МОСКВА, 13 июн - РИА.Туризм, Вера Казанцева. Средняя зарплата работающих в Москве менеджеров по туризму составляет 42 тысячи рублей и является самой высокой в России, свидетельствуют данные опроса исследовательского центра портала SuperJob.
В Санкт-Петербурге сотруднику туристической компании могут предложить в среднем 33 тысячи рублей, в Волгограде, Казани и Уфе - 18 тысяч, в Нижнем Новгороде, Омске, Самаре и Ростове-на-Дону - 20 тысяч, в Новосибирске и Челябинске - 22 тысячи, а в Екатеринбурге - 25 тысяч рублей.
Требования к новичкам
Требования к новичкам в туристическом бизнесе, впервые пробующим себя в качестве менеджера по туризму, весьма лаконичны, однако это кажущаяся непритязательность, поскольку вакансий для соискателей без опыта работы совсем немного, а конкуренция среди кандидатов очень высока. При этом львиную долю соискателей составляет молодежь, грезящая рекламными турами.
Впрочем, такие молодые специалисты надолго в турбизнесе не задерживаются: их мечты разбиваются о суровую реальность. Участие в рекламных турах нужно еще заслужить, а большую часть трудового времени составляет работа на компьютере и с бумагами.
Итак, для начинающего менеджера по туризму подойдет любое образование: шансы на трудоустройство имеют даже вчерашние выпускники школ. Главное - уверенно владеть компьютером. Дополнительным плюсом станет знание иностранного языка и программ поиска и бронирования туров. Зарплата менеджеров, делающих первые шаги в туристическом бизнесе, по данным портала, в Москве составляет от 20 до 25 тысяч рублей, в Санкт-Петербурге - от 15 до 20 тысяч, в Новосибирске и Челябинске - от 11 до 14 тысяч рублей.
С видом на перспективу
Более длительный опыт работы (от двух лет) характеризует кандидата как специалиста, имеющего определенные успехи в своей области и желающего продолжать работать и развиваться в туристической сфере. Обещая более высокий оклад, работодатели в свою очередь ждут от таких претендентов хорошего знания рынка туристических услуг и направлений, а также отельной базы. Опытные специалисты должны иметь навыки работы в программных комплексах Sirena, Amadeus, "САМО-тур", "Мастер-тур", опыт оформления виз, подготовки пакета документов для тура.
Предпочтение отдается выпускникам и студентам профильных факультетов вузов. Конкурентным преимуществом обладают кандидаты, свободно владеющие иностранными языками. Также приветствуется опыт участия в рекламных турах: менеджер, побывавший на курорте лично, более красочно расскажет клиентам о предлагаемом путешествии. Верхняя граница зарплатных предложений для соискателей, соответствующих указанным требованиям, в Москве составляет 50 тысяч рублей, в Северной столице - 40 тысяч, в Новосибирске и Челябинске - 28 тысяч рублей.
Портрет соискателя
Исследование базы резюме позволило экспертам составить портрет типичного соискателя должности менеджера по туризму. Почти девять из десяти менеджеров по туризму в России - женщины, которые буквально оккупировали эту сферу: на долю представителей сильного пола осталось всего 12%. Большинство (78%) претендентов на должность менеджера в туркомпании составляет молодежь в возрасте до 29 лет, 69% менеджеров по туризму имеют высшее образование, а 35% специалистов свободно владеют английским языком.
Статистика говорит о том, что только 5% вакансий на должность менеджеров по туризму предлагают работу с экзотическими направлениями, активными, паломническими и экотурами. Большая же часть вакансий (64%) предлагает менеджерам по туризму работать на таких массовых направлениях, как пляжный отдых и экскурсионные туры. В 20% случаев к традиционному отдыху добавляют морские и речные круизы, еще в 13% - горнолыжные курорты.
Причина такой инерционности работодателей, по данным экспертов, кроется в том, что наиболее продвинутые туристы, которые, как правило, и интересуются самыми "незаезженными" направлениями, зачастую предпочитают самостоятельно организовывать свой отдых, не прибегая к услугам турагентств.
Часто экзотические туры организуют опытные путешественники, собирая группу и беря на себя все организационные и бытовые вопросы. Безусловно, стоимость аналогичного тура в агентстве будет заметно выше, чем при самостоятельной организации. Поэтому турагентства пока сомневаются в рентабельности новых направлений: спрос на их услуги будет небольшим, а прибыль невысокой. К тому же массовые направления отнюдь не исчерпали свой потенциал: если столичные туристы уже ищут новых впечатлений, то отдыхающие из регионов еще не пресытились Турцией и Египтом. Поэтому в ближайшее время турфирмы будут по максимуму использовать отлаженные маршруты.