Рейтинг@Mail.ru
Уходящая карикатура - РИА Новости, 31.05.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Уходящая карикатура

© предосталвено Гильдией карикатуристов Медиасоюза РоссииРабота на выставке "Россия Плюс"
Работа на выставке Россия Плюс
Читать ria.ru в
Дзен
В выставочном центре "Рабочий и колхозница" открылась выставка иронической графики "Россия Плюс", участники которой расстраиваются, что карикатура в последние десятилетия – невостребованный в России жанр, и надеются, что однажды эти рисунки дорастут до собственного музея, чтобы не кануть в лету.

В выставочном центре "Рабочий и колхозница" открылась выставка иронической графики "Россия Плюс", участники которой расстраиваются, что карикатура в последние десятилетия – невостребованный в России жанр, и надеются, что однажды эти рисунки дорастут до собственного музея, чтобы не кануть в лету.

Космонавт, выпускающий после высадки на Луне белого голубя, пепел от сигареты, сыплющийся вниз по песочным часам, генеральская жена, которая засыпает рядом с орденами мужа вместо него самого...  Сергей Тюнин, Валентин Розанцев, Олег Теслер, Леонид Тишков – представители целой плеяды талантливых советских художников, появившихся как "подводное" течение параллельно с карикатурами знаменитого "Крокодила", - не занимались заказами сверху, делая рисунки на политические и воспитательные темы, а создавали что-то вроде "визуальных упражнений" для ума – как самого художника, так и его зрителя. В этих работах на смену острым, злободневным темам приходили темы общечеловеческие и вечные, а сюжеты оказывались самыми разными – от страха смерти до огородных работ.

Первая из подобных выставок состоялась в декабре 1978 года (тогда в ней принимало участие от силы семь-восемь человек) в Горкоме графиков на Малой Грузинской – и вот, наконец, "доросла" до большой экспозиции в "Рабочем и колхознице", куда вошли работы десятков художников.

"Это философская карикатура, - рассказал РИА Новости художник, искусствовед, президент Союза карикатуристов России Михаил Златковский. -  Она появлялась на сломе эпох, в конце шестидесятых - начале семидесятых годов  – из желания держать фигу в кармане, говорить эзоповым языком. Но и сегодня, в общем-то, работать в этом жанре продолжают все те же, кто пришел сюда десятилетия назад".

Та же мысль звучит в словах организатора экспозиции, председателя Гильдии карикатуристов Медиасоюза России Андрея Рыжова, который "пробил" эту, как шутит художник, первоапрельскую выставку (открыть ее сначала собирались весной) и нашел деньги на издание каталога. "Искусство не может развиваться без реакции и поддержки, - говорит он. -  Молодых в карикатуре практически нет. Ей не заработаешь на жизнь, печататься нам не дают, да и карикатуристов на всю большую страну – около ста человек. Работа людей, которые открывают глаза и говорят о глупости, скорее раздражает".

По словам Рыжова,  одна из главных задач сегодня - сохранить наследие выдающихся российских художников и не допустить, чтобы эти работы, как когда-то рисунки "Кукрыниксов", утекли за рубеж.

После экспонирования в МВЦ "Рабочий и колхозница" выставка "Россия Плюс" проедет по районным выставочным центрам, а сейчас ее организаторы собирают подписи, чтобы добиться открытия музея,  которого в стране нет – в надежде, что у "философской" карикатуры не все еще потеряно и что она не превратится в "уходящий жанр".

Тамара Бараненкова

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала