Рейтинг@Mail.ru
Мидуэй-1942: тщательно подготовленная удача - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Мидуэй-1942: тщательно подготовленная удача

Читать ria.ru в
Четырехдневное сражение у атолла Мидуэй, которое закончилось 6 июня 1942 года, является одним из самых интересных эпизодов Второй мировой войны, да и мировой военной истории в целом.

Илья Крамник, обозреватель РГРК "Голос России", специально для РИА Новости.

Четырехдневное сражение у атолла Мидуэй, которое закончилось 6 июня 1942 года, является одним из самых интересных эпизодов Второй мировой войны, да и мировой военной истории в целом. В истории есть немало сражений, исход которых вызывает вопросы "почему так?" и "а что было бы, если?", и среди морских баталий Мидуэй уверенно входит в первую десятку (если не в пятерку) битв, вокруг которых постоянно кипят жаркие споры.

Расчет на победу

Понять спорящих легко: слишком уж сокрушительным кажется разгром японского Объединенного флота после полугода непрерывных побед и майского сражения в Коралловом море, стоившего и японцам и американцам немалых потерь. При этом на стадии развертывания японская сторона обладала, казалось бы, подавляющим превосходством в силах. Командующий Объединенным флотом адмирал Исороку Ямамото вел к атоллу Мидуэй флот в составе 185 боевых и вспомогательных кораблей, в том числе - четыре ударных, два легких авианосца, семь линейных кораблей, 14 крейсеров, два гидроавиатранспорта, большое количество эсминцев, подлодок, и транспортных кораблей. На палубах авианосцев базировалось более 250 боевых самолетов, в том числе 226 - на четырех авианосцах двух дивизий Первого воздушного флота - "Кага", "Акаги", "Хирю" и "Сорю".

Эти самолеты, а вернее, пилотировавшие их летчики и были главным козырем японского флота. Именно первый воздушный флот (Дай-ичи Коку Кантай) под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо обеспечил Японии полгода непрерывных побед на огромных пространствах от Перл-Харбора до Цейлона. Завоеванное господство на море обеспечило быструю оккупацию британской Малайи, захват считавшегося неприступным Сингапура, наконец, захват Филиппин и Индонезии - той самой ресурсной базы, ради которой Японская Империя вступила в войну. На восток от огромного Малайского архипелага вооруженные силы Японии создали так называемый "защитный периметр", опорными пунктами которого стали аэродромы и военно-морские базы на островах Микронезии.

Захват Мидуэя должен был стать очередным шагом по расширению защитного периметра, но одновременно японское командование преследовало еще одну цель: выманить в бой и уничтожить американские авианосцы.

Атака на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года была очень результативной, но не принесла решающего успеха - американские авианосцы, роль которых в войне уже никем не подвергалась сомнению, в день атаки отсутствовали в Перл-Харборе и остались целы. С того момента они нанесли Японии несколько болезненных ударов, главным из которых стало сражение в Коралловом море.

Тяжелые потери в воздушных боях палубной авиации и гибель легкого авианосца "Сехо" заставили японское командование отказаться от планов дальнейшего продвижения на Новой Гвинее и в перспективе - от возможного захвата баз на севере Австралии. Среди прочих последствий следует отметить потерю боеспособности пятой дивизии авианосцев первого воздушного флота - авианосец "Секаку" получил повреждения, а эскадрильи, базировавшиеся на нем и на его собрате "Дзуйкаку", понесли тяжелые потери в воздушных боях. Восстановить эти потери быстро было нельзя: практика комплектования эскадрилий ударных авианосцев исключительно опытными летчиками лишала авиашколы квалифицированных инструкторов, в результате приток обученных пилотов в боевые части был очень небольшим.

В результате Первый воздушный флот шел к Мидуэю с урезанным на треть потенциалом, но, по мнению командования, этого должно было хватить. Мнение рядовых летчиков было таким же. В конце концов, пятой дивизии, летчики которой имели меньший опыт и худшую подготовку по сравнению с ветеранами первой и второй, несмотря на потери, удалось потопить американский авианосец "Лексингтон" и тяжело повредить "Йорктаун" (некоторое время он вообще считался уничтоженным). Выводы летчиков Дай-ичи Коку Кантай о результатах первого боя с американскими авианосцами выразились в поговорке, бродившей в кубриках летного состава: "если уж сыновья наложниц добились успеха, законные сыновья должны победить".

Японский объединенный флот шел за решительной победой, которая лишила бы американцев главных сил, способных эффективно противодействовать комбинированной морской и воздушной наступательной мощи Империи.

Далеко на севере одновременно наносился отвлекающий удар - пятый флот адмирала Боширо Хосогая отправили на завоевание Алеутских островов.

Чужие секреты и игра на опережение

Штаб командующего американскими силами в Тихоокеанской зоне располагался в Перл-Харборе. Адмирал Честер Уильям Нимиц приказал перенести штаб на Гавайи из безопасного далека континентальных США с тем, чтобы находиться как можно ближе к театру военных действий. В конце мая 1942 года перед ним стояли две главные задачи: предугадать дальнейшие действия японцев и суметь, наконец, прервать затянувшуюся череду поражений.

Материальные потери были не столь значительны для Штатов, восьмикратно превосходивших Японию по экономическому потенциалу. Они могли быть восполнены - и уже восполнялись. Опаснее были нарастающие удары по самолюбию, которые могли в итоге привести к психологическому надлому и заставить американское руководство пойти на переговоры и мир на выгодных для Японии условиях.

"Главными силами" Нимица в этой обстановке были не линкоры и не авианосцы. Его козырем стала группа военных и гражданских специалистов - криптографов, математиков и лингвистов, во главе которой стоял весьма необычный даже для либеральных в отношении субординации и авторитетов США человек - коммандер (капитан 2-го ранга) Джозеф Рочфорт.

Этот офицер, имевший обыкновение разгуливать по рабочему кабинету в домашнем халате и шлепанцах, считался (и был) лучшим криптографом США, и главной его заслугой стал взлом японского военно-морского кода N-25 осенью 1940 года. Предупредить нападение на Перл-Харбор этот успех не смог - японцы сменили ключ, но вскоре американцы сломали и его, и к маю 1942 года в японских радиосообщениях не было тайн.

В начале мая в радиограммах японцев начали все чаще встречаться указания на подготовку крупной операции в центральной части Тихого океана. К 15 мая не оставалось сомнений, что целью операции является Мидуэй, и Нимиц решил сыграть на опережение. Имеющиеся скудные силы должны были в тайне для противника развернуться в районе Мидуэя, загодя обнаружить врага, атаковать и уничтожить его.

За время, оставшиеся до ожидаемой атаки японцев, американским ремонтникам в Перл-Харборе удалось совершить трудовой подвиг: повреждения "Йорктауна" в мирное время потребовавшие бы нескольких месяцев ремонта, были устранены за три дня. Корабль полностью восстановил боеспособность, и даже получил новый автомат по изготовлению газированной воды, взамен уничтоженного японской бомбой. Этот штрих можно назвать чисто американским.

25 мая группа Рочфорта вскрыла длинную радиограмму, в которой перечислялись все боевые соединения японского флота, принимающие участие в операции, корабли, командиры кораблей, курсы, время выхода - в общем, полная картина операции. Этого было достаточно.

Американские авианосцы в составе двух оперативных соединений - TF 16 и TF 17 - отправились к Мидуэю. В составе TF 16 Раймонда Спрюэнса были авианосцы "Хорнет" и "Энтерпрайз", главную силу TF 17 Фрэнка Флетчера составлял свежеотремонтированный "Йорктаун". Три авианосца несли 233 боевых самолета. Авианосцы сопровождали 25 кораблей эскорта, в том числе 10 крейсеров. На западе и северо-западе от Мидуэя была развернута завеса подлодок.

Важную роль должен был сыграть и сам Мидуэй - на острове базировалось около 130 самолетов авиации флота, морской пехоты и армейской авиации США. Это должно было стать второй неожиданностью для японцев: в главном компоненте -авиационном - американцы получили численное преимущество.

Колокола судьбы

Приближение японцев было обнаружено 3 июня, и американцы нанесли первый удар - "Летающие крепости" B-17 с Мидуэя атаковали японские транспорта, не добившись, впрочем, попаданий. Направление японского выдвижения было угадано верно - противник приближался с северо-запада, но японские авианосцы пока оставались необнаруженными. Японцы атаковали Мидуэй в пятом часу утра 4 июня, а около шести часов патрульная "Каталина" обнаружила два авианосца в боевом строю, в сопровождении кораблей эскорта.

Начиная с семи утра 4 июня японские авианосцы подвергались непрерывным атакам самолетов с Мидуэя. Американские авианосцы полным ходом шли на сближение с противником, но японцы еще не обнаружили их. Несмотря на это, по приказу Нагумо 36 торпедоносцев, 36 пикировщиков и 36 истребителей держались в постоянной готовности на случай обнаружения главных сил противника.

Однако вскоре после первой атаки с Мидуэя Нагумо решил, что авианосцев противника поблизости не имеется, и в 7:15 отдал роковой приказ о перевооружении пикировщиков и торпедоносцев фугасками для удара по аэродрому, вместо бронебойных бомб и торпед для удара по кораблям. В 7:40 американские корабли были обнаружены, и приказ о перевооружении был отменен - под ударные машины вновь начали подвешивать только что снятые торпеды и бронебойные бомбы.

Тем временем японский флот подвергался все новым атакам: с 7:00 до 10:00 на авианосцы вышли восемь волн ударных машин по 10-30 самолетов - пять с острова Мидуэй и три с авианосцев. Американцы несли тяжелые потери от атак истребителей противника, но похвастаться успехом пока не могли. В 10:20 на японских авианосцах, наконец, завершили перевооружение самолетов, и корабли начали разворот на ветер, чтобы поднять в воздух нагруженные ударные машины. В этот момент их обнаружил лейтенант-коммандер (капитан 3-го ранга) Кларенс Уэйд Маккласки, которому было суждено стать "рукой судьбы". Под управлением Маккласки находились две эскадрильи пикировщиков, 30 "Донтлессов" под командованием лейтенантов Эрла Галлахера и Ричарда Беста.

Маккласки повезло дважды - во-первых, он искал японские авианосцы целый час, и в 10:20 уже направлялся домой - запас топлива, отведенный на поиски, был съеден. Во-вторых, к тому моменту, когда он вышел на авианосцы, японские истребители добивали идущие на малой высоте торпедоносцы, и быстро подняться для атаки пикировщиков уже не могли.

Третьей удачей можно считать случайное распределение целей - из-за облачности пять самолетов из группы Маккласки неверно определили назначенную цель и атаковали другой авианосец, нежели тот, что определил для удара их командир и пилоты двадцати пяти остальных "бомберов". Палубы японских кораблей были заставлены полностью заправленными и вооруженными машинами, рядом с которыми лежали недавно снятые с подвесок бомбы. Даже одно попадание в этих условиях грозило быть смертельным.

Жертвами американцев стали авианосцы первой дивизии - получив несколько попаданий, "Кага" и "Акаги" превратились в горящие остовы. В то время, пока Маккласки уничтожал эти два авианосца, к месту боя подошла эскадрилья пикировщиков Макса Лесли. Эти 17 "Донтлессов" тоже должны были прийти раньше, но Лесли по пути заблудился в облачности. Выйдя из облаков, он обнаружил третий авианосец - "Сорю", также с заполненной самолетами палубой. Еще несколько попаданий - и на поверхности океана запылал третий огромный костер.

Ответный удар японцев уже ничего не решал. Две волны самолетов с "Хирю" сумели выйти на американские авианосцы, но оба раза - на одну и ту же цель, которой в итоге оказался многострадальный "Йорктаун", потопленный в итоге японской подлодкой. В ответной атаке "Хирю" получил тяжелые повреждения и был затоплен экипажем.

Потери японцев составили 4 тяжелых авианосца, тяжелый крейсер, 250 самолетов и около 2500 человек, в числе которых оказалась элита палубной авиации. Американцы потеряли тяжелый авианосец, эсминец, 150 самолетов, 307 человек. При этом значительная часть сбитых летчиков была спасена - служба поиска и спасения ВМС США была организована гораздо лучше, чем у их противников.

Потери японцев оказались невосполнимыми: с этого момента они потеряли преимущество в качестве летного состава, не имея адекватной замены. Преимущество в воздушных боях стало переходить к американцам, пока не достигло пика в 1944-45 году, когда Япония, в качестве отчаянной меры была вынуждена пойти на использование смертников - камикадзе.

Споры о том, мог ли исход битвы быть иным, очевидно, будут продолжаться еще годы и годы. Но ответ, почему он был таким - очевиден. Порядок бьет класс, и внезапность важнее численного преимущества.

Эти старые военные истины были подтверждены в водах близ атолла Мидуэй, не в первый, и не в последний раз.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала