Марина Селина, Анна Курская, обозреватели РИА Новости.
Перед самым стартом чемпионата Европы по футболу, когда патриотические настроения в стране (по крайней мере, у мужской половины населения) теоретически должны зашкаливать, социологи выяснили, что далеко не все россияне будут болеть за сборную России. Это можно было бы счесть невинной причудой или специфической психологией любителей спорта, свойственными не только российским болельщикам, если бы не еще один вскоре опубликованный опрос, из которого выяснилось, что количество граждан страны, желающих уехать на ПМЖ за границу, за три года выросло почти в полтора раза.
И хотя такие опросы проводятся достаточно регулярно, и с такой же привычной регулярностью мы удивляемся (или ужасаемся) их результатам, подобные совпадения настораживают. Как считают эксперты, косвенно это может свидетельствовать о росте социального неблагополучия в российском обществе.
Колебания в настроениях
Доля россиян, желающих уехать из страны на постоянное проживание за границу, за последние три года увеличилась с 13% до 20% (при этом число тех, кто не хотел бы эмигрировать, сократилось с 80% до 73%). Об этом свидетельствуют данные опроса "Левада-центра", проведенного в конце мая в 46 регионах страны.
Социологи не раз уже отмечали, что подобные опросы не отражают реальных планов людей по перемене места жительства. Нередко оказывается, что человек, утвердительно ответивший на вопрос "Хотели бы вы переехать за границу?", смутно представляет себе, куда он хочет уехать и чем будет там заниматься.
"Вопрос, хочет человек уехать за границу или нет – это вопрос о настроениях в обществе", - полагает руководитель Фонда "Общественное мнение" Александр Ослон. Ответы опрашиваемых, по его мнению, могут отражать настроения, связанные с погодой, с семейными отношениями, со здоровьем, уровнем дохода и многим другим. При этом политические события, считает социолог, в большинстве случаев могут быть ни при чем.
Тем не менее, нельзя не понимать, что рост эмиграционных настроений – это показатель неудовлетворенности в определенных группах россиян и в обществе в целом.
"Люди боятся инвестировать в свое дело в России, опасаясь рейдерства и незащищенности. И оправдывают свои намерения самыми разными способами, говоря о том, что уезжают не для себя, а для детей, чтобы обеспечить им лучшее будущее или уберечь от армии", - отмечает директор аналитического центра "Левада-центр" Лев Гудков.
Желание уехать за границу на постоянное жительство в последнее время у многих россиян то возникало, то исчезало, то появлялось вновь.
Самое заметное колебание в этих настроениях, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), произошло в период с июня 2011 года по март 2012 года. В то время доля россиян, подумывающих об эмиграции, снизилась в два раза, с 22 до 11%.
Эксперты тогда объясняли столь резкое снижение эмиграционных настроений в обществе ростом гражданской активности в декабре 2011 года и надеждами креативного класса на лучшее будущее.
Сейчас эмигрантские настроения начали расти опять. О своей твердой готовности уехать из России, согласно опросу "Левада-центра", заявили 3% жителей страны.
Каждый четвертый
Во время чемпионата Европы по футболу каждый четвертый россиянин намерен болеть не за сборную России, показал опрос ВЦИОМ, опубликованный 7 июня. Часть российских болельщиков отдают предпочтение Испании (9%), Германии (8%), Италии (7%) и Украине (7%).
Следите за последними новостями с Чемпионата Европы на Р-Спорт >>
Нежелание болеть за Россию и желание уехать из России – отражается ли здесь одно и то же явление? Да, это говорит об определенном росте протестных настроений, уверена социальный психолог Ольга Маховская, хотя люди, следящие за футбольными матчами и люди, желающие уехать на ПМЖ за рубеж, могут принадлежать к разным группам.
"Чаще всего серьезно желают уехать за рубеж женщины. У них всегда больше поводов для этого: в России тяжелая демографическая ситуация, возможность профессиональной самореализации у женщин ниже, чем у мужчин. При этом у них выше приспособляемость. А среди футбольных болельщиков, мы видим, в основном, мужчин. Таким образом, женщины и мужчины по-разному выражают свои протестные настроения", - делает вывод психолог.
По мнению Льва Гудкова, определенная связь между эмиграционными настроениями и нежеланием болеть за сборную своей страны существует, если рассматривать оба явления с точки зрения патриотизма и национальной консолидации.
"Но в случае футбола нет состояния войны, нет тотального разделения на своих и чужих. Вполне нормально, что люди могут болеть за команду, которая показывает лучшие результаты, более технично и интересно играет", - размышляет социолог.
Впрочем, с ним вряд ли согласятся те болельщики, которые отправились на Евро-2012, чтобы стать свидетелями триумфа или поражения своих любимцев. Для них это своего рода война. Новости, которые приходят из Варшавы, показывают, что у тех россиян, кто поехал в Польшу, патриотизма более чем достаточно.
Эмоции российских болельщиков после победы над чехами на Евро-2012 >>
Не только наша проблема
Преданность своей сборной и неверность ей – существует ли эта проблема только в России?
Если почитать форумы на англоязычных футбольных сайтах, можно прийти к выводу, что нет, болеют и там за команды чужих стран, причем причины этого приводятся вполне конкретные: а) моя сборная не добилась места в финальной части Евро; б) я только частично англичанин, моя семья – выходцы из Германии, Франции и проч.; в) мне просто очень не нравятся игроки нашей сборной, эти зажравшиеся лентяи и скандалисты, не достойные денег, которые им платят. И так далее.
Интересно, что когда несколько участников одного из форумов высказались в том смысле, что англичане – вообще очень непатриотичная нация, и только они не болеют за своих, им возразил… португалец. "Только англичане? – написал он. – У нас в Португалии всем наплевать на сборную. Она развалена натурализованными бразильцами и предпочтениями нашего тренера".
Так что Россия – совсем не исключение. Но с некоторыми особенностями.
Успехи в спорте традиционно использовались советским и используются российским государством как один из способов политической пропаганды, отмечает Ольга Маховская.
"Спортивные команды служат своего рода агитационными поездами, и люди понимают, что в них вливаются большие деньги, - рассказала она. - Люди любят спорт, но не готовы принимать политические интриги, с ним связанные".
В целом, хотя в футбольных симпатиях россиян нет ничего особенно антипатриотического, всё же данные опроса ВЦИОМ разочаровывают, подчеркнула психолог, потому что у нас всегда любили свои команды и болели за них.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции