Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Супертег Наука 2021январь
Наука

"Метро" для европейского рентгеновского лазера XFEL построено

© Фото : European XFELСтроительство туннелей для европейского рентгеновского лазера XFEL
Строительство туннелей для европейского рентгеновского лазера XFEL
Читать ria.ru в
Постройка шестикилометровой системы туннелей для сверхмощного европейского рентгеновского лазера на свободных электронах European XFEL, в создании которого активно участвует Россия, практически завершена, официальная церемония окончания буровых работ состоится 14 июня, сообщил РИА Новости научный директор проекта Сергей Молодцов.

МОСКВА, 8 июн - РИА Новости. Постройка шестикилометровой системы туннелей для сверхмощного европейского рентгеновского лазера на свободных электронах European XFEL, в создании которого активно участвует Россия, практически завершена, официальная церемония окончания буровых работ состоится 14 июня, сообщил РИА Новости научный директор проекта Сергей Молодцов.

"Метро" построено. В четверг мы отметим окончание бурения тоннелей, но впереди еще много работы", - сказал собеседник агентства.

Будущий рентгеновский лазер на свободных электронах, предназначенный для исследования структуры вещества на молекулярном и атомном уровне, а также изучения химических реакций в режиме реального времени, будет находиться в окрестностях Гамбурга в системе туннелей общей длиной 5 километров 777 метров.

В конце июня 2010 года две буровые машины TULA (TUnnel for LAser) диаметром 6,17 метра, длиной 71 метр, весом 550 тонн и стоимостью 18 миллионов евро начали бурить эти туннели и спустя почти два года закончили эту работу.

По словам Молодцова, на церемонию окончания бурения прибудут политики и ученые из стран-участниц проекта. Лазер European XFEL совместно строят 12 стран - Венгрия, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Польша, Россия, Словакия, Франция, Швейцария и Швеция. Общая стоимость проекта примерно 1,1 миллиарда евро, при этом доля России - около 250 миллионов евро, это вторая по величине доля после взноса Германии.

Молодцов отметил, что бурение туннелей не самая дорогостоящая, и не самая продолжительная часть работы. "Стоимость бурения - около 220 миллионов евро. Это примерно одна пятая от общей стоимости", - сказал он.

По его словам, на следующей стадии будет идти работа по созданию инфраструктуры - будет подведена вода и электричество.

"Потом будет устанавливаться самая дорогая часть, которая стоит больше, чем 500 миллионов евро - линейный ускоритель электронов длиной почти два километра. Это будет самый длинный ускоритель в Европе", - сказал собеседник агентства.

XFEL представляет собой ускоритель электронов со специальным устройством - ондулятором, состоящим из периодически расположенных магнитов, отклоняющих электроны от прямолинейной траектории. Разогнанные до околосветовой скорости электроны в ондуляторе под действием магнитного поля отклоняются, испытывают ускорение и генерируют рентгеновское излучение, возникающего при ускоренном движении заряженных частиц на скоростях, близких к скорости света.

"Самая большая часть работы еще впереди. Туннели люди научились рыть давно, а самая тонкая часть - это установка ускорителя, которая довольно долго длится", - сказал Молодцов.

Он отметил, что сверхпроводящие магниты для лазера будет делать петербургский НИИ электрофизической аппаратуры имени Ефремова, а последние секции ондулятора - новосибирский Институт ядерной физики имени Будкера.

Научное руководство реализацией проекта, а также формирование научно-исследовательской программы использования European XFEL с российской стороны возложено на НИЦ "Курчатовский институт".

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала