При каких условиях может быть увеличено количество наблюдателей ООН в Сирии, реальна ли отставка сирийского президента Башара Асада, а также что ждет регион в случае военного решения сирийского кризиса, рассказал в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Елизавете Исаковой заместитель министра иностранных дел РФ, спецпредставитель президента по Ближнему Востоку Михаил Богданов.
- Изменилась ли позиция Москвы по Сирии, как это отмечают эксперты? Есть ли у России план действий на случай, когда Башар Асад сложит свои полномочия?
- Мне неизвестно, на каких конкретных экспертов Вы ссылаетесь. Во всяком случае, этим экспертам должно быть известно, что позиция России по Сирии носит принципиальный характер и основывается на объективной оценке ситуации в этой стране и нормах международного права, опирающегося на Устав ООН. В этом смысле ожидания тех, кто, возможно, хотел бы видеть в нашей позиции отход от этих принципов, безосновательны. Мы решительно продолжаем выступать в поддержку суверенитета Сирии, против иностранного вмешательства в ее дела и попыток навязывания извне параметров внутрисирийского решения, за политическое урегулирование сирийского кризиса. Все эти элементы, кстати, заложены в одобренный Советом Безопасности ООН план cпецпосланника ООН и ЛАГ Кофи Аннана.
На данном этапе центральной нам видится задача налаживания совместной работы всех внешних игроков на этой консолидированной основе с тем, чтобы внешние силы своими действиями способствовали выполнению плана Кофи Аннана, а не мешали этому.
Что касается второй части Вашего вопроса, то мне о таких намерениях сирийского президента ничего не известно.
- В связи с последними событиями вокруг сирийского кризиса насколько Москва считает необходимой дальнейшую реализацию плана спецпосланника ООН и ЛАГ Кофи Аннана? Нужно ли внести в него коррективы, на Ваш взгляд?
- Мы считаем, что, по меньшей мере, на нынешнем этапе план Кофи Аннана представляет собой главный и безальтернативный инструмент для оказания международным сообществом содействия сирийским сторонам в прекращении кровопролития и конфронтации и запуске политического процесса. Данный документ, как известно, был одобрен Советом Безопасности ООН. На его основе единогласно приняты резолюции 2042 и 2043 СБ ООН, обеспечившие развертывание в сжатые сроки Миссии ООН по наблюдению в Сирии. Таким образом, ход выполнения шести пунктов плана спецпосланника в настоящее время находится под непосредственным контролем международных наблюдателей и СБ ООН. В этой связи речь о каких-либо коррективах, на наш взгляд, может идти лишь на основании их оценок и выводов и не в контексте пересмотра положений самого плана, а исключительно в части, касающейся обеспечения оптимальных условий для его выполнения всеми сторонами.
- США заявили о том, что могут начать военную операцию в Сирии в обход резолюций СБ ООН. Насколько опасна реализация подобного плана для ситуации в регионе в целом и как она скажется на позиции США на Ближнем Востоке? Какие политико-дипломатические механизмы помимо СБ ООН в случае развития событий по негативному сценарию может задействовать Москва?
- Действительно, некоторые обозреватели именно так истолковали высказывания, прозвучавшие в ходе встречи Постпреда США при ООН Сьюзан Райс с журналистами 30 мая. Хотя есть и другие заявления американских официальных лиц на этот счет, в частности Министра обороны Леона Панетты.
Для нас очевидно, что военная операция против Сирии в обход СБ ООН была бы катастрофой для всего ближневосточного региона. Ситуация может деградировать до такой степени, что реальностью станет возникновение большой дуги нестабильности от Средиземноморья до Персидского залива. Это страшный кровавый сценарий, способный сдетонировать взрыв проблем и противоречий, которых, к сожалению, немало на этом пространстве, превратить значительную часть Ближнего Востока в территорию, где государственная власть была бы слаба, зато вольготно чувствовали бы себя экстремисты и террористы. Мы откровенно говорим об этом с нашими партнерами, и они признают, что такой сценарий был бы наихудшим. Продолжим делать все от нас зависящее, чтобы избежать его, и шансы для этого, как мы убеждены, сохраняются.
- Есть ли уже результаты расследования трагедии в сирийском поселке Хула военной комиссией правительства Сирии? Как Россия оценивает заключение сирийских экспертов? Рассматривается ли в Москве возможность отправки в Сирию российских экспертов для расследования ситуации?
- Результаты проведенного сирийскими властями расследования варварского злодеяния в Хуле были оглашены 31 мая. О них упомянул и президент Сирии Башар Асад в своем выступлении в парламенте страны 3 июня.
Должен отметить, что Ваши коллеги, независимые российские журналисты, побывавшие в районе Хулы и близлежащих деревень Тальдо и Шамария, в частности Марат Мусин, подтверждают выводы сирийской военно-юридической комиссии. По их сведениям, боевики, захватившие эти населенные пункты, вырезали 3 большие семьи, а затем попытались предъявить эти трупы вместе с телами своих погибших в бою товарищей как жертв обстрела со стороны правительственных сил. Главное слово, конечно, должно быть за наблюдателями, но их группа, направившаяся в Хулу 29 мая, попала под обстрел со стороны членов незаконного вооруженного формирования, которое в настоящее время контролирует этот населенный пункт. Тем не менее, настаиваем на тщательном расследовании трагедии по линии МООННС. Такую задачу поставил перед Миссией Совет Безопасности ООН. Надо ее выполнять. Нужно понять, что там действительно произошло, чтобы не допустить повторения подобных событий. Виновные, кто бы они ни были, должны быть найдены и понести наказание.
Всякое правительство несет ответственность за то, что происходит на территории его страны. Но ситуацию, в которой стала возможной трагедия в Хуле, создало не сирийское правительство или, по меньшей мере, не одно только сирийское правительство. Во многом она стала следствием действий тех, кто не прекращает финансирование незаконных вооруженных формирований, поставляет им оружие, вербует наемников, помогает их переправке через границу и заигрывает с разного рода экстремистами и радикалами ради достижения собственных целей, которые определяются в значительной степени, как можно судить, конфессиональным фактором.
- Готова ли Москва обсудить в СБ ООН возможность увеличения числа наблюдателей в Сирии или отправки в страну миротворцев ООН?
- Есть принципиальная разница между миссией по наблюдению и миротворческой миссией. Это касается, в том числе, и порядка принятия решения о ее развертывании, а главное - функций, которые такие миссии призваны выполнять. На данный момент в Сирии, как Вы знаете, присутствуют международные наблюдатели. Полномасштабное развертывание МООННС завершилось лишь несколько дней назад. Необходимо время, чтобы убедиться в том, как можно было бы усовершенствовать деятельность Миссии. 300 военных наблюдателей и более 70 гражданских - серьезная сила для того, чтобы определить, кто нарушает режим перемирия. Не исключаем, что при необходимости их число можно увеличить. Вопрос, как представляется, не только в этом. Всеми сторонами, включая и внешних игроков, должна быть проявлена воля к тому, чтобы придать объявленному 12 апреля перемирию устойчивый характер и развернуть ход событий от конфронтации в русло политпроцесса. Этого, к сожалению, пока нет, особенно со стороны политических и военных лидеров оппозиции, то и дело выступающих с угрозами возобновить боевые действия и призывами к иностранной интервенции. Надо, чтобы все, включая, разумеется, правительство САР, действовали в соответствии с логикой плана Кофи Аннана в интересах мирного урегулирования, а не выдвигали в качестве приоритетов иные задачи, в частности, безоговорочную смену режима в Сирии.
- Продолжит ли функционирование российская военно-морская база в Тартусе в случае, если военное вмешательство третьих стран в ситуацию в Сирии станет неизбежным?
- Во-первых, военно-морской базы у нас в Сирии нет, а есть пункт материально-технического обеспечения ВМФ. Во-вторых, как явствует из всего того, что я говорилось Вам ранее, мы не считаем военное вмешательство третьих стран в Сирии неизбежным и делаем и будем делать все от нас зависящее, чтобы этого крайне опасного сценария избежать.
- Как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию в палестино-израильском урегулировании? Можно ли действительно говорить о прогрессе на переговорах, или происходящее больше сравнимо с ситуацией «затишья перед бурей»?
- Ситуация в палестино-израильском урегулировании сегодня непростая. Предпринимаемые попытки перезапустить субстантивный переговорный процесс пока не увенчались успехом. В апреле-мае состоялся обмен посланиями между главой Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом и премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху, однако и он не привел к каким-либо прорывным результатам.
Конечно же нельзя допустить того, чтобы затянувшийся застой обернулся очередной бурей. Ситуация требует энергичных усилий международного сообщества с тем, чтобы способствовать восстановлению доверия сторон и, самое главное, обеспечить продвижение к восстановлению мирного процесса. Тем более, что подходящий и проверенный временем механизм для этого есть - международный «квартет» ближневосточных посредников, активным участником которого является Россия.
«Четверка» обозначила план действий в интересах продуктивного продвижения БВУ, а также принципиальные подходы к урегулированию сопутствующих проблем палестинской повестки дня в своих заявлениях в Нью-Йорке 23 сентября 2011 года и Вашингтоне 11 апреля 2012 года. Эти заявления остаются программой коллективных действий.
Убеждены, что палестинцы и израильтяне должны продолжать искать взаимоприемлемую основу для возобновления субстантивного диалога и реализации двухгосударственного решения конфликта. Это, естественно, подразумевает и отказ от любых односторонних, провокационных действий, включая израильское поселенчество, предвосхищающих конечный исход переговоров.
Сейчас нередко можно услышать разговоры о том, что на фоне событий «арабской весны» процессу БВУ не стоит отдавать приоритет: мол, у регионалов сейчас много других, более актуальных внутренних задач, а палестинская проблема может подождать. Россия отталкивается от другой логики. Охватившая арабский регион революционная волна не может использоваться как повод для откладывания «на потом» палестино-израильского урегулирования. Более того, достижение всеобъемлющего справедливого мира на Ближнем Востоке, создание независимого, территориально непрерывного и жизнеспособного палестинского государства в границах 1967 года, сосуществующего в мире и безопасности с Израилем, несомненно, станет весомым вкладом в стабилизацию общей ситуации в регионе.
- Есть ли на сегодняшний момент достаточный политический багаж для проведения министерской встречи «квартета» международных посредников по Ближнему Востоку?
- Как я уже говорил Вам, ближневосточный «квартет» является оптимальным работающим в постоянном режиме механизмом международного сопровождения БВУ. Относительно недавно состоялись его министерские встречи: неформальные консультации в Нью-Йорке 12 марта и полноформатное заседание в Вашингтоне 11 апреля.
В центре внимания этих мероприятий были основные проблемные вопросы палестино-израильской повестки дня и подходы к их урегулированию в интересах улучшения социально-экономического положения у палестинцев и скорейшего возобновления двустороннего диалога.
В свою очередь обе эти встречи проводились в развитие министерского заседания «четверки» 23 сентября 2011 года в Нью-Йорке на полях сессии Генассамблеи ООН, в заявлении по итогам которого обозначены ориентиры для перезапуска прямых переговоров между ПНА и Израиле.
Все эти решения сохраняют свою актуальность и сегодня, определяют основные цели и задачи действий всех вовлеченных в БВУ сторон, как региональных, так и международных. Соответственно, явной необходимости проведения в ближайшее время полновесного министерского заседания «четверки» не просматривается.
Следующая плановая министерская встреча по уже сложившейся традиции должна пройти во время «министерской недели» на полях очередной сессии ГА ООН в Нью-Йорке в сентябре 2012 года. Сейчас ведется соответствующая подготовительная работа, прежде всего на уровне специальных представителей «четверки», в состав которой, напомню, входят Россия, США, Евросоюз и ООН.