МОСКВА, 14 июн - РИА Новости. Внезапно разгоревшийся конфликт между Следственным комитетом России и коллективом "Новой газеты" был также внезапно урегулирован: глава ведомства Александр Бастрыкин публично извинился, сотрудники газеты остались довольны. При этом эксперты полагают, что инцидент может обернуться репутационными издержками для его участников.
Поводом для шумихи стало письмо главреда газеты Дмитрия Муратова, где он утверждает, что Бастрыкин угрожал его заместителю - главе отдела расследований Сергею Соколову, которого вывезли в лесополосу для разговора тет-а-тет. Следственный комитет не комментировал ситуацию более суток, а в четверг Бастрыкин пригласил на встречу главных редакторов СМИ, в том числе самого Муратова.
За несколько часов до этого Бастрыкин заявил, что история "не стоит и выеденного яйца", однако на встрече принес Муратову свои извинения за эмоциональный срыв. Главред газеты в свою очередь заявил, что повестка дня исчерпана и примирение состоялось.
СК прервал молчание
Следственный комитет сутки никак не комментировал ситуацию, несмотря ни на пикеты и задержания журналистов у здания СК, ни на желание Общественной палаты подключиться к разрешению инцидента. Однако в четверг Бастрыкин встретился с главредами СМИ, где конфликт был публично урегулирован.
Еще в среду Муратов говорил, что надеется именно на мирное урегулирование. "Вот для меня идеальный вариант развития событий такой: господин Бастрыкин говорит: "Стороны погорячились". Я говорю: "Стороны погорячились". Жмем друг другу руки, и Соколов возвращается в Россию", - сказал он.
Бастрыкин же за несколько часов до встречи заявлял, что извиняться не намерен.
"Первое - в лесу я не был уже даже не помню, сколько лет. Работа настолько напряженная, что не до поездок на природу. Второе: конфликтная ситуация с "Новой газетой" возникла после хамской и безобразной статьи журналиста Соколова по поводу расследования Следственным комитетом дела банды Цапка, члены которой обвиняются в массовом убийстве в станице Кущевская", - приводит газета слова Бастрыкина.
Глава СК признал, что его реакция на статью "была эмоциональной".
"Просто стало обидно - не столько за себя, сколько за следователей, которые, подчас рискуя жизнью, делают свою работу. Согласен - для меня непозволительная роскошь проявлять эмоции. Надо было терпеть, а не пытаться разъяснять недобросовестному журналисту, где добро и где зло. Извиняться перед "Новой газетой" мне не в чем", - говорил Бастрыкин.
Примирительное рукопожатие
Однако затем глава СК неожиданно начал встречу именно с извинений.
"Я хотел бы начать с того, чтобы принести Дмитрию Андреевичу (Муратову) извинения за тот эмоциональный срыв, который допустил на совещании", - сказал он.
"Для меня повестка дня исчерпана. Примирение состоялось", - заявил на встрече Муратов.
Бастрыкин и Муратов поблагодарили друг друга за понимание и обменялись рукопожатием.
Глава СК объяснил и свое молчание. "Я хотел бы, прежде всего, объясниться, почему я молчал - потому что меня три дня не было в Москве", - пояснил он.
Соколова в эти дни тоже не было в столице. Как сообщал Муратов, Соколов был вынужден покинуть страну из соображений собственной безопасности, но теперь он может вернуться в РФ. "Получается так, Соколов может возвращаться в Россию", - сказал главред.
Извинения Бастрыкина удовлетворили весь коллектив "Новой газеты".
"Мы изначально не стояли на том, что нам нужна война со Следственным комитетом. Мы требовали гарантий безопасности и то, что мы услышали, нас удовлетворило. Считаем этот конфликт исчерпанным, извинения мы приняли", - сказала РИА Новости пресс-секретарь газеты Надежда Прусенкова.
Она добавила, что Бастрыкин по телефону принес свои извинения и лично Соколову. При этом пресс-секретарь затруднилась назвать дату возвращения замглавреда издания в Россию.
"С возвращением по дате вопрос не решали, определенно сказать не могу", - пояснила она.
Эксперты
Опрошенные РИА Новости эксперты по-разному оценили исход конфликта - одни считают, что инцидент исчерпан, другие полагают, что некоторые аспекты истории "повисли в воздухе". При этом специалисты сошлись во мнении, что за конфликтом могут последовать репутационные издержки.
"Конфликт исчерпан, и об этом было официально заявлено... Я думаю, что это хороший урок, чтобы не было подобных ситуаций", - сказал РИА Новости глава комиссии Общественной палаты России по вопросам СМИ Павел Гусев.
При этом он отметил, что в результате репутация Следственного комитета несколько пострадала.
"Мне кажется, что, конечно, у Следственного комитета определенно есть репутационные минусы. Но то, что Бастрыкин принес свои извинения и высказался по поводу того, что сделает все, чтобы журналистам ничего не угрожало на Кавказе, этого вполне достаточно и это в какой-то степени сгладило ситуацию", - отметил Гусев.
В свою очередь вице-президент "Медиасоюза" Елена Зелинская считает, что необходимо прояснить ряд важных, по ее мнению, деталей.
"В картинке примирения, с которой нас ознакомили, присутствует только один эпизод, а именно совещание. Бастрыкин принес извинения Муратову по поводу резкого тона на совещании, и главный редактор "Новой газеты" заявил, что он удовлетворен. Но возникает вопрос: что там с лесом? За словами извинения не видно леса. Было брошено обвинение, обвинение довольно серьезное - угроза журналисту. А теперь их как бы нет? Куда они делись?" - сказала РИА Новости Зелинская.
По ее мнению, в этом конфликте задействованы не только СК и "Новая газета", но и журналистское сообщество.
"Нам три дня назад сказали, что один из наших коллег подвергнут угрозам. Реакция была очень солидарная, вся журналистская общественность была крайне заинтересована разобраться в этом конфликте - и самое главное предотвратить какие-то возможные неприятности по отношению к журналисту. Это наш общий долг. А вот сегодня мы вдруг узнаем, что ничего и не было. Встает вопрос: был ли мальчик в лесу? Что вообще это было?" - отметила Зелинская.
По ее мнению, если вопрос с лесом повиснет в воздухе, то ситуация будет плохо характеризовать и Следственный комитет, и саму газету.
История конфликта
Конфликту предшествовала серия материалов в "Новой газете" по поводу приговора Сергею Цеповязу, который обвинялся в укрывательстве банды, совершившей массовое убийство в кубанской станице Кущевская. Журналист Соколов отмечал в статье, что Бастрыкин, как и ряд других чиновников, заявлявших, что виновники убийства в Кущевской будут наказаны самым жестким образом, не сдержал слова. На совещании в Нальчике 4 июня Соколов извинился перед Бастрыкиным за "излишне резкие слова". Глава СК эти извинения не принял, заявив, что его фактически обвинили в преступном сговоре с цапковской бандой.
В одном из своих интервью Бастрыкин отмечал, что ажиотаж вокруг "слишком мягкого" приговора Сергею Цеповязу связан с его однофамильцем Вячеславом Цеповязом, входившим в банду Цапка.
Суд рассмотрел дело Сергея Цеповяза в особом порядке, то есть без проведения судебного разбирательства. Подсудимый признал вину, и его приговорили к штрафу в 150 тысяч рублей по статье "укрывательство особо тяжкого преступления".
Расследование убийства 12 человек на Кубани >>
"Я как человек тоже его не понимаю, это решение, но есть закон. И, с точки зрения закона, есть процедура обжалования приговора и так далее", - заявил Бастрыкин.