Второй этап автопробега "Пекин - Москва" после шумной и многолюдной пересменки и традиционных официальных мероприятий стартовал из Иркутска 16 июня. Двенадцати экипажам предстоит проехать через Тайшет, Красноярск и Бийск до Новосибирска. Дороги вообще одно из главных развлечений русского народа, а в этом путешествии с нами еще и журналисты ведущих китайских изданий. Держатся коллеги хорошо: уже научились есть ложками и ничему не удивляться. С отChinaми людьми мы делим быт и дорогу!
Но прежде, пролетев пять с половиной часов на самолете навстречу времени, мы из вечерней Москвы оказываемся в утреннем Иркутске. Еще с воздуха видны маковки Спасского храма - одного из первых каменных зданий в регионе. С двух сторон город прижался к Ангаре, "старшей дочери Байкала". Все здесь выдает его присутствие: звучит название моря-озера в вывесках магазинчиков и кафе, символические изображения нерп - единственных тюленей, обитающих в пресной воде, - украшают и футболки, и коробки конфет.
Иркутск, или середина земли, как здесь принято говорить, неслучайно выбран местом смены экипажей автопробега. Он равноудален и от Москвы, и от Тихого океана, каждый отрезок - 5 тысяч километров.
Останавливаемся мы в гостинице-тезке города. Номера с видом на просыпающуюся Ангару настраивают на исследовательский лад. Кстати, "ангара" на санскрите синоним слова "любовь".
Инфраструктура города с каждым годом все больше подстраивается под возрастающий поток туристов. В прошлом, юбилейном для Иркутска году регион посетили 750 тысяч гостей. К услугам гостей со всего света 214 гостиниц, 151 дом отдыха и 36 санаториев, 22 музея и 13 театров. Этому незадачливому ротозею с рюкзаком и фотоаппаратом, на которого региональное правительство делает ставку, на одной из улочек города даже установлен памятник.
Если вы соберетесь в Иркутск, приготовьтесь, что постоянно будете слышать эпитеты "самый" и "первый" по отношению к городу и природе региона. Ламу для эвенков, Байгал-Нуур - для бурятов, Байкал - для русских действительно самое-самое. Озеру уже 25 миллионов лет, в самом глубоком месте оно достигает 1,647 тысячи метров, рассмотреть рыбин, в том числе и эндемиков, коих здесь 27 видов, можно на глубине до 41 метра. Так, только в Байкале водится голомянка: по словам местных жителей, если ее оставить на солнце, то эта голенькая без чешуи рыба растает, так как на 30-35% состоит из жира. Есть в пресных водах и веслоногий рачок эпишуру, которым питается омуль и колония которого за год до 10 раз очищает верхний 50-метровый слой воды в озере.
Увидеть многих обитателей чудо-моря можно в Байкальском музее, а копченого сига, хариуса, омуля вам продадут на любом рынке или лавочке близ воды. Мы пробовали омуля, запеченного с лучком и картофелем под сметаной, - очень рекомендуем. Вообще, готовить рыбу в Иркутске любят и умеют. Из сладостей прихватите с собой из путешествия коробочку грильяжа с кедровыми орешками - друзья будут вам благодарны.
Обжитый южный или нетронутый человеком северный берег - какие места посетить? Все зависит от количества дней, которые вы хотите провести вместе с Байкалом. Ближайшая от Иркутска точка соприкосновения с озером - Листвянка. С хорошей инфраструктурой, гостиницами, рынками, нерпентарием поселок предоставит услуги, сравнимые с сервисом черноморского побережья. Место не подойдет, если вы настроены побродить вдоль кромки воды, отдохнуть от суеты и шума.
По традиции, в Байкал нужно окунуть хотя бы ноги. Мы решили, несмотря на протесты гида, искупаться. В огромной купели озера с почти дистиллированной водой лед тает только в мае. В июне, да и практически все лето, температура воды держится на отметке плюс 4 градуса. Если же вы хотите искупаться в воде комфортной температуры, то вам на Чивыркуйский залив, еще его называют Венецианским. Он сравнительно мелководен и прогревается до 23-24 градусов. Мы же сделали первые шаги - отступать поздно. Под взглядами местной полиции купаемся в обжигающей воде. Отфыркиваемся и не менее довольные, чем нерпы, выскакиваем на галечный берег. Покупаем сувениры, здесь они на любой вкус: от национальных бурятских шапок до чая из целебных трав. Бросаем согретые теплом рук монетки в воду, хотя можно приобрести и специальные лодочки-дары, чтобы вернуться и еще раз увидеть белые шапки гор на другом берегу.
Если у вас будет несколько свободных дней, не забудьте про Кругобайкальскую железную дорогу, побережье Малого моря, остров Ольхон - у Байкала много чудес.
У нас же впереди архитектурно-этнографический музей "Тальцы" и кресельная канатная дорога. И то, и другое доступно любому туристу - стоимость билетов от 100 до 200 рублей.
"Тальцы", как и большинство музеев деревянного зодчества под открытым небом, расположен на достаточно обширной территории. Здесь можно увидеть воссозданный быт сибирской деревни, бурятской юрты и эвенкийского стойбища. С территорий Приангарья ("Иркутской Атлантиды"), затопленных при пуске Братской и Усть-Илимской ГЭС, вывезены сюда дома первых поселенцев. Работают мастерские авторской керамики, плетения из бересты, кузница.
Что касается канатной дороги, если вы не боитесь высоты (а она здесь небольшая), такая прогулка по воздуху приведет к обзорной площадке над Байкалом. В местах, по мнению бурятов, выхода силы необходимо оставить ленту с написанной на ней молитвой. Ветра прочитают ее и унесут в небо к духам и божествам.
В планах региона объявить участок, расположенный рядом с горой Соболиной, особой экономической зоной туристическо-рекреационного типа. Вложено в строительство будет 8,5 миллиарда рублей. Ставку предполагается сделать на гостиничные номера экономкласса, в проекте их прописано около 2 тысяч. Из желанного - развитие немассового, эксклюзивного туризма, предполагающее создание этно-туристического центра и организацию экскурсий на стойбища коренного малочисленного народа тофа. Идея интересна еще и тем, что поддержит кочевников, даст им стимул вести традиционный образ жизни.
Регион, созданный для туризма, со своей миссией старается справиться. И живет в надежде совершить качественный прорыв к уровню туристических кластеров Европы.
А мы двигаемся в сторону города Тайшет, где нас ждет только ночевка. По рации водители переговариваются на чудной смеси нескольких языков, с утра мы радостно говорим "Ни-хао!", и, кажется, еще чуть-чуть, и мы поймем друг друга.
Вера Костамо