Мэтр российского кинематографа Александр Прошкин представил в конкурсной программе "Кинотавра" свой новый фильм "Искупление". Действие драмы разворачивается в канун первого послевоенного 1946 года. О мерзавцах и любви, предательстве и искуплении с режиссером поговорила обозреватель Glomu.Ru Анна Горбашова.
По сюжету фильма отец главной героини 16- летней Саши (Виктория Романенко) погиб на войне. У матери (Татьяна Яковенко) завязался роман с директором клуба (Андрей Панин). В приступе праведного подросткового гнева Саша пишет донос на родную мать, что она ворует (ради дочери, кстати) продукты из милицейской столовой. Мать сажают в тюрьму, Саша остается одна и встречает свою первую любовь молодого старлея Августа (Риналь Мухамедов). Искупление дается Саше ценой потерь. Научившись страдать, девушка учится прощать.
- На премьере вы сказали, что на всех "скрижалях" "Кинотавра" написано, что это фестиваль молодых, он открывает новые имена. А вы скорее возвращаете имена, в частности, выдающегося писателя Фридриха Горенштейна. Вы были знакомы с ним?
- Когда я сюда ехал, многие говорил: "Что ты туда прешься, там же молодежь". Но я люблю этот фестиваль вне зависимости от того, в каком качестве в нем участвую. Я был и в конкурсе, и вне конкурса, получал призы, что всегда приятно. А что касается противопоставления поколений в искусстве - это признак провинциальности. В странах с богатой культурой такого положения вещей нет. Я приехал представить коллегам выдающегося русского писателя Фридриха Горенштейна, человека незаслуженно забытого, с драматической судьбой. Фильм "Искупление" снят по его одноименной повести. Кстати, предисловие к французскому изданию "Искупления" написал бывший президент Франции Франсуа Миттеран. Фридриха, к сожалению, с нами уже нет. Мы были знакомы лично, и он произвел на меня сильное впечатление. Фридрих пострадал от советской власти, как никто другой, ему единственному из диссидентов не вернули гражданство. А тот же Войнович вернулся с помпой и на "белом коне". С 80-х годов он жил в Германии, но душа его всегда была в России.
- Вы как-то обмолвились, что всю свою кинематографическую жизнь посвятили одной теме: "Что с нами произошло в ХХ веке?". И фильм "Искупление" не исключение. Вы нашли ответ на этот вопрос?
- С Россией произошла трагедия, которая изменила нашу ментальность. Весь 20 век - это геноцид нашего народа. Война, революция, снова война, герои уходили пластами и замещались, замещались… Это деформировало национальный характер и не выходит из нашего сознания. Мы все время лаемся, да плюс, непонятно откуда взявшийся, комплекс неполноценности. Там у них на Западе все хорошо. И все кино, и вся культура у них под пятой, а мы плохие и бездарные. Обливать помоями российское кино считается хорошим тоном, притом, что наше кино ничуть не хуже среднего европейского. Но у нас отсутствует национальное самосознание. Некогда монолитное общество расколото. Люди контактируют не на идейной почве, а на почве имущественных интересов
- По принципу родственности брэндов сумочек и марок машин? Кстати, это и "Кинотавра" касается, вип-бар для медийных персон. А не медийным киношникам просьба не беспокоится и так далее…
- Да, это реалии времени в целом.
- Главные роли в вашем фильме убедительно сыграли молодые артисты Виктория Романенко и Риналь Мухамедов, нездешней красоты. Долго искали героев?
- Виктория Романенко уже снялась в нескольких фильмах, а Риналь - дебютант. Проблема была в типажности. Тот типаж военного времени ушел, изменился стандарт красоты. Герой Риналя - Август, у которого сосед убил всю семью, в сущности, ребенком попал на войну. Он не знает, что такое любовь, у него никогда не было женщины. С одной стороны красивый взрослый мужчина, с другой - инфантильный подросток. Я хотел, чтобы его лицо обращало внимание своей исключительностью.
- У вас получилось, Риналь очень красив, просто Ален Делон. И не только красив, но и благороден в отличие от Саши – законченной мерзавки. Честно говоря, в ее раскаяние и искупление верится с трудом, ей не сочувствуешь никак - очень уж неприятная особа.
- Все мы становимся мерзавцами, если нет любви, но любовь все меняет, и Саша изменилась. Если бы не встреча с Августом она бы стала полной гадиной, но она спасла этого мальчика и оттаяла.
- А в чем ее искупление? Она и прощение у матери просит как-то неискренне, хоть бы слезинку проронила?
- Искупление касается всех. Это означает, что все многого натерпелись, и много натворили, но рано или поздно справедливость должна восторжествовать. Правда, чтобы это произошло, нужно совершать поступки, а не высчитывать час "Х" на калькуляторе, как это делает один из героев фильма.