МОСКВА, 6 июн - РИА Новости. Российские банки, лидирующие в сфере розничного кредитования, в поисках новых клиентов все активнее заходят на туристический рынок, предлагая населению отдохнуть в кредит. Несмотря на осторожное отношение российских туристов к путешествиям в кредит, участники рынка позитивно оценивают перспективы этого направления.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
По оценкам экспертов, в общем числе продаж турпутевок в России продажи в кредит занимают пока незначительную долю - всего 1-1,5%. При этом статистика европейский стран демонстрирует, что у этого сегмента есть потенциал роста. По словам вице-президент банка "Ренессанс кредит" Николая Теплякова, более половины всех туристических путевок жители старого света приобретают в кредит.
"В нашей стране уровень развития POS-кредитования в туристической отрасли можно соотнести с теми показателями, которые характеризуют целевое кредитование в сегменте бытовой техники и электроники начала 2000-х. При этом, на наш взгляд, в ближайшие три года туристический рынок будет увеличиваться на 10% ежегодно, соответственно POS-кредитование в этой сфере имеет огромный потенциал для развития", - говорит топ-менеджер "Ренессанс кредита", активно работающего в этой нише.
Кем востребовано
"Не могу сказать, что спрос на туры в кредит огромен, но он существует. Причем не у тех туристов, которым не хватает денег на поездки. Этими кредитами пользуются те, кто может оплатить и два, и три тура. Но они привыкли жить в долг, и поэтому если даже есть деньги, берут кредиты. За отели 5 звезд или 5 звезд luxury часто 30% клиенты платят сами, а на оплату оставшихся 70% берут кредит", - отмечает генеральный директор компании "Тез Тур" Владимир Каганер.
"Количество кредитов не зависит от направления, а зависит от стоимости турпакета. Дорогие туры чаще кредитуются. Например, туры в Турцию стоимостью выше 10 тысяч долларов", - говорит он.
По мнению гендиректора туроператора "Пегас Туристик" Анны Подгорной, в основном, в кредит покупают туры по ценам средним и выше среднего. "Часто, когда люди хотят поехать в отель более высокой категории, но не могут его сразу оплатить, они берут кредит. Кроме того, благодаря кредиту можно забронировать дополнительные услуги - индивидуальный трансфер, еще какие-то виды услуг, на которые сразу не хватает средств", - говорит она.
Не вошло в моду
Сейчас россиян, готовых отдыхать в кредит, меньшинство - всего 3% (данные ВЦИОМ). Большая часть российских туристов, планируя отпуск за пределами дома или дачи, откладывают деньги на поездку заранее (65%) или оплачивают ее из текущих средств (13%).
По мнению Теплякова, российские туристы пока не могут оценить выгоды от покупки тура в кредит, поскольку такой продукт не является стандартным предложением турфирм.
Эксперты считают, что нежелание населения путешествовать в кредит также связано с психологическим фактором. "Если покупаешь вещь в кредит, вещью пользуешься потом долго. А в случае с турпоездкой - съездил в тур, вернулся, а деньги продолжаешь платить", - говорит пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.
Есть и другая проблема: если клиент собирается отдыхать в кредит, но у него изменились обстоятельства, и тур аннулирован со штрафом, то деньги ушли в никуда, а кредит нужно вернуть, добавляет она.
"Привлечь партнера не тяжело, сложнее качественно запустить продажи, для этого нужно поменять психологию людей, задать моду на рынке, как когда-то это произошло в сегменте DIY (товары для строительства, ремонта дома и дачи - ред.) и мебели", - говорит начальник управления развития новых отраслевых сегментов ХКФ Банка Дмитрий Блинов.
Выгоду видят не все
Активная борьба за клиентов заставляет туроператоров искать новые каналы и способы продаж, поэтому многие компании все чаще задумываются о сотрудничестве с банками, отмечает вице-президент Кредит Европа Банка Ильсур Гибадуллин.
"Кроме того, программа кредитования увеличивает среднюю стоимость тура для компании за счет продажи более дорогих предложений среднему сегменту. Эти выгоды очевидны для многих туроператоров, и они охотно подключаются к программе", - говорит он.
В свою очередь Тепляков из "Ренессанс кредита" считает, что темпы роста в этом сегменте по-прежнему ниже, чем могли бы быть.
"Сдерживающим фактором в развитии, с одной стороны, выступает нежелание туристических компаний менять что-либо в своем бизнесе. Большинство из них неохотно обсуждают с банками вопросы кредитования туристов и не имеют четкого представления о тех преимуществах, которые дает им подобное сотрудничество", - говорит он.
Однако нестабильность на туристическом рынке, по его мнению, заставит компании в скором времени поменять свою точку зрения.
"Поскольку ситуация в самой отрасли нестабильна и игрокам этого рынка требуется существенная корректировка своей ценовой политики во избежание потерь от продаж, мы уверены, что компании в скором времени осознают все преимущества сотрудничества с банками по выдаче кредитов на туры и станут активно предлагать клиентам воспользоваться данной услугой", - считает Тепляков.
Есть куда расти
Опрошенные "Праймом" банки рассматривают это направление как одно из наиболее перспективных в сегменте розничного кредитования.
"Мы начали продажи кредитов на турпоездки с 2009 года. И с 2010 года мы наблюдаем 100% прирост объемов каждый год", - рассказал Блинов из ХКФ Банка.
"И поскольку основным сдерживающим потребительским фактором является сейчас больше психологический барьер для отечественного потребителя - не привыкли пока россияне отдыхать в кредит - мы ожидаем, что в скором будущем продажи в этом сегменте будут расти", - прогнозирует он.
Потенциалу роста рынка способствует и рост возможностей для путешествий, которые предоставляют туроператоры, а также повышение финансовой грамотности населения, отмечает Гибадуллин из Кредит Европа Банка.
"На данный момент программа активно развивается и является одним из приоритетных направлений потребительского кредитования в 2012 году для нашего банка", - говорит он.
Уходят в сеть
В числе основных преимуществ поездки за счет кредитных средств банки называют быстрые сроки рассмотрения заявки, нулевой или 10-процентный первоначальный взнос, минимум документов, а также возможность отправить заявку на кредит в режиме онлайн.
Развивая POS-кредитование, банки расширяют каналы продаж и многие участники рынка уже опробовали себя в онлайн-кредитовании.
"Человек оставляет заявку на сайте, где он хочет приобрести товар, ему перезванивают и по телефону проводят интервью. Если заявка одобряется, то клиенту на дом привозят товар и кредитный договор. Человеку остается подготовить только копию паспорта и первоначальный взнос. Реально большим продвижением в этом сегменте станет переход на онлайн-анкету, чтобы минимизировать общение с банком. Мы уже протестировали такую опцию", - говорит Тепляков.
Такой возможностью воспользуются покупатели, которые не ходят по магазинам - им просто некогда это делать, считает топ-менеджер "Ренессанс кредита".
"Это планируемые товары длительного пользования: ты представляешь, как они выглядят, их не надо мерить", - добавляет он.