Марина Селина, РИА Новости.
Резкие колебания курсов рубля по отношению к доллару и евро продолжаются, что оживляет разговоры о новом витке финансового кризиса. Эксперты, тем не менее, призывают сохранять спокойствие. По их мнению, проблемы еврозоны, пусть временно, но все-таки будут решены. И это не даст вызвать сильную дестабилизацию на мировых рынках.
Что касается России, то Центробанк располагает достаточным объемом ресурсов, чтобы предотвратить серьезную девальвацию рубля. Но оптимистичные прогнозы действительны на тот случай, если цены на нефть останутся на приемлемом для российской экономики уровне.
Реабилитация российской валюты. Надолго ли?
После падения конца минувшей недели курс рубля со вторника начал укрепляться по отношению к курсу доллара и евро. В среду 6 июня курс доллара расчетами "завтра" в первые минуты валютных торгов на ММВБ-РТС упал на 16 копеек – до 32,84 рубля, курс евро – на 16 копеек – до 40,98 рубля, следует из данных биржи ММВБ-РТС.
Рекордное за последние три года значение курса доллара – на отметке свыше 34 рублей – было зафиксировано в пятницу 1 июня. Центробанк до этого момента не предпринимал активных действий, чтобы искусственно поддержать рубль.
Но в субботу 2 июня глава ЦБ Сергей Игнатьев заявил, что Банк России уже проводит валютные интервенции, действуя в соответствии с установленными правилами механизма плавающего валютного коридора.
В последние три рабочих дня Банк России продавал на внутреннем валютном рынке по 200 миллионов долларов в день, сообщил Сергей Игнатьев в среду 6 июня на Международном банковском конгрессе.
Рубль продолжит укрепление по отношению к доллару и евро, прогнозируют аналитики. "Основным фактором, оказывающим поддержку, являются цены на нефть. Сигналы, поступающие с сырьевого рынка, способствуют охлаждению паники, которая лишь усиливала наблюдаемое ослабление рубля", – сказала РИА Новости начальник аналитического отдела ГК "Алор" Наталья Лесина.
Но эксперты предупреждают, что позитивная для рубля коррекция может носить временный характер. Негативные тенденции на рынке нефти сохраняются, замечает эксперт компании "БКС Экспресс" Валерий Дмитриев.
"Аналогичная картина и на российском валютном рынке. Поэтому не исключен еще один подскок пары доллар-рубль в сторону 34,50 рубля", – сказал РИА Новости Дмитриев.
Новый старый кризис
Что все это означает для российской экономики? Стоит ли расценивать столь серьезное падение рубля в качестве предвестника нового кризиса?
"Мы находимся сейчас в мощной зоне турбулентности. Вопрос в том, минуем мы ее или нет. Наблюдаемая вспышка нервозности связана с неопределенностью по переговорам, такой своеобразной игре в покер между греками и немцами", – заявил во вторник на круглом столе в РИА Новости директор Института экономики РАН Руслан Гринберг.
Но экономист уверен, что "без пяти двенадцать" проблема с Грецией будет как-то в очередной раз временно решена, точнее, ее решение снова будет перенесено.
"Нельзя назвать происходящее кризисом, это новая фаза, в которой инвесторы в очередной раз осознали, что не все так гладко. Проблемы дисбалансов не решены не только в еврозоне, но и в США. Подобные паники будут возникать раза два в год, если опираться на статистику", – сказал старший экономист компании "Тройка Диалог" Антон Струченевский, напомнив о том, что в августе-сентябре прошлого года, когда обсуждалась тема возможного коллапса евро, наблюдалась очень похожая паника.
По мнению доцента кафедры "Фондовые рынки и финансовый инжиниринг" Василия Якимкина, кризис, который начался в 2008 году, продолжается, но "он на издыхании". "Нового кризиса я пока не вижу. Есть некая квазипаника среди дилетантов, которые не понимают, что происходит и впадают в состояние неопределенности", – говорит он.
Эксперт уверен, что о потенциальном распаде еврозоны речь сейчас идти не может. "Никому не интересно, чтобы еврозона развалилась", – замечает Якимкин.
Тем не менее, серьезные проблемы еврозоны налицо, и для России они могут иметь плачевные последствия, считает директор управления валютных рынков ФГ "БКС" Павел Андреев.
"В 2008 году кризис США задел Россию ударной волной, а сейчас кризис у нашего основного партнера", – говорит он, отмечая, что еврозона пока так и не определилась с путями решения своих проблем. Эксперт уверен, что, по крайней мере, текущие колебания на рынке валют не пройдут для курса рубля бесследно.
"Непонятно, почему Центробанк вступил в поддержку только на уровне 34 рубля за доллар. Из этого можно сделать вывод, что ЦБ пытается предложить рынку на рассмотрение новый уровень по российской валюте", – говорит Андреев, поясняя, что фактически идет речь о плавной девальвации рубля.
Импортные товары и услуги дорожают
Тем не менее, текущий уровень падения рубля для российской экономики – не критичен, считают эксперты. Более того, он даже полезен, отмечает Антон Струченевский.
"Политика Центробанка была образцовая, важно, что ЦБ не стал упираться и сдерживать девальвацию, поскольку было совершенно непонятно, где зафиксируются цены на нефть", – говорит Струченевский, поясняя, что ослабление рубля в случае снижения цен на нефть – это некий механизм, который добавляет гибкости экономике.
"Начинают выигрывать отечественные производители, поскольку доля импорта снижается. И слабый рубль – поддержка для бюджета. Снижение цен на нефть приводит к тому, что падают доходы в бюджет за счет экспортных пошлин, НДПИ в долларовом эквиваленте. Но бюджет собирается в рублях и более слабый рубль автоматически компенсирует снижение доходов", – объясняет эксперт.
Однако для российского потребителя, в особенности, получающего зарплату в рублях, колебания валют в сторону снижения курса рубля – болезненный вопрос.
Подешевевший рубль означает, например, скачок цен на импортные товары, удорожание туристических путевок, что особенно актуально летом, увеличение ежемесячных выплат по ипотечным и потребительским кредитам, взятых в долларах и евро.
В СМИ уже появились прогнозы на тему того, что удорожание доллара и евро приведет к всплеску потребительской активности. Опасаясь сильного повышения цен, например, на бытовую технику и автомобили, россияне могут начать экстренно брать кредиты и покупать товары, которые планировали приобрести в будущем.
Но эксперты считают, что потенциал потребительской активности россиян в настоящее время невысок, да и падение рубля не достигнет такого уровня, чтобы заставить граждан сдать все сбережения и начать массово брать кредиты ради выгодных покупок на будущее.
"Правительство будет защищать рубль любыми способами, золотовалютные резервы достаточны, чтобы держать рубль в заданном коридоре", – считает Василий Якимкин.
Россияне уже привыкли, что рубль не стоит на месте, отмечает Струченевский, замечая, что доходы населения сейчас растут очень медленно, у людей просто нет свободных денег.
"Население уже потребило все, что можно", – соглашается Павел Андреев. По мнению экспертов, рубль в течение 2012 года может держаться на уровне 30-33 рублей за доллар. Руслан Гринберг не исключает снижения курса рубля до 34-35 рублей за доллар до конца года.
"Но все эти прогнозы на уровне ощущений, поскольку сложно предсказать, какими будут цены на нефть", – замечает Павел Андреев. По его мнению, если в еврозоне будут реализованы наихудшие сценарии, это автоматически повлечет за собой снижение цен на нефть, что нанесет ощутимый удар как по российской экономике, так и по личным бюджетам россиян.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм>>
Готовность России: меньше денег, больше опыта
Готовы ли российские власти к преодолению очередного кризиса? По мнению экспертов: и да и нет.
Положительные ответы связаны со сценарием, когда цены на нефть удерживаются в районе 90-100 долларов за баррель. Эксперты отмечают, что по сравнению с 2008 годом у российского правительства есть наработанный инструментарий по выходу из кризиса.
"Но если цены на нефть упадут до 60 долларов за баррель, вряд ли что-то поможет. Это экзистенциальный вопрос для России", – говорит Руслан Гринберг.
Павел Андреев уверен, что при наихудшем сценарии, когда объемы ежемесячных выплат по валютным кредитам достигнут запредельных размеров, могут начаться народные волнения.
"У российских властей есть еще лет пять-шесть, чтобы решить проблему сырьевой зависимости, поскольку после этого окончательно исчезнет постсоветский научно-технический потенциал и это уже будет совсем другая страна", – предупреждает Гринберг.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции