МОСКВА, 31 мая - РИА Новости. Излишне прямолинейные высказывания посла США в России Майкла Макфола никак не скажутся на двусторонних отношениях России и США и не омрачат повестку дня предстоящей встречи президентов Владимира Путина и Барака Обамы на полях саммита G20 в Мексике, считают опрошенные РИА Новости эксперты.
Макфол, выступая 25 мая перед студентами Высшей школы экономики, сделал ряд резких заявлений относительно позиции РФ по ряду международных тем. Глава американской дипмиссии, в частности, заявил о неких "увязках", которые Россия якобы выдвигает при обсуждении с США острых внешнеполитических вопросов, а также о неких "привилегированных зонах влияния" Москвы на пространстве СНГ, в частности, в Киргизии.
МИД РФ в понедельник резко раскритиковал заявления американского посла, отметив, что они по форме выходят далеко за грань дипломатического этикета, а по сути - представляют собой преднамеренное искажение ряда аспектов российско-американского диалога.
Официальный представитель госдепартамента Виктория Нуланд посоветовала российскому правительству привыкнуть к манерам американского посла, однако источник в МИД России заявил РИА Новости в среду, что Москва не намерена привыкать "к несдержанности на язык главы дипмиссии, который к тому же кичится тем, что только начал постигать азы профессии".
Нетипичная дипломатия
По мнению политолога, проректора Российского экономического университета имени Плеханова по связям с государственными органами и общественными организациями Сергея Маркова, нетипичные для дипломата высказывания Макфола не только не повредят отношениям России и США, но даже пойдут им на пользу.
"Обама и Путин (на встрече в Мексике) должны обсудить по существу проблемы двусторонних отношений. Такие люди как Макфол, можно сказать, разрыхляют почву, они ставят проблемы", - сказал Марков.
Эксперт отметил, что Макфол, безусловно, не профессиональный дипломат, а скорее "дипломат-политик", но Россия и США для укрепления сотрудничества, по его мнению, именно в таких послах и нуждаются. Политолог считает, что важнейшей проблемой в российско-американских отношениях остается недоверие двух обществ друг к другу, сохранившееся со времен "холодной войны".
"Русофобия широко распространена в США, как и антиамериканизм у нас. И Макфол действует на этом уровне, как посол, который стремится улучшить отношения между обществами. Он открыто говорит о проблемах, и люди его за это уважают", - сказал Марков.
"То, что он ясно, четко ставит политические проблемы - хорошо. Нам спикер нужен по американским проблемам такой же, как Макфол", - добавил он.
По мнению Маркова, назначение непрофессионального дипломата Макфола послом в России говорит о намерении США налаживать отношения с Россией.
"В случае Макфола мы видим колоссальное уважение к России со стороны президента Барака Обамы, который послал не кадрового дипломата, а политика, своего личного советника... человека, который был инициатором "перезагрузки". Макфол не дипломат, он политик, он говорит не на дипломатическом языке, а на политическом, потому что его цель не поддерживать существующий уровень отношений России и США, а значительно улучшить их", - полагает Марков.
Декларированная честность
Директор Института стратегических оценок Сергей Ознобищев в вопросах эффективности работы Макфола придерживается диаметрально противоположного мнения, чем его коллега. По его словам, такая "декларированная честность" может только помешать успешному выполнению миссии дипломата, который по роду своей деятельности должен искать более корректные формулировки и компромиссные решения.
"Такое его поведение не способствует разрешению противоречий, которые возникают постоянно между Москвой и Вашингтоном. Попросту говоря, такой прямолинейный посол может быть и не принят тем или иным высокопоставленным чиновником в связи с его высказываниями. И его эффективность как посла становится под вопрос", - заметил Ознобищев.
По мнению аналитика, кандидатура Макфола с самого начала его работы в Москве "не совсем соответствовала той миссии, которую должен выполнять посол великой державы".
В своих оценках возможного влияния недипломатичного поведения американского посла на отношениях Москвы и Вашингтона Ознобищев был осторожнее своего коллеги-эксперта. По его мнению, нынешний скандал вряд ли негативно отразится на российско-американском диалоге, но такая вероятность есть.
"Такие мелочи - при наличии доброй воли сторон говорить и договариваться - покачнуть отношения не должны. Это и будет, кстати, для нас определенным показателем того, насколько сегодня стороны настроены на серьезный разговор и на серьезное партнерство. Если сейчас ситуация вокруг посла будет раздута до небес, значит, отношение к этому партнерству достаточно формальное", - считает он.
Разные жанры
Заместитель директора Института США и Канады Виктор Кременюк убежден, что ухудшения отношений России и США не последует, однако он полагает, что сама шумиха вокруг высказываний Макфола - своего рода "лакмусовая бумага", показывающая, что в отношениях двух стран не все гладко.
"Макфол выступил в роли человека, который взял, да и вслух сказал то, что знают все, и получает за это - что ж делать. Это не приведет к какому-то кризису отношений, это просто говорит о том, что пока еще наши отношения с Америкой не получаются и, может быть, и не получатся", - считает Кременюк.
С точки зрения дипломатического протокола, американист назвал прямолинейность Макфола ошибкой. "По-моему, он все-таки спутал жанры. Послы обычно такие вещи не говорят. О них все знают, об этих вещах, но говорить не принято, потому что нет документов соответствующих или это просто-напросто ставит другую сторону в неудобное положение. А вот политики могут спокойно об этом говорить", - отметил Кременюк.
Замглавы Института США и Канады заметил, что назначение непрофессионального дипломата Макфола послом в Россию было, видимо, нацелено на то, чтобы вернуться к активному воплощению в жизнь целей политики "перезагрузки", автором которой Макфол является.
"Не секрет, что провозглашенная два или три года назад "перезагрузка" захлебнулась, потому что ее просто заболтали, в том числе дипломаты, успешно заболтали. А политика "перезагрузки" все-таки имела свое содержание, цели, способы их достижения и реализации. Поэтому назначение Макфола сюда было, наверное, своего рода попыткой освежить отношение к идее "перезагрузки" и попробовать продолжить ее, хотя, мне кажется, этого не получилось", - полагает Кременюк.
Однако оценивать успешность выполнения Макфолом миссии посланца "перезагрузки" он отказался. "Об этом должны судить его начальники. Если его держат здесь, значит все нормально, потому что, когда посол не справляется, его отзывают", - сказал Кременюк.