Рейтинг@Mail.ru
Эксперты в области экономики дали советы по развитию ВШЭ - РИА Новости, 01.06.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Эксперты в области экономики дали советы по развитию ВШЭ

Читать ria.ru в

В Высшей школе экономики завершилось третье ежегодное заседание Международного консультативного комитета (МКК), который провел экспертизу развития ВШЭ. В состав МКК входят признанные во всем мире ученые и специалисты в области развития высшего образования, его возглавляет лауреат Нобелевской премии по экономике, профессор Института перспективных исследований Принстонского университета Эрик Маскин.

МКК был создан в Вышке три года назад, и за это время не раз доводилось слышать от представителей других вузов скептические отзывы: дескать, зачем преуспевающему университету нужен такой консилиум иностранцев.

Во-первых, если вуз хочет поддерживать свою международную репутацию, решения о его развитии не должны приниматься в изоляции, без обратной связи и без поддержки извне. МКК выполняет консультативную функцию - большинство ведущих вузов мира имеет аналогичный орган внешней экспертизы, его рекомендации трансформируются в практику управления университетом.

Во-вторых, МКК помогает в международном позиционировании университета. Для широкой публики имена, например, профессора Калифорнийского университета Дэниэла Трейсмана или профессора Гарвардского университета Тимоти Колтона ни о чем не говорят, но для мирового университетского сообщества они значат очень многое.

В-третьих, МКК обеспечивает открытость в обсуждении проблем Высшей школы экономики. Программы развития сегодня принимают едва ли не все вузы России, но, как правило, об этом не ведутся широкие дискуссии ни в профессиональном сообществе, ни в СМИ.

Как заметил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, третье заседание МКК проходило в новых обстоятельствах. Руководство РФ взяло курс на серьезные изменения системы высшего образования: в своем указе, подписанном в день инаугурации, Владимир Путин поставил задачу вхождения минимум пяти российских вузов в топ-100 международных рейтингов. За короткий срок решить ее нереально, но таким образом задан вектор желаемого движения к присутствию России на глобальном академическом рынке, считает ректор.

От "охранительной" позиции под лозунгом, что наше образование самое лучшее, отметил Кузьминов, страна переходит к констатации проблем и попыткам дать ответ на вызовы, стоящие перед нашим образованием.

Что повлечет расширение ВШЭ?

Вышка 20 лет назад задумывалась как небольшой магистерский университет, где готовят экономистов для новой России. В этом году по общему количеству бюджетных мест она стала абсолютным лидером среди российских вузов. Ключевым фактором стало присоединение Московского института электроники и математики (МИЭМ) с его 3700 студентов и 500 преподавателей.

Как заметил научный руководитель Института развития образования ВШЭ Исак Фрумин, еще на этапе открытия гуманитарных факультетов коллеги из других вузов выражали опасения, что Вышка превращается из "бутика" экономического образования в супермаркет. Но университет не мог отказаться от соблазна расширения просто потому, что было бы по меньшей мере странно упускать возможность пригласить к себе лучшие коллективы ученых-гуманитариев. А присоединение МИЭМ - это не просто следование государственной политике по объединению вузов.

По выражению ректора, Вышка становится вузом, где социальное проектирование и инженерное проектирование идут рядом: ведь целый ряд решений в области инженерного дела связаны с решениями в области дизайна, маркетинга, психологии, социологии и теории управления.

Развитие филиалов ВШЭ

Эта проблема уже лет двадцать является общей для вузов России - их воспринимают не как полноценные научно-образовательные единицы, а как второсортные образовательные учреждения, где можно недорого приобрести диплом. В Вышке подходы к организации учебного процесса и стандарты образовательных программ распространяются на весь университет, однако проблема позиционирования кампусов, так называют свои филиалы в Вышке, в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми остается актуальной.

Члены МКК предложили сделать акцент на развитии региональных проектов - кампус вполне мог бы стать своего рода генератором идей по развитию территории. В качестве примера координатор проектов по Восточной Европе в сфере высшего образования Всемирного банка Джамил Салми привел программу развития австралийского штата Квинсленд, который благодаря местному университету превратился, по выражению австралийцев, в "умный штат".

Может быть, схожего эффекта удастся добиться, например, в Перми? Кампусам Вышки нужно искать зарубежных партнеров среди других региональных вузов, налаживать взаимодействие между собой, а не только с головным университетом. В Перми члены МКК предложили создать на базе кампуса бакалаврский университет в регионе. Ведь такие проекты успешно реализованы в самых разных странах - в Индии, Мексике и США. При этом концентрация только на бакалаврских программах вовсе не означает отказа от статуса исследовательского университета.

Уровень научных статей

Проблема публикационной активности российских исследователей касается всей российской высшей школы - без этого не удастся войти в топ-100 мировых рейтингов. Ведь, по словам профессора Эрика Маскина, рейтинг университета напрямую связан с публикационной активностью его сотрудников, причем международные рейтинги принимают во внимание не только количество публикаций, но и уровень, и качество журналов. При этом сложившаяся система международных научных журналов и конференций переживает кризис - каждый год появляется огромное количество квазинаучных журналов.

Пути решения проблемы, предложенные членами МКК, сводятся к изменению исследовательской культуры, сложившейся в вузах России. Коллеги-исследователи должны быть первыми и самыми заинтересованными оценщиками работ своих товарищей, интерес к постоянной публикационной активности должен стимулироваться.

И хотя в той же Вышке этих стимулов достаточно, тут есть над чем работать. Поддерживается скорее количество, а не качество публикаций, при выработке стимулов недостаточно четко обозначены приоритетные для университета научные области, далеко не всегда соблюдается разумный баланс между поддержкой отдельных исследователей и исследовательских групп, сложившихся внутри ВШЭ.

Один из выпускников Вышки, выступавший на заседании (впервые в работе МКК приняли участие несколько выпускников, работающие в крупнейших зарубежных компаниях и вузах), предложил стимулировать совместные публикации и исследования с представителями других университетов - это позволит не замыкаться на собственных исследовательских концепциях и идеях.

Как платить сотрудникам

Сегодня средняя зарплата профессорско-преподавательского состава Вышки - около 3 тысяч долларов. При этом в университете пока не хватает ресурсов на то, чтобы снизить преподавательскую нагрузку и дать возможность полноценно заниматься наукой. Дело не столько в деньгах, сколько в нехватке людей, которых можно было бы дополнительно нанять. При этом нужно отказаться от идеи, что главное в университете - аудиторные занятия, считают эксперты. Ведь образовательный процесс - это и самостоятельные занятия, и консультации, и исследования на протяжении всего рабочего дня.

Исследовательский бюджет Вышки уже сейчас сопоставим с исследовательским бюджетом типичного европейского университета, треть его формируется за счет программы фундаментальных исследований, финансируемой государством. Это определяет новые условия работы и ВШЭ, и других ведущих университетов: впервые появляется возможность инвестировать в качество и обеспечивать присутствие России на международном академическом рынке.

Впрочем, как отмечалось на заседании МКК, в Вышке для этого нужны изменения именно экономического характера. Сейчас только половина научных сотрудников университета получает бонусы за академическую деятельность. Другая проблема - что самые талантливые студенты предпочитают бизнес-карьеру карьере академической. В значительной степени это следствие безденежья, в котором российская наука находилась последние 15-20 лет, но ситуация меняется - разрыв в доходах между учеными и практиками будет сокращаться и дальше.

Как организовать международное сотрудничество?

У Вышки есть немало совместных образовательных программ с международными университетами, но все ли они эффективны и устойчивы? Эксперт ММК предложил при создании программ, как и при разработке курсов, ориентировать их не только на зарубежных, но и на своих студентов. Например, стратегия ведущих китайских вузов, внедряющих все большее количество англоязычных курсов, состоит, прежде всего, в развитии языковых компетенций самих китайцев.

В соответствии с рекомендациями МКК Вышка планирует корректировать свою политику в отношении иностранных студентов. По словам ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, университет не будет пытаться на них заработать, а скорее наоборот - будет инвестировать в них. Для этого есть как образовательные программы, так и отдельные курсы, а также свободные места в общежитиях. И это будет способствовать укреплению репутации ВШЭ и российского образования в целом во всем мире: о том, понравилось ли им учиться в России, студенты будут распространять информацию в своих странах.

Борис Старцев, НИУ ВШЭ, специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала