Первоклассники разошлись на летние каникулы. О том, каким был для них этот учебный год и какова цена школьных успехов и неудач, рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Ирине Зубковой директор Московского центра качества образования (МЦКО) Алексей Рытов.
- Алексей Иванович, если первоклассник к концу года хорошо пишет, читает и считает, то это означает, что и он, и его родители, и его учитель - молодцы?
- Не всегда. Есть такое понятие: цена адаптации. Она показывает, насколько затратно для ребенка вхождение в школьную жизнь. Если он, начав учиться, стал беспокоиться, у него нарушился аппетит и сон, произошли другие изменения в поведении, то по этим признакам можно судить, что первоклассник тяжело адаптируется к школе. Если цена адаптации высокая, нужно принимать срочные меры.
- Кто их должен принимать? Родители?
- Не только они. Должны поработать и учитель, и школьный психолог, и социальный педагог, и администрация школы. Профили учеников, из которых можно сложить и профиль класса, профиль школы и так далее, позволяют спланировать и выстроить работу с каждым конкретным ребенком. Это бесценный материал и для учителя, и для психолога, и для администрации школы. Если у ученика имеются проблемы в семье, которые будут его тормозить в обучении, то сразу становится понятно, что делать дальше: привлекать социальных педагогов, рекомендовать этому ребенку обязательную «продленку», делать другие шаги. Кому-то требуются кружки или дополнительные занятия повышенного уровня, чтобы он не «снижал оборотов» в течение года, а занимался в своем темпе. Кому-то, наоборот, коррекционно-развивающая деятельность, если он недотягивает до уровня класса.
- А что такое профиль ученика, профиль класса или школы?
- Это наглядные результаты комплексного психолого-педагогического обследования первоклассников, которое МЦКО проводит каждый год в сентябре и в апреле. В этом учебном году в нем приняли добровольное участие учителя и родители почти 21 тысячи детей. В сентябре родители первоклассников отвечали на вопросы анкеты, дети в течение одного-двух дней выполняли несколько творческих работ, учителя тоже заполняли анкету и так называемую карту первоклассника - на основе информации о ребенке, которая уже имеется в школе у учителя, психолога, медицинского работника. Из интерпретированных результатов сразу понятно многое: что ребенок умеет к началу учебы - навыки чтения, письма, счета; особенности его здоровья, его семьи, его окружения. Все данные наглядные и объективные, им можно верить. В конце учебного года - второй этап: опять-таки анкетирование родителей и учителей и три тестирования детей по чтению, русскому языку и математике. После этого разрабатываем рекомендации: что делать с каждым ребенком или группой детей, если профиль показал такие-то проблемы. Кстати, проблемы бывают у всех детей, в том числе у успешных.
- В начале года графический диктант показал, что у одного первоклассника познавательные навыки несколько ниже средних. На втором этапе - в конце учебного года - его результаты были намного выше средних по классу. И можно было бы этому только радоваться, если бы не одно «но». В начале года та самая цена адаптации у мальчика была такая же, как в среднем в классе, а в конце - ощутимо более высокая, чем у других ребят. Так что высокие учебные результаты ему дорого достались. Может быть, к нему довольно жестко родители подходят, и поэтому он делает успехи, но на пределе своих возможностей. Возможно, там какие-то проблемы с учителем - чересчур требовательным. Но происходят перемены в поведении, которые в дальнейшем могут привести к негативным изменениям в здоровье.
- В какой школе учится этот ребенок? Есть ли возможность как-то помочь родителям, школе разобраться в ситуации?
- У нас обезличенные данные: ни имен, ни фамилий, только коды, которые присваиваются каждой детской работе. Все персональные данные остаются в школе, и когда от нас результаты туда возвращаются, уже там могут «привязать» их к классу или к конкретному ученику. Родитель сможет посмотреть на результаты именно своего сына или дочери, а учитель – помочь добрым советом с учетом своего педагогического опыта.
- Какие еще сложности могут быть?
- Проблемы в общении со сверстниками, например. Есть дети, которые неадекватно ведут себя на уроках, - важно вовремя суметь это скорректировать. Ребенок легко воспринимает учебный материал, но ему трудно работать в классе - к нему требуется особый подход. 22 % детей нуждаются в логопедической помощи - у них проблемы с речью. Одна из причин, по которым всё это слабо выправляется, - то, что далеко не все родители готовы сотрудничать с педагогами, со школой в таких ситуациях, считая, что они сами лучше педагогов понимают, как помочь своему ребенку.
- А если люди не хотят делиться с миром сведениями о семье, о здоровье, бытовых условиях и о социальном окружении?
- Значит, не будут делиться: это дело добровольное.
- Какие интересные тенденции вам удалось обнаружить?
- В сентябре 90% мам и большое количество пап планируют помогать ребенку в учебе, а к концу года число таких пап ощутимо снижается. Выявилось, что к концу первого класса резко падает мотивация детей: в сентябре они хотят учиться, а к апрелю уже нет. Не хочу сказать, что у них желание пропало из-за школы. Скорее это усталость. Еще одна тенденция: год от года растет стремление выбирать школу для первоклассника поближе к дому. В 2009 году в Москве таких родителей было около 40%, а сейчас - 48%, то есть практически половина. В других регионах России выбирают школу по месту жительства порядка 65% родителей. Стремление выбрать школу с той или иной специализацией, наоборот, уменьшается с каждым годом - и в Москве, и в регионах.
- Но если в микрорайоне одна школа с репутацией «сильной», а другая известна как «слабая», неужели родители выбирают вторую? И как набирать учеников этой самой второй?
- Наметилась серьезная тенденция: в Москве школы укрупняются и становятся образовательными комплексами на базе лучших учреждений. Это, на мой взгляд, наиболее логичное и правильное решение вопроса.
- Первый класс окончен. Впереди второй, третий…
- …и многие проблемы остаются прежними. Мы будем смотреть и на успехи второклассников, третьеклассников - что у них изменилось за год или два? Так, надеюсь, внесем свою лепту в реализацию позиции департамента образования Москвы по переходу от разовой диагностики, от одномоментного выяснения проблем к системному психолого-педагогическому сопровождению детей в течение всей начальной школ.