МОСКВА, 9 июн - РИА Новости. Ученые из Франции с помощью компьютерного симулятора установили, что медработники, возвращающиеся домой после ночного дежурства на своем автомобиле, имеют высокий риск попасть в аварию, говорится в пресс-релизе Европейского общества анестезиологов.
"Сонливость за рулем - проблема общественного здравоохранения во Франции, лидирующая причина смертности на автодорогах в 2009 году, а также фактор многих аварий в городах. Было проведено множество информационных кампаний по этой проблеме, но существующая статистика показывает нам, что до цели еще далеко", - цитируются в пресс-релизе слова доктора Сеголены Арзалье-Дарет (Segolene Arzalier-Daret), сотрудницы департамента анестезиологии и интенсивной терапии в Каннском учебном госпитале.
Совместно с коллегами Арзалье-Дарет изучила навыки вождения у 30 добровольцев в состоянии недосыпа и после нормального ночного сна. Все тесты проводились с помощью симулятора в лаборатории в 8 утра, поскольку известно, что именно на период с 8 до 9 утра приходится пик дорожных происшествий, согласно официальной статистике. Участники вели машину сначала 60 минут в монотонном темпе по автостраде, а затем 15 минут в условиях города. Затем исследователи проанализировали скорость их реакций, среднюю скорость передвижения, число аварий в условиях города, перепады скоростного режима на автотрассе, а также способность держать машину на прямой траектории.
"Мы обнаружили разницу между теми, кто нормально выспался и теми, кто не выспался из-за работы ночью", - говорит доктор Арзалье-Дарет. По ее словам, в городских условиях водители, у которых была бессонная ночь, вели машину в среднем на 2 километра в час медленнее, чем те, кто хорошо спал, вероятно, осознавая, что навыки вождения могут их подвести. Отклонение от прямой и перепады в скорости движения были более заметны на монотонной трассе в этой группе по сравнению с теми, кто выспался.
Исследователи отмечают, что медицинские работники, работающие по вызову, часто страдают от недосыпа. Ученые полагают, что руководство медучреждений должно предоставлять возможность для отдыха в условиях больницы перед тем как сотрудник отправится домой, в частности, если он живет дальше, чем в 20 минутах езды.
"Разница в манере вождения между теми, кто выспался и кто нет, проявляется после 20 минут езды в части сохранения прямой траектории и после 30 минут в части скоростного режима", - говорит исследователь.
Ученые установили, что чашка кофе в период за полчаса-час до выезда домой может помочь побороть сонливость, но безопаснее для всех будет предоставить сотруднику такси, как происходит в некоторых больницах США. В Канаде практикуется последовательное сокращение продолжительности ночных смен.
"Производители машин и дорожные службы могу также сыграть свою роль, создавая системы электронного оповещения водителя при заносе, изменяя дорожную разметку и устанавливая звуковые полосы предупреждения на дорогах на случай, если водитель внезапно начнет клевать носом", - говорит Арзалье-Дарет.
Исследователи уверены, что результаты их труда применимы к реальной жизни и могут способствовать укреплению понимания, что вождение в состоянии усталости опасно для жизни. Участники эксперимента также заполнили опросники, в которых 13% признались, что засыпали за рулем после ночной смены, 11% попадали в ДТП на пути домой после дежурства и 6% из них связали произошедшее с недосыпом. При этом, собрать статистику о случаях засыпания за рулем весьма сложно, потому что краткие эпизоды сна водители просто не помнят.