Успех "Бурановских бабушек" на европейском песенном конкурсе в Баку еще раз доказал, что самодеятельность может приносить и славу, и деньги, попутно улучшая имидж страны эффективнее профессиональных шоуменов. Но народное творчество - вольная птица: без поддержки чахнет, однако и "золотую клетку" не выносит. А золотая клетка для фольклора - это попытки использовать его в вульгарной пропагандистской игре, весьма частые в советский период. Народ по-настоящему поет, рисует и танцует о том, что интересно ему, то есть о любви и воле, а не о "созидательном труде на благо общества", здоровом образе жизни и прочих социальных заказах.
В России фольклор в минувшем веке пострадал два раза. В первый раз - когда государство крепко прижало его к груди в застойные годы, заставив всю страну по двадцать раз на дню слушать "Во поле березка стояла", а также поощряя танцевальные постановки типа незабвенной композиции "Больше мяса, молока".
Во второй раз фольклор пострадал, когда государство его столь же бесцеремонным образом отлучило от своей груди.
Отлучение от телевизора
Доставшаяся нам в наследство система домов народного творчества (ДНТ) образца начала двадцатого века продолжает горе мыкать, проходя через всевозможные "реформы бюджетных учреждений", "финансовые оптимизации" и прочие страдания. Между тем из Дома народного творчества выросла в свое время "Машина времени" Андрея Макаревича, равно как и большинство рок-групп восьмидесятых.
Да-да, не удивляйтесь: рок-музыкантам тогда тоже нужно было где-то репетировать, где-то брать и хранить технику, при ком-то числиться. Вот они тогда, при Брежневе-Андропове, и замаскировались под вывеской гармонистов-балалаечников, а добрые методисты ДНТ не стали их гнать, несмотря на грозившие за это неприятности. И были стопроцентно правы: настоящий рок не чужд фольклорности. Даже "Бурановских бабушек" ныне обвиняют в использовании мелодий группы "Калинов мост".
Обвинение это, вне зависимости от его доказательности, имеет смысл лишь в среде профессионалов: какой может быть в фольклоре копирайт?
А теперь постарайтесь вспомнить, когда вы последний раз видели самодеятельные фольклорные песенные или танцевальные коллективы по телевизору ("Бурановские" не в счет). Нет, не в новостях, и не звездные составы типа моисеевского, а новые, пока никому не известные ансамбли, выступающие ну хотя бы минут пятнадцать, чтобы можно было составить мнение и запомнить название коллектива? Память наверняка выдаст что-нибудь доперестроечное.
На прошедшей на минувшей неделе научной конференции "Славянская традиционная культура и современный мир" речь шла о том, как дать возможность детям в школах ХОТЯ БЫ ОДИН РАЗ увидеть качественную народную пляску, прослушать настоящую "девичью лирическую" или хотя бы романс - и не в попсовой обработке.
Нежелание телевидения приглашать даже признанных мастеров народного творчества - это такая застарелая боль, что о ней уже почти не говорят. Так инвалид не говорит об отрезанной ноге или даже об оставшейся от нее культе.
Для большинства встреченных мной на конференции собеседников-фольклористов передачи типа "Играй, гармонь" или программы с участием Надежды Бабкиной - этой как раз такая культя. Бледная тень того богатства, которое на самом деле существует в реальности, но не находит отражения на экране. Собравшихся в Москве фольклористов, например, просто потряс вокальный ансамбль "Этнос Plus" Александра Дармастука - молодые выпускники музыкальных вузов, вооруженные знанием, превратили народные песни в потенциальные супер-хиты.
Бюджет худеет, научная база все толще
После утраты интереса со стороны государства фольклор, как это часто на Руси бывает, обеднел материально, зато вырос интеллектуально. Доклады на фольклорных симпозиумах поражают разнообразием.
Мне на глаза попались, например, "Детско-юношеские запугивания, популярные в пионерских лагерях семидесятых", а также "Концепт "пацана" как объект современного научно-фольклористического поиска".
Темы эти, при пристальном изучении, оказались весьма глубокими, обнаруживая потрясающие культурологические совпадения на самых удаленных друг от друга участках глобуса. Советские пионеры, несмотря на железный занавес, оказались не чужды эстетике Хеллоуина, используя плодотворную идею помещения горящей свечи внутрь выскобленной тыквы с последующим показом ее в темном окне спящим в своих кроватках пионеркам. Что же касается пацана, то этот концепт под разными именами (macho, manly man, fajny facet) является предметом поиска женщин и подражания мужчин во всех странах и на всех континентах - со все менее утешительными результатами.
Настоящий фольклор - это и в самом деле мощный фактор сближения народов, причем без утраты ими своей идентичности. Успех "Бурановских бабушек", представляющих Удмуртию, не случаен: фольклористы еще в шестидесятые годы заметили, что аутентичные образцы народного песенного искусства и хореографии лучше сохранились как раз в национальных автономиях и округах.
"Самая трагичная ситуация забвения традиций сложилась именно в русском танце",- отмечает Тамара Пуртова, директор Государственного Российского Дома народного творчества.
"Попса и так выживет"
Да и как не быть этой ситуации трагической: если народное творчество, скажем, народов Севера поддерживают хотя бы СМИ соответствующих автономий, то у "великорусского" фольклора лоббистов на федеральных, да и на местных каналах крайне мало.
Возникли определенные надежды, когда Владимир Путин, тогда еще премьер, заявил на заседании Госсовета несколько месяцев назад: "Попса и так выживет, а народное творчество, народные промыслы и народная культура нуждаются в государственной поддержке". Вслед за этой фразой премьер предложил министрам над этой темой "подумать" и не "валить все на регионы и муниципалитеты".
Старые министры ничего так и не придумали, а новые ответственные за культуру, будем надеяться, вдохновятся хотя бы пиар-успехом "Бурановских бабушек". Хотя и здесь есть опасность пойти по проторенному советскому пути - испортить все дело использованием фольклора в государственной пропаганде.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции