Рейтинг@Mail.ru
Современные проблемы русского языка: итоги Фестиваля - РИА Новости, 05.06.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Современные проблемы русского языка: итоги Фестиваля

© ИнфографикаИтоги Фестиваля русского языка в разных регионах России
Итоги Фестиваля русского языка в разных регионах России
Читать ria.ru в
Дзен
День русского языка - сравнительно новый праздник, его страна отмечает с 2011 года. Именно этой дате посвящен всероссийский фестиваль «Русский язык как общенациональное достояние народов Российской Федерации», в котором приняли участие десятки тысяч россиян. РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор» представляет итоги фестиваля в номинации «Знаток русского языка».

День русского языка - сравнительно новый праздник, его страна отмечает с 2011 года. Именно этой дате посвящен всероссийский фестиваль «Русский язык как общенациональное достояние народов Российской Федерации», в котором приняли участие десятки тысяч россиян. РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор» представляет итоги фестиваля в номинации «Знаток русского языка».

В 2012 году фестиваль проводится впервые, но станет ежегодным. Учредитель - Министерство образования и науки Российской Федерации, основной организатор - Московский государственный гуманитарный университет (МГГУ) имени М.А. Шолохова. Фестивальные конкурсы распределились по десяти номинациям: «Язык и культура», «Педагогическая мастерская», «Научное исследование», «Литературная жизнь блогера», «Журналистика», «Мыслитель и оратор XXI века», «Социальная реклама», «Русское слово в дизайне», «Социальный проект» и самая популярная - «Знаток русского языка», собравшая 4172 участника. Это старшеклассники, студенты и молодые педагоги из всех регионов России.

Знатоки русского языка

«Самыми активными регионами стали Татарстан, Красноярский край, Ульяновская, Волгоградская области, Москва, - рассказывает главный эксперт в номинации «Знаток русского языка», профессор, заведующая кафедрой русского языка МГГУ Наталья Ковалева. - Многие авторы блестящих эссе были достойны победы. Выбор был сделан - и 82 участника из 33 регионов продолжат участвовать в очном туре. Возглавил их список Виталий Жуков из Приморского края».

Особенностью номинации было то, что участники должны были не только написать творческую работу, но и пройти тест на знание русского языка. В итоговый список для исследования РИА Новости, проведенного в рамках проекта «Социальный навигатор», вошли лишь те регионы, число участников из которых составило не менее сотни.

«Очевидно, тест не дает полной картины, ведь во время интернет-тура участники могли воспользоваться посторонней помощью при работе над ним, - считает Ковалева. - Но, тем не менее, результаты теста заставляют задуматься о многом. Обращает на себя внимание большое количество низких результатов: менее 40 баллов из 70. Более того: по ошибке, не разобравшись в условиях конкурсного участия, тест выполнили некоторые учителя. Так вот - у многих из них результат был тоже очень низкий! Думаю, что после подведения итогов очного тура, где конкурсанты могут рассчитывать только на себя, мы получим более объективную информацию по поводу того, кто и где лучше знает русский язык».

«Трудно сказать, почему подростки и молодежь хуже знают русский язык, чем предыдущие поколения, - считает член-корреспондент Международной академии педагогического образования, профессор Татьяна Воителева. - Проще всего было бы заявить: мол, это из-за того, что дети мало читают, пишут много эсэмэсок на неудобной клавиатуре и так далее. Причин много. Но работы, присланные на конкурс, явно свидетельствуют о том, что дети хотят изучать русский язык и делают это с радостью.

Орфографические и другие ошибки люди допускали всегда: вспомните слова вроде „подовал“ в личных письмах Пушкина. Абсолютная грамотность - явление крайне редкое. Великий ученый-лингвист академик Лев Щерба писал, что в огромном Советском Союзе можно было насчитать лишь несколько десятков абсолютно грамотных корректоров и учителей русского языка.

«Все остальные пишущие люди, считающиеся грамотными, грамотны относительно» - полагал академик, даже себя относивший лишь к просто грамотным людям. Так что стремимся мы не к абсолютной, а к относительной грамотности: чтобы дети знали те правила, которые дает им школа, и умели их применять.

Язык и культура

Гораздо более важным, чем знание языка, эксперты считают владение языком: умение общаться, вступать в диалог, выражать свои мысли не просто грамматически правильно, точно, логично, но и красиво, ярко, образно. Блестящие эссе о русском языке, присланные на конкурс, свидетельствуют о высоком уровне владения русским языком у большинства участников.

«Если школьник где-то недоучил правила и поэтому допустил ошибку, то это дело поправимое, - говорит Татьяна Воителева. - То, что ребята создали отличные творческие работы, гораздо важнее и ценнее и свидетельствует о том, что учителя делают всё, чтобы активизировать учащихся, мотивировать их деятельность, привить любовь к родному языку».

В каждом втором сочинении чувствуется гордость за великий, богатый, могучий русский язык, и  в то же время во многих работах сквозит боль по поводу его современного состояния. Сквернословие, жаргоны, арго вызывают отторжение у авторов эссе. «Если молодежь волнуют такие  вопросы, значит,  есть надежда на то,  что, каким бы тяжелым ни было состояние русского языка, - язык Пушкина, Тургенева, Чехова  и других русских классиков выживет», - уверена Наталья Ковалева.

По наблюдениям главного эксперта в номинации «Язык и культура», доцента кафедры русской и зарубежной литературы МГГУ Татьяны Журавлевой, хороший уровень владения языком продемонстрировала треть участников конкурса.

«Чего стоит хотя бы тот факт, что из 500 работ в нашей номинации мы вынуждены были исключить из участия 350 по причине их несамостоятельности, - говорит она. - Значит, 70% предпочитают не писать, а воровать тексты и выдавать их за свои. Были и такие жуткие тексты, которые, казалось, писал трехлетний ребенок, который не знает грамоты». С другой стороны, много было и интересных работ.

Эксперт отмечает высокий уровень владения русским языком, продемонстрированный участниками с Камчатки, из Иркутской, Волгоградской, Красноярской, Белгородской, Ростовской, Тульской области, из Томска и Челябинска, Чувашии, Карелии и Мордовии, Ставропольского края и Ямало-Ненецкого автономного округа.

Его величество русский

«К сожалению, русский язык в масштабах глобальных, мировых теряет свои позиции, - считает главный эксперт в номинации «Мыслитель и оратор XXI века», директор Института политики, права и социально развития МГГУ имени М.А. Шолохова Владимир Шаповалов. Вторая серьезная проблема, по его мнению, в том, что происходит серьезная трансформация русского языка, в том числе в связи с социальными и политическими проблемами. Это появление большого количества новых слов из других языков, нарушение правильности произношения и написания, особенно в интернет-пространстве. Фестиваль русского языка не может решить эти проблемы, но может обозначить их, констатировать и попробовать найти инструменты для решения.

«Мы попытались создать такие интеллектуальные условия, чтобы школьник или студент активизировал бы знания и по русскому языку, и по литературе, и по обществознанию, географии, истории, - говорит заместитель директора института политики, права и социального развития, заведующая кафедрой политологии и конституционного права профессор Елена Бродовская. - Мы увидели огромное количество талантливых и неравнодушных людей. Многие писали: «мне стыдно жить в стране, где так коверкают слова», «Я не понимаю, как можно так обращаться с языком предков, которые победили в стольких войнах». Ребята пробуют искать пути выхода, сценарии развития».

Новое время, новая речь

По мнению руководителя проекта, начальника отдела маркетинга, рекламы, связей с общественностью МГГУ Галины Кузнецовой, язык стал другим; массовое появление англицизмов, варваризмов связано с информационными технологиями, с интернет-журналистикой и вообще интернет-общением. Еще десять-пятнадцать лет назад невозможно было себе представить, чтобы на вывеске или стенде русское слово было написано латинскими буквами или даже буквы двух алфавитов смешивались в одном слове, чтобы в русскую фразу были включены специфические английские символы.

«При этом фактически происходит замена культуры, ведь она и язык оказывают друг на друга сильнейшее взаимное влияние», - считает она.

Другая проблема, которую отмечает эксперт, - обилие информации, которая стала очень доступной. «Сейчас всё написано обо всём, и найти это не составляет труда. Поэтому многие предпочитают не создавать, а компилировать. Из текста уходит индивидуальность и творчество, их в обществе становится всё меньше - но ценятся они всё больше и больше». Именно по этой причине и в конкурсе, и в исследовании РИА Новости, проведенном в рамках проекта «Социальный навигатор», более высокую оценку получали работы, авторы которых проявили высокий уровень творчества, креативности, а не только продемонстрировали умение правильно ставить запятые или употреблять те или иные грамматические конструкции.

С февраля по апрель в интернет-туре фестиваля приняли участие десятки тысяч конкурсантов - разного возраста, практически всех субъектов РФ. Пятьсот лучших 3–6 июня в Москве приняли участие в очном туре. Помимо соревнований на конкурсных площадках в его программу были включены видеомост Москва - Ставрополь, презентации, мастер-классы, дискуссионные площадки и научная конференция, выставки, экскурсии, торжественное награждение в Малом театре и концерт на площади Революции. Организаторы надеются, что фестиваль станет масштабным социальным проектом, охватит всю страну и дойдет до каждого ее населенного пункта, каждого жителя, каждого говорящего на русском языке. Ведь не случайно Вольтер говорил, что за несколько лет можно выучиться всем главным языкам, но своему родному нужно учиться всю жизнь.

Критерии оценки результатов I Всероссийского фестиваля «Русский язык - общенациональное достояние народов Российской Федерации», в номинации «Знаток русского языка»

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала