Евразийская экономическая комиссия, преемница Комиссии Таможенного союза, начав работу с 1 февраля, успешно преодолела этап становления, подбора основных кадров и весной перешла к своей основной деятельности – принятию решений в таможенной и внешнеторговой сферах на Едином экономическом пространстве. О том, как строится работа ЕЭК, какие задачи предстоит решить в процессе экономической интеграции России, Белоруссии и Казахстана рассказал министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев в интервью корреспонденту агентства «Прайм» Марине Градовой.
- Андрей Александрович, когда можно будет сказать, что «все работает», и в целом затея с Таможенным союзом и Единым экономическим пространством реализована?
- Уже сейчас можно констатировать: Таможенный союз как экономическое интеграционное объединение заработал. Движение товаров и услуг в едином таможенном пространстве наращивает объемы. Налажен обмен пошлинами, собранными странами на внешних границах союза, уже функционирует единое торговое регулирование, необходимые решения по его развитию принимаются, что важно – в рабочем порядке.
Безусловно, многое еще предстоит сделать для совершенствования работы всех интеграционных процессов. Таможенным службам нужно более плотно взаимодействовать, улучшать обмен информацией как между собой, так и с внешнеторговыми партнерами, снижать риски контрабанды. Предстоит серьезная ежедневная работа.
Следующий важный этап – дальнейшее качественное развитие ЕЭП. Мы рассчитываем завершить основной блок работы в течение 2012-2013 гг. Президенты трех стран поставили задачу к 1 января 2015 года создать Евразийский экономический союз и подготовить всеобъемлющий кодифицированный договор, который сведет все наработки в единую стройную систему регулирования. Для этого в развитие подписанных 17 соглашений ЕЭП, которые вступили в силу с 1 января 2012 года, предстоит принять более пятидесяти документов, которые и составят основу такого всеобъемлющего договора. В базовых соглашениях содержится много норм, которые нужно проработать, создать дополнительные соглашения, чтобы все элементы интеграционного объединения заработали, как было задумано.
- К 2015 году успеете?
- Да. У нас уже подготовлен график разработки документов на 2012 год.
- Что предстоит сделать в первую очередь для гармонизации регулирования?
- Мы уже достаточно хорошо гармонизировали нормативную базу для движения товаров, они движутся свободно без таможенных границ и торговых барьеров.
Далее предстоит совершенствовать режимы по предоставлению услуг и инвестициям. Подписанное соглашение о взаимном доступе на рынки услуг в рамках ЕЭП – только первый шаг. В нем заложена большая программа, например, ставится задача создать единый рынок финансовых услуг, на котором лицензии взаимно признаются. Но для этого предстоит выработать единые требования к продуктам, единые надзорные требования и так далее. График работы утвержден, мы во втором полугодии приступим к переговорам по этому вопросу.
Еще один важный вопрос – промышленные и сельскохозяйственные субсидии. В развитие существующего регулирования должна быть налажена процедура нотификации, по которой страны сообщали бы друг другу, какие субсидии они применяют; такая информация должна быть достоверной и актуальной. Через пять лет мы должны прийти к схеме работы, при которой страны согласовывали бы с комиссией специфические субсидии, которые в той или иной степени нарушают баланс интересов.
Мы должны урегулировать вопросы гармонизации тарифов естественных монополий, единым тарифам железнодорожных перевозок, созданию единого рынка инфраструктуры. Безусловно, такие вопросы особенно чувствительны для сторон и требуют детального и деликатного отношения. Большая работа предстоит по формированию согласованной макроэкономической политики.
Также, хотел бы отметить, что необходимо создавать условия справедливой внутренней торговли, единые правила конкуренции. К подписанному Соглашению необходимо принять значительное количество регулирующих актов: определить понятие трансграничного рынка; определить, как будут функционировать наши наднациональные антимонопольные органы, как они будут проводить расследования, применять санкции и штрафы и так далее. Важно, чтобы и игроки рынка, и национальные органы власти понимали – присмотр за ними есть, и могут последовать санкции в случае возникновения необоснованных барьеров на едином рынке.
- ЕЭК принимает на себя функции по антимонопольному регулированию, система регулирования какой из стран-участниц будет взята за основу?
- Описанные в Соглашении положения во многом повторяют принципы, применяемые в России. Решение следовать именно им принималось исходя из того, что российские нормы по регулированию конкуренции были наиболее детально проработаны. Качество российского антимонопольного законодательства даже в сравнении с международными стандартами отмечают и многие зарубежные эксперты. Поэтому было вполне естественно взять именно российские наработки. Аналогичным образом мы поступаем, когда нормы Казахстана или Белоруссии в каких-то направлениях более совершенны – именно они ложатся в основу документов Таможенного союза.
Вместе с тем есть задача разработать модельный закон о конкуренции, который будет единым для всех трех стран и создавать некую общую методологию.
Что касается торгового блока, мы начинаем реализовывать полномочия по торговой политике в отношении таможенного тарифа, нетарифного регулирования. Далее нам предстоит привести Единый таможенный тариф (ЕТТ) в соответствие с обязательствами России перед ВТО.
- Есть ли сейчас заявки на корректировку тарифа независимо от ВТО от стран или компаний?
- Сейчас рассматривается и прорабатывается около 50 заявок. Среди них есть как крупные вопросы, так и мелкие. Из чувствительных тем могу отметить продление льготного режима по импорту гражданских самолетов, вопрос пошлин на тягачи для международных транспортных перевозок, вопросы по нефтегазовому оборудованию (различные буровые установки), паромы, обеспечение режима сборки в вертолетостроении и так далее.
Последнее – это инициатива Казахстана, но аналогичные программы по организации международных операций по вертолетостроению есть и в России, например у ОАО «Росвертол». Поэтому мы хотели бы создать соответствующий режим различных тарифов для запчастей и готовых изделий: комплектующие должны импортироваться в ТС беспошлинно, а на готовую технику должна устанавливаться определенная пошлина. Такой подход разделяют большинство участников нашего объединения, и он полностью соответствует нормам ВТО. Важно проработать должным образом детализацию по запчастям, и то, насколько будет глубокий процесс сборки. Здесь дискриминации нет. Все настроены на то, чтобы соблюдать обязательства.
- Сколько отсеивается предложений по корректировке ЕТТ, которые вносятся сторонами?
Мы стараемся ничего не отсеивать. Однако если нет согласия между сторонами или предложения не очень корректно подготовлены, они не принимаются сразу, по ним идут консультации, уточнения, в них вносятся изменения. Некоторые в итоге отпадают.
- Какое решение по самолетам будет принято и когда?
- Сейчас необходимо провести двусторонние переговоры между заинтересованными министерствами и структурами Казахстана и России, Белоруссии и России. Российские производители готовы в приоритетном порядке обеспечивать поставки техники в Казахстан и Белоруссию. В первую очередь, речь идет о SukhoiSuperJet 100.
Однако есть сегменты рынка гражданских самолетов, производство машин для которых еще не налажено: например, ниша МС21. На наш взгляд будет целесообразно продлить льготные периоды по таким сегментам, учитывая, что у производителей из Таможенного союза нет конкурирующего продукта для поставки. Вице-премьеры договорились еще раз обсудить эту тему в Петербурге, на заседании Совета (ЕЭК – ред.) в 20-х числах июня.
- Учитывая катастрофу, ситуация по SuperJet неустойчивая…
- Давайте дождемся результатов расследования, сейчас выводы делать рано.
Принципиальное решение этого вопроса относится к компетенции правительства трех стран. Есть ряд позиций, чувствительных для участников объединения, которые составляли основу договоренностей по ЕТТ еще в 2010 году. Это были пакетные договоренности, в которые входили легковые и грузовые автомобили, авиационная техника, целый блок по химической промышленности. Стороны долго искали решение, которое устроило бы всех, и в результате договорились о сбалансированном пакете. Теперь на повестку дня вышло обсуждение одной из таких базовых договоренностей, и стороны на уровне вице-премьеров должны определить параметры новой договоренности.
- Какая работа ведется в сфере развития отношений с внешнеторговыми партнерами?
- Мы приступаем к большому блоку вопросов по переговорам о возможности установления режимов свободной торговли.
- Какой регион находится в поле вашего зрения?
- Сейчас Азиатско-Тихоокеанский регион становится все более и более интересным партнером, в этот регион смещается акцент глобального экономического роста. При этом мы должны учитывать стандарты сотрудничества, которые сложились в регионе, и частью которого является и наше объединение. А стандарты таковы, что взаимодействие в Юго-Восточной Азии, и в целом в Азиатско-Тихоокеанском регионе, строится на принципах свободной торговли. У стран АСЕАН, например, более 70 соглашений с другими участниками (двусторонних и многосторонних). Вход в этот развивающийся регион и участие в его развитии, конечно, должно предусматривать наличие режима свободной торговли.
Хочу подчеркнуть, что речь не только о таможенных тарифах. К режиму свободной торговли относятся и правила санитарного, фитосанитарного, технического регулирования, правила происхождения товаров и так далее. Конечно, мы, в первую очередь, обращаемся к партнерам, с которыми у нас есть исторический опыт взаимодействия и достаточно разнообразные направления сотрудничества, в частности ведем консультации с Вьетнамом.
Не считаете ли вы, что такая открытость азиатских рынков – скорее недостаток, чем достоинство для продвижения российских товаров?
Создание режима свободной торговли – это очень интересная задача. Ее решение сводится к тому, чтобы обеспечивать баланс выгод от режима для обеих сторон.
Наш рынок в меньшей степени по сравнению с рынком стран Юго-Восточной Азии. И наши первые партнеры по свободной торговле получат определенные преимущества перед другими игроками. Наши же продукты в других регионах сталкиваются с уже сложившимся рынком, поэтому перспективы в плане увеличения поставок и получения собственных экономических выгод лежат в несколько иной плоскости. Мы должны очень взвешенно подходить к формированию системы преференциальных соглашений и оценке выгод, которые принесет участие.
- Назовите, пожалуйста, самые перспективные направления?
- У нас есть очень неплохие возможности по поставкам энергетического оборудования, авиационной техники, вертолетов, транспортной техники и продукции, необходимой для промышленного и инновационного развития регионов, для крупных проектов, которые, как правило, курируются правительством. Мы, поставляя, например, турбины, должны иметь доступ к государственным проектам.
- Можно ли сейчас говорить о конкретном экономическом эффекте от сотрудничества с Вьетнамом?
- Для нас плюс – рост экспорта, инвестиции и экспорт услуг. Сейчас двусторонний товарооборот между Вьетнамом и ТС – около 3 миллиардов долларов в год. При скоординированных действиях обеих сторон вполне реально увеличить его до 12 миллиардов к 2020 году. Конечно, это потребует больших усилий.
Также, мы ведем работу с Европейской ассоциацией свободной торговли. На данный момент прошло пять раундов переговоров. Идет переговорный процесс с Новой Зеландией.
В целом, около 35 стран заинтересованы в том, чтобы вести с нами переговоры о свободной торговле. Но, к сожалению, это существенно превышает наши переговорные возможности и ставит перед нами задачу выработки системы приоритетов.
- Вы говорили о том, что Казахстан успешно ведет переговоры по присоединению к ВТО и в этом году уже может присоединиться к клубу мировой торговли, а как обстоят дела у Белоруссии?
У белорусских коллег больше работы. А на темпы, конечно, влияет негативный фон политических отношений с рядом влиятельных членов ВТО.
- В апреле власти Украины заявляли о намерении поднять пошлины на импортные автомобили, чтобы защитить свой рынок. Вы в своем письме писали о нежелательности такого шага. Что ответила Украина?
- Мы ведем консультации. Надеюсь, наши доводы будут услышаны. Основания для подобных шагов мы не видим.
Наша зона свободной торговли в СНГ – общая ценность, и если мы будем вводить ограничения по таким чувствительным темам, как автомобили, это мгновенно вызовет существенный дисбаланс, что не принесет пользы ни украинской промышленности, ни российской.
Напротив, надо энергичнее действовать в плане снятия существующих барьеров между Таможенным союзом и Украиной. Был момент, когда мы очень удачно «разгребли» эти завалы, а сейчас видим, что «русло снова заиливается».Мы со своей стороны настроены на снятие барьеров.
- Некоторое время назад в комиссии была сформирована рабочая группа по рассмотрению заявки Киргизии на членство в Таможенном союзе, как идет процесс?
- Контакты уже начались. Это первый для нас подобный опыт, и нам нужно выработать определенные стандарты (приема в ТС новых участников – ред.). Понятно, что со стороны Киргизии потребуются шаги по адаптации стандартов регулирования к требованиям Таможенного союза, и в сфере тех требований, которые уже выполняются, и в отношении будущих норм.
- Не станет ли участие Киргизии обременительным для стран ТС, учитывая экономическую и политическую ситуацию в стране? Успеете ли в этом году обследовать состояние дел в этой стране?
- Работа еще в самом начале, и говорить о последствиях и для участников Таможенного союза, и для самой Киргизии пока преждевременно. Нужно изучить состояние регулятивной базы Киргизии, понять, как она развивается. Необходимо детально разбираться по конкретным дисциплинам: каково состояние таможенного регулирования, какая обстановка в регулировании внешней торговли, в сфере конкуренции. Тогда появится представление, какие потребуются шаги для гармонизации регулирования.
Эту работу ведет (министр ЕЭК) Татьяна Дмитриевна Валовая, повторюсь, рабочая группа приступила к работе. Многое будет зависеть и от политической воли руководителей.
- Российская сторона ранее предлагала присоединиться к Таможенному союзу Украине…
- С точки зрения экономических эффектов от интеграции – выгоды очевидны и для стран-членов Таможенного союза, и для Украины, имеющей огромные и очень тесные связи с нашими предприятиями. Но данный вопрос не так просто решить на Украине с политической точки зрения. Наверное, в этом проблема.
- Кто-то еще высказывал желание присоединиться к ТС?
- Честно говоря, я не знаю таких случаев. Мы сейчас сами не посылаем сигналов, что хотели бы расширяться. Нам важно «поставить на крыло» ту систему, которую мы создаем. А наши возможные партнеры смотрят на нас и хотят понять, как это будет работать, какие выгоды может приносить.
- Россия начала переговоры по присоединению к ОЭСР. Координируется ли эта работа с ЕЭК?
- Пока нет, хотя Игорь Иванович Шувалов предложил рассмотреть этот вопрос на Совете, потому что ряд обязательств, которые Россия планирует принять в рамках присоединения к ОЭСР, либо затрагивают компетенцию ЕЭК, либо относятся к совместной компетенции. Поэтому я не исключаю, что нам придется принять участие в работе, например, в сфере лучших лабораторных практик и признания сертификатов соответствия, по техническому регулированию, по экологическим стандартам и ряду других вопросов.