поучаствовать даже пограничник с афганского берега.
Постепенно подозрительность ушла, чему свидетельством тот факт, что групповом фото пожелал поучаствовать даже пограничник с афганского берега.
25 из 25