КИШИНЕВ, 14 июня - РИА Новости, Анна Банасюкевич. Председатель жюри кишиневского Молодежного театрального форума, завершившегося в среду, режиссер Адольф Шапиро считает, что поколение 20-30-летних театральных режиссеров бывших стран Советского Союза ориентировано на пристальное внимание к актуальным событиям.
"Этому поколению свойственны рискованность, желание начать с нуля, уловить ритм жизни. Я и, во многом, мое поколение старались жить по своему времени, отъединится, а нынешние молодые режиссеры пытаются уловить то, что на улице. Сейчас мало театров, которые хотят жить по своему времени. В основном, все ловят то, что носится в воздухе. А почему бы нет?" - говорит Адольф Шапиро.
Эксперты отмечают и другое явление - разрыв связей с традицией, со школой театра.
"Разрыв школы очень существенен, это большая драма. Например, я смотрю грузинский спектакль "Урод"... Я хорошо знаю грузинский театр времен Михаила Туманишвили, Роберта Стуруа, Тимура Чхеидзе. Это - уже другой театр. Никогда раньше грузинский театр не мог взять такую рационалистическую пьесу, хотя мне спектакль понравился, и ребята очень понравились. Более того, мне даже показалось, что они не по-грузински говорят, по-другому произносят текст. Это их право. Но, в принципе, разрыв со школой не идет на пользу. Великое дело - соединить школу и новаторство, но этого трудно добиться. Я убежден, что если со многими молодыми поговорить, они не знают, что делал в театре Анатолий Васильев, и Гротовского плохо знают. Но, как говорил Ленин, это болезни роста, тоже нормально", - считает Шапиро.
По его словам, причиной такого разрыва стали политические события последних десятилетий, заставившие молодых сменить ориентиры.
"Это поколение было сосредоточено на другом в 90-е годы. Это было время кентавра, когда голова - в одной эпохе, а туловище - в другой. Это не могло не отразиться и на театре. Я много бываю на Западе, преподаю, ставлю, и там как раз огромный интерес к нашей школе. У нас произошел разрыв, но, думаю, каким-то образом интерес вернется", - предполагает режиссер.
Молодежный театральный форум, ставивший своей задачей налаживание диалога между профессионалами на территориях бывшего Советского Союза, выявил существенные различия в театральном языке, в уровне мастерства, в сфере интересов молодых режиссеров. Тем не менее, по мнению председателя жюри, подобные мероприятия необходимы, чтобы избежать культурной изоляции.
"Подобные мероприятия надо организовывать, потому что нельзя жить с железным занавесом. Надо раздвигать границы общения. Я считаю, что культура и граница - это антагонистические понятия. Истину мы не найдем, но важен процесс приближения к ней", - говорит Шапиро.
По его словам, определяя победителей фестиваля, жюри не испытывало сомнений и разногласий.
"Для нас были очевидны фавориты. Другое дело, что их было не три, а четыре. Я считаю неправильным, и мы это исправим на следующем фестивале, разделение на 1,2 и 3 место. Надо просто отбирать три лучших спектакля. Это же не спор. Даже, я бы сказал, не лучших, а наиболее интересных - это было бы правильнее, ведь это определение первых - субъективное. Искусство и объективность несовместимы. В жюри не было резкого конфликта, спорили только из-за мест этих трех спектаклей", - рассказал он.
Победители конкурса, проходившего в Кишиневе с 6 по 13 июня, были объявлены в среду. Третье место занял спектакль "Полет над городом" Нарине Григорян (Ереванский государственный театр кукол имени Туманяна), на втором оказался "Пилигрим" латышского режиссера Карлиса Круминьша. А первую премию увезут в Белоруссию - лучшим признали спектакль Екатерины Аверковой "Офис" по пьесе Ингрид Лаузунд.