Бурные споры, которые в конце прошлого года возникли вокруг реконструкции "Детского мира", похоже, наконец подошли к концу. Прежний проект реконструкции универмага, который не устраивал ни Общественную палату, ни движение "Архнадзор", кардинально переделан. "Галс-Девелопмент", являющаяся девелопером проекта, 4 июня представляет публике новую концепцию, которую, как надеются в компании, наконец-то общественность примет. О том, что нового будет в "Детском мире" и что в нем останется от проекта архитектора Душкина, в интервью РИА Новости рассказал президент "Галс-Девелопмент" Сергей Калинин.
– Сергей Валерьевич, насколько я знаю, уже готова для презентации последняя концепция реконструкции "Детского мира" на Лубянке. Вы бы не могли немного приоткрыть завесу тайны и рассказать, что в ней нового?
– Во-первых и в самых главных: мы хотим при представлении 4 июня новой концепции сразу сказать, что надо переставать называть Центральным "Детским миром". Юридически "Детский мир" как бренд зарегистрирован совершенно на другую компанию – есть сеть магазинов "Детский мир". Так что это название использовать не можем. Но знаменитые буквы на фасаде магазина, входящие в предмет охраны здания, будут нами отреставрированы и, естественно, сохранятся. Универмаг теперь будет называться "Центральный детский магазин на Лубянке", то есть мы меняем "мир" на "магазин".
– Представляю, насколько бурной будет реакция публики на эту новость с учетом всех дискуссий по поводу необходимости реконструкции "Детского мира". Скажут, что от магазина не осталось даже названия…
– Хочу вам напомнить, что частичная разборка здания была согласована с Департаментом по культурному наследию Москвы. Сейчас она завершена на 95%: к началу июня работы вышли на минус первый этаж. Так что к моменту презентации все в "Центральном детском магазине", кроме стен, которые являются предметом охраны, будет разобрано.
При этом разборка части здания была уже давно необходима, поскольку здание было по-настоящему аварийным, и это вызвано многими причинами. Магазин был построен на трех разных фундаментах, находится на сложном рельефе и занимает огромную площадь. Но главная проблема, из-за которой все годы своего существования здание медленно разрушалось, видимо, была создана искусственно, из-за давления на архитектора "Детского мира" Алексея Душкина во время строительства здания. Об этом историческом факте знают все: "Детский мир" был последним проектом Душкина, после которого он уже ничего не строил и на котором его "списали" за излишества в архитектуре – сталинский ампир более был неугоден. А иначе бы Детский мир выглядел совсем по-другому, я думаю.
Надо признаться, что о реконструкции "Детского мира" на Лубянке шла речь сразу же после открытия здания. Многие понимали, у здания есть конструктивные недостатки, которые придется исправлять со временем. Сейчас, уже занимаясь непосредственно демонтажом ряда внутренних конструкций, мы видим, что многие инженерные решения принимались уже в ходе строительства буквально "на коленке", а качество материалов, которые использовались при строительстве, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Так строить сейчас вообще запрещено. Кладка несущей стены, состоящая из разномастного кирпича – грубое нарушение в строительстве. Но в конце 1950-х не было таких строгих норм в строительстве, и здание было безболезненно запущено в эксплуатацию.
При разборке здания обнаружились колоссальные строительные ляпы. В колонны из бетона засовывалась всякая труха – куртки, ватники, валенки, опилки, – и это все сверху замазывалось бетоном. Соответственно, все это не могло долго простоять и за 50 с лишним лет пришло в негодность. Коррозия началась с подвальных этажей: туда из-за перепада высот от Лубянки до Рождественки пришла техногенная вода. Вода проточила строительные конструкции, и многие колонны насквозь проржавели. Для здания была большая угроза.
Еще один момент. Сохранив историческую подлинность всего здания, просто нельзя было использовать его как торговый центр при тех нормах пожарной безопасности и доступности для инвалидов, которые действуют в России уже более 10 лет. Даже взрослых туда нельзя было пускать, не то что детей.
Соответственно, мы пошли по пути полного демонтажа здания внутри, оставив только стены как предмет охраны. Проект прошел много всевозможных стадий: за последние пять лет было 4-5 вариантов концепций.
Последняя из них была нами представлена общественности в начале ноября, но архитектурное сообщество выразило опасение, что концепция недостаточно проработана. Поэтому было принято несколько тяжелых для нас как для инвестора решений. Во-первых, вернуться не только к исторической форме атриума, но и к прежним его габаритам. Во-вторых, пригласить другого архитектора, с опытом работы именно с историческим наследием.
– И как был выбран архитектор?
– Мы не объявляли архитектурного конкурса на генеральный подряд по проектированию. Мы обратились за рекомендациями к экспертному сообществу. И одним из первых был назван Павел Юрьевич Андреев. Он был автором восстановления "Манежа" после пожара. На его счету также работы в качестве главного архитектора ГУМа и участие в реставрации помещений на территории Кремля. Это человек с огромным опытом и весом в архитектурном сообществе.
Приход нового архитектора на проект всегда сложная история. Месяц вели с ним переговоры, поскольку ему нужно было изучить материалы. У сильного архитектора всегда есть своя точка зрения, которую он будет не просто отстаивать, но которую он будет обосновывать на профессиональном уровне. Поэтому, как правило, архитекторы не любят браться за проекты, которые нужно переделывать за другими архитекторами.
В итоге Павел Юрьевич представил свою концепцию "Центрального детского магазина". В результате его работы проект был изменен кардинально. Прежняя концепция универмага была переработана на 90%. Нам тоже нужно было время, чтобы принять ее и согласиться с ней.
Полный текст интервью читайте на сайте Недвижимость Группы сайтов РИА Новости >>