В начале июня в Стрельне состоится встреча Россия-ЕС на высшем уровне. О повестке дня предстоящего саммита, о том, как скоро можно ожидать отмены визового режима с Евросоюзом и о трудностях, которые остаются в отношениях России и ЕС рассказал в интервью РИА Новости заместитель министра иностранных дел России Александр Грушко.
- Какова повестка дня предстоящего саммита?
- Исходим из того, что 29-я встреча Россия-ЕС на высшем уровне в Стрельне (Санкт-Петербург) 3-4 июня позволит провести комплексный обзор состояния отношений Россия-ЕС во всех ключевых областях, откровенно обсудить имеющиеся проблемы, а главное - определить шаги и зафиксировать ориентиры сотрудничества на ближайшую перспективу.
В целом ожидаем, что саммит придаст необходимый импульс углублению российско-есовского стратегического партнерства для достижения долгосрочной цели создания единого экономического и человеческого пространства от Атлантики до Тихого океана.
Планируется ставшая уже традиционной "сверка часов" относительно положения в России и Евросоюзе, в том числе в плане сопряжения усилий по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса.
Российская сторона готовится к обсуждению широкого комплекса вопросов двусторонней повестки дня в контексте формирования четырех общих пространств, включая такие значимые для России и Евросоюза темы, как проблематика перехода к безвизовому режиму краткосрочных поездок граждан России и ЕС, энергосотрудничество, инициатива "Партнерство для модернизации", перспективы сотрудничества в сфере кризисного регулирования и многие другие.
Имеется в виду, что руководители России и ЕС обсудят ключевые проблемы международной и региональной безопасности, положение в Северной Африке и на Ближнем Востоке, ядерную программу Ирана, ситуацию на Корейском полуострове.
- По каким вопросам совместной повестки дня сторонам удалось достичь взаимопонимания, а по каким вопросам сохранились сложности?
- В целом отношения между Россией и Евросоюзом развиваются поступательно и достаточно стабильно. ЕС - крупнейший российский торгово-экономический контрагент, на долю которого приходится порядка 50% внешнеторгового оборота России. По итогам 2011 года товарооборот превысил докризисный уровень 2008 года, составив порядка 394 миллиардов долларов.
Сегодня Россия и ЕС активно участвуют в выработке общих подходов к стратегии и тактике урегулирования глобального экономического кризиса как через двусторонний диалог, так и в рамках международных структур. На двустороннем треке активно развивается сотрудничество в рамках запущенных в 2005 году "дорожных карт" по формированию четырёх общих пространств. Успешно ведется работа по линии наших отраслевых диалогов (а их создано уже пятнадцать), нацеленных на решение повседневных практических задач.
Приоритетное значение сохраняет инициатива "Партнерство для модернизации", призванная поставить наши отношения на рельсы инновационного и высокотехнологичного развития. К серьезным подвижкам в российско-есовском энергетическом сотрудничестве можно отнести запуск в ноябре прошлого года первой "нитки" Североевропейского газопровода. В качестве примера успешного нахождения компромиссных развязок в торгово-экономической сфере можно привести тот факт, что в ходе переговоров об условиях присоединения к ВТО нам удалось освободить торговые связи Россия-ЕС от целого ряда проблем.
Россия и Евросоюз активно взаимодействуют на таком важном и перспективном направлении, как сотрудничество по вопросам внешней политики и безопасности. Стабильно развивается политический диалог с ЕС на различных уровнях. Сегодня, пожалуй, сложно найти вопросы внешнеполитической повестки дня, которые не обсуждались бы между Россией и Евросоюзом. Понятно, что далеко не всегда подходы совпадают, но в целом можно констатировать близость взглядов по многим проблемам международной безопасности.
Накоплен хороший опыт практического сотрудничества в сфере кризисного регулирования. В 2008-2009 годы по приглашению стороны ЕС мы оказывали вертолетно-транспортную поддержку операции ЕС в Чаде и ЦАР. Со второй половины 2008 года военные корабли ВМФ России "борт о борт" с ВМС участников военной операции ЕС "Аталанта" (EUNAVFOR Somalia) противостоят морским пиратам в районе Африканского Рога.
Укрепляется взаимодействие по военно-политической линии. Успешно функционирует созданная в 2010 году рабочая группа по военным вопросам, четвертое заседание которой состоится в Санкт-Петербурге практически накануне саммита Россия-ЕС 31 мая года.
И мы, и наши партнеры из ЕС высоко оцениваем достигнутый уровень сотрудничества в сфере гражданской защиты и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. На основе действующей с 2008 года административной договоренности МЧС России и Еврокомиссия взаимодействуют в тушении пожаров, доставке гуманитарной помощи, проведении поисково-спасательных операций и полевых учений.
Вместе с тем потенциал российско-есовского сотрудничества реализован далеко не полностью. Причин этому много, но одна из главных заключается в том, что пока ЕС в целом ряде ключевых областей не готов перейти в отношениях с Россией на схемы равноправного сотрудничества. Множатся примеры, когда вместо поиска совместного решения Брюссель пытается "проецировать" на партнеров нормы внутреннего законодательства. Так, у нас вызывает серьезную озабоченность "Третий энергопакет" ЕС, имплементация которого в ряде стран-членов ущемляет интересы российских компаний и не способствует укреплению энергобезопасности на европейском континенте. Обеспокоены мы и односторонними шагами руководства ЕС по включению гражданской авиации третьих стран в систему торговли квотами в отсутствие соответствующих решений в рамках ИКАО.
Непросто идут консультации по вопросу подготовки соглашения между Россией и ЕС о сотрудничестве в кризисном регулировании, хотя обе стороны объективно заинтересованы в налаживании тесного взаимодействия на этом треке. Евросоюз, ссылаясь на свои внутренние решения о параметрах сотрудничества с Россией в области внешней политики и безопасности, принятые еще в 2002 году, продолжает настаивать на заключении "типового" соглашения, в котором в качестве единственно возможной формы взаимодействия фигурирует подключение российского потенциала к проводимым ЕС операциям в качестве "ведомого". Мы не считаем такую схему оптимальной и имеющей долгосрочную перспективу. Она не соответствует духу равноправного партнерства и не учитывает специфику отношений между Россией и Евросоюзом.
Еще один заметный пробел в сфере внешнеполитического взаимодействия с ЕС - это то, что до сих пор не претворена в жизнь инициатива канцлера ФРГ Ангелы Меркель 2010 года, получившая название Мезебергской, о создании Россией и Евросоюзом специализированного механизма совместного принятия и реализации решений в сфере внешней политики, безопасности и кризисного регулирования (так называемого Комитета Россия-ЕС по вопросам внешней политики и безопасности - КВВПБ).
Мы не драматизируем имеющиеся у нас трудности и по-прежнему считаем, что они вполне могут быть преодолены в конструктивном взаимовыгодном ключе. Но вместе с тем, очевидно и то, что для выхода на новое качество отношений наши партнеры должны переступить через рамки представлений о "стандартных схемах сотрудничества" и в конкретных сферах продемонстрировать понимание важности взаимодействия с Россией как стратегическим партнером, то есть на равноправной основе и на базе совместно выработанных принципов и правил.
- Как продвигаются переговоры по безвизовому режиму с ЕС, когда можно ожидать подписания соглашения об отмене визового режима между Россией и Евросоюзом? Когда можно ожидать подписания соглашения об отмене виз с Евросоюзом?
- В настоящее время усилия сконцентрированы на реализации перечня "совместных шагов" по переходу к безвизовому режиму краткосрочных поездок граждан, предусматривающего, в частности, более тесное взаимодействие миграционных, пограничных и правоохранительных служб России и ЕС. Осуществление "совместных шагов" позволит приступить к переговорам по соглашению об отмене виз.
Ход выполнения этого документа обсуждался на первых консультациях экспертов России и ЕС в марте в Москве. Промежуточные итоги осуществления перечня предполагается подвести в ходе заседания Постоянного совета партнерства (ПСП) Россия-ЕС по вопросам свободы, безопасности и правосудия в октябре 2012 года. На саммите Россия-ЕС в декабре 2012 году в Брюсселе этот вопрос также должен быть предметно рассмотрен.
Будем вести дело к тому, чтобы к декабрьскому саммиту в основном завершить процесс выполнения "совместных шагов". Это позволило бы принять решение о начале переговоров по разработке соглашения Россия-ЕС об отмене виз с целью последующего выхода на безвизовый режим. Напомню, что проект такого соглашения был передан ЕС в ходе саммита в Ростове-на-Дону 31 мая-1 июня 2010 года. Хотя пока нет договоренности относительно перехода к безвизовому порядку взаимных поездок, хотелось бы, чтобы соответствующая работа была завершена к олимпиаде в Сочи в 2014 году. Знаем, что наш подход разделяют во многих странах ЕС.
- Как продвигаются переговоры по новому базовому соглашению Россия-ЕС?
- И у России, и у ЕС есть четкое понимание, что наши отношения "переросли" рамки, которые были определены соглашением о партнерстве и сотрудничестве Россия-ЕС, подписанным еще в 1994 году. За прошедшее с тех пор время мы нарастили интенсивность наших связей, расширили их за счет новых сфер, сформировали дополнительные механизмы совместной работы. Кроме того, изменились сами Россия и Евросоюз, ситуация на континенте, возникли новые общие для нас вызовы. Требуется новое, отвечающее современному этапу в развитии наших отношений соглашение. Это должен быть рамочный, устремленный в будущее документ, который зафиксирует приоритетные направления нашего стратегического партнерства на перспективу.
В целом с момента запуска переговоров по новому соглашению удалось заметно продвинуться в подготовке текста. Сегодня основные усилия сосредоточены на подготовке экономической части договора. Учитывая объем наших торгово-инвестиционных связей, это непростая задача. До последнего времени она осложнялась тем, что Россия продолжала переговоры о параметрах своего участия в ВТО. Рассчитываем, что теперь, когда этот вопрос закрыт, нам будет легче двигаться вперед. Главное при этом - не нарушить выверенный баланс интересов, который не без труда был достигнут в ходе переговоров по ВТО. Кроме того, при подготовке документа в полной мере должен быть учтен фактор интеграционных процессов на пространстве СНГ: создание Таможенного союза, в котором участвуют Россия, Белоруссия и Казахстан, формирование Единого экономического пространства и образование Евразийского экономического союза. Вопрос о ходе подготовки нового базового соглашения будет также включен в повестку дня саммита.