Приемная кампания в вузы Российской Федерации начинается 20 июня. О подходах к обучению студентов в системе негосударственного высшего образования рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Ирине Зубковой президент Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области, ректор Московского гуманитарного университета Игорь Ильинский.
- Игорь Михайлович, какие у вас ожидания по поводу набора студентов на первый курс?
- Думаю, во многих вузах год снова будет крайне сложным, ведь падение в демографическую яму продолжается. Количество выпускников школ сократилось в этом году еще сильнее, чем в прошлом. Год назад более сотни государственных вузов не сумели набрать студентов на бюджетные места, то есть на бесплатное обучение. Трудно пришлось большинству вузов негосударственных. Еще труднее будет набор в этом году.
- Но, может быть, государству и не нужно такое количество студентов?
- Ставить вопрос таким образом неправильно в принципе. Вопрос «Учиться или не учиться?» - это право человека, дело общества - каким оно хочет быть: грамотным, умным или глупым. И уж только потом это задача государства. Сколько студентов нужно - не государству, а обществу? Чем больше, тем лучше! Идеал - всеобщее высшее образование, в Японии и двигаются в эту сторону. Да, почти всем государствам не хватает денег на социальные нужды. Но если человек готов сам платить за свое образование, почему наше государство должно ставить ему в этом препоны? Человек, окончивший вуз и сам оплативший свое образование, не может трудоустроиться по специальности? Это, конечно, плохо, но не трагедия. Нужно было лучше учиться. Можно найти другую работу. Но общество при этом имеет более умного, более знающего человека, чем в том случае, если бы он с молодости жирел в охранниках или рыл землю лопатой.
Государство пытается каким-то образом отрегулировать процесс набора в вузы, чтобы он соответствовал потребностям российской экономики, особенно промышленности. Увеличивается количество бюджетных мест в технические вузы и на естественно-научные специальности, сокращается - на гуманитарные. Но бывшая советская экономика и сильная промышленность разрушены. Где сегодня работать «технарям»? Газ, нефть не могут быть надежной опорой экономики. Необходимо развивать производство.
- Каков ваш прогноз на ближайшее будущее?
- Что касается негосударственных вузов, то, вероятно, будет продолжаться падение количества студентов и сокращение числа этих вузов. Говорят о сокращении бюджетных мест в государственных вузах. Это пойдет негосударственным вузам на пользу, ведь у нас цены более доступны для нашего, прямо скажем, небогатого населения, они намного ниже, чем в Высшей школе экономики, МГУ, МГИМО, Плехановке. Фактически, можно сказать, набор студентов в нашем вузе уже начался. Более сотни абитуриентов заключили договоры, еще не окончив школу, не получив аттестата. Хотя это скорее договоры о намерениях, ибо они не оплачены, но это показатель доверия к нам. Думаю, что мы получим то, что желаем.
- В этом году бюджетные места по конкурсу выделяли и негосударственным вузам. Ваш университет участвовал в нем?
- Нет. Этот конкурс я считаю своего рода игрой, которую ведет правительство с негосударственными вузами. Выделено 4,5 тысяч мест на без малого пять сотен негосударственных российских вузов - капля в море. Государство в среднем выделяет на обучение одного студента от 60 до 110 тысяч рублей, в зависимости от специальности. Это очень небольшие суммы. По этой и ряду других причин мы, как и большинство негосударственных вузов, достаточно прочно стоящих на ногах, в конкурсе не участвовали. Посмотрим, что из всего этого выйдет.
Говорят, если ты не можешь дать денег, дай свободу. Я никогда не прошу у государства денег. Главное - не мешайте, дайте возможность делать то, что мы хотим, и так, как мы умеем. А мы и хотим, и действительно умеем.
- Но - не дают?
- Пока что не очень, но я надеюсь на изменения к лучшему. В проекте изменений Гражданского кодекса, которые приняты Госдумой 27 апреля в первом чтении, говорится, например, что у негосударственных учреждений может быть только один учредитель. Но это ставит под удар большинство из нас: за двадцать лет существования в России негосударственных учреждений высшего профессионального образования число учредителей не ограничивалось, и таких вузов, у которых учредитель был бы всего один, найдется, быть может, с десяток, а то и меньше. Много там и других положений, которые больно бьют и по негосударственным, и по государственным учреждениям высшего образования. Союз негосударственных вузов Москвы и Московской области направлял письма с замечаниями по этому поводу в различные комитеты Госдумы, в Совет Федерации, президенту и премьер-министру РФ, но до сих пор получали лишь невнятные ответы. Деловой, конструктивный разговор состоялся лишь с председателем думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и конституционному законодательству Павлом Крашенинниковым. Однако я не знаю, внесены ли поправки, о которых мы договорились, в текст законопроекта, выносимый на второе чтение.
- Что еще препятствует развитию негосударственного высшего образования?
- С 1992 года наша деятельность регулируется законом «Об образовании», с 1996-го - еще и законом «О высшем и послевузовском образовании», где четко сказано, что негосударственный вуз, как учреждение, может на заработанные им средства приобретать имущество в собственность. Иными словами, если вуз начинал работу в арендуемом помещении, то потом, заработав какие-то деньги, мог купить здание. Сейчас почти у половины негосударственных вузов в собственности одно, а то и два-три здания. Читая поправки в Гражданский кодекс, можно подумать, будто жизнь начинается сначала: в законопроекте в ГК РФ прописано, что учреждение должно иметь одного учредителя, наделяющего его имуществом, которое находится у учреждения в оперативном управлении, и что учреждение не может приобретать и иметь свою собственность. Спрашивается: кому же теперь будет принадлежать собственность, которая с большим трудом была приобретена за долгие годы? Это, по сути, акция по уничтожению частных вузов. При таком подходе руководство вуза как юридическое лицо лишается всякого стимула и интереса к развитию за счет собственных усилий.
- Достаточно ли поддерживается ваша деятельность в проекте закона «Об образовании в РФ»?
- Пока что нет. Его разрабатывают уже несколько лет. В свое время я был одним из первых, кто, выступая в Совете Федерации, сказал, что этот закон надо тщательно обсуждать всем обществом. После этого был второй, третий, вот сейчас очередной вариант вывешен на сайте Министерства образования и науки РФ. Пока все это выглядит очень сыро.
- Чем отличается студент негосударственного вуза от студента государственного?
- Конечно, в крупных государственных университетах, имеющих многовековую историю, учиться престижнее, в них собраны интеллектуальные сливки общества. Но представьте себе, что создан один большой-пребольшой университет - на всю страну, на миллион студентов. Какое будет там качество образования? Очень разное, в том числе крайне низкое. А ведь многие государственные вузы побуждают сейчас именно к укрупнению, слиянию, объединению. На это направлена нынешняя образовательная политика. Студент в таких вузах-гигантах на 150-200 тысяч человек теряется, иначе и быть не может. В сравнительно небольших негосударственных вузах (3, 5, 7 тысяч человек) каждый студент как на ладони, и мы буквально возимся с каждым - ведь это он приносит нам деньги, он нас кормит, мы с ним в договорных отношениях как равные стороны. Мы стараемся помогать им, поддерживать их, делать то, что многие государственные вузы считают ниже своего достоинства. Им-то все равно дадут деньги и на строительство, и на ремонт, и на компьютеры, а нам денег никто не дает, кроме студента. К своему делу и к своим студентам мы относимся с любовью и с пониманием. Только что разговаривал с мамой одного из студентов: «Сын, - говорит, - в школе был отпетым троечником, его ничего не интересовало. Здесь не только учится почти на отлично, но и занимается самодеятельностью, поет в ансамбле, увлечен студенческой жизнью, у него постоянно то конкурсы, то репетиции».
В большинстве негосударственных вузов нет взяток. За свой университет ручаюсь. Вот почему я считаю, что развитие негосударственных вузов - один из путей борьбы с коррупцией в образовании.