Рейтинг@Mail.ru
Путь сильных: от "зеленого ада" к "Потерянному городу" - РИА Новости, 31.07.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Путь сильных: от "зеленого ада" к "Потерянному городу"

Читать ria.ru в
Дзен
Туристы начинают и заканчивают подъем к Теюне в деревушке Мачете-Пелао. Идти им предстоит по "Тропе Тайрона", которая петляет вдоль крутых берегов реки Буритака. Туристы запасаются выдержкой и идут налегке - впереди 26 километров пути, две ночевки в джунглях и множество переходов через неспокойную Буритаку.

Все материалы экспедиции "Потерянные" земли цивилизации Тайрона" >>

Урожайность почв здесь очень сильно зависит от капризов природы. В местности с изменчивым климатом прожить трудно, и для многих семей дополнительным источником дохода стали туристы, которые останавливаются в своего рода приютах.

"Мы не смотрим на туризм как на средство обогащения и наживы. Для нас это развлечение, познание, дыхание. Всегда есть надежда, что приходит новая позитивная энергия. Здесь можно дышать, размышлять и увезти впечатления с собой, на свою родную землю", - говорит о своем отношение к заезжим гостям Хосе Мария Москоте Хиль, один из индейцев племени арсарио.

Туристы начинают и заканчивают подъем к Теюне в деревушке Мачете-Пелао. Идти им предстоит по "Тропе Тайрона", которая петляет вдоль крутых берегов реки Буритака. Начинаясь на плоскогорье, она постепенно теряется в густом тропическом лесу и уходит в горы. Путешественники запасаются выдержкой и идут налегке - впереди 26 километров пути, две ночевки в джунглях и множество переходов через неспокойную Буритаку. Гиды ни для кого не делают поблажек - идти приходится при любой погоде. Дышать тяжело из-за высокой влажности воздуха и постоянного набора высоты.

Самое главное испытание на подходе к заветной цели - 1183 каменные ступени, покрытые мхом и зеленым налетом времени. Именно так выглядит одна из четырех дорог, ведущих в Теюну, которую археологам удалось отвоевать у природы. Это путь сильных. Тот, кто преодолеет подъем, познает чудеса "Потерянного города". И все это за совсем небольшие деньги - пока что трехдневный маршрут с питанием и проживанием обходится в 50 долларов с человека.

Хосе Франсиско Агилар, больше известный как Маррон за его коричневый цвет кожи, за 20 лет работы поднимался к Теюне около 700 раз и невероятно горд своей работой, которую он называет "каникулами". "Меня всегда переполняла гордость от того, что в моей родной стране есть что-то красивое и я могу помочь гостям нашей страны увидеть такие места", - откровенничает он.

Маррон начинал в 90-х годах как носильщик, прошел подготовку в министерстве туризма, изучал архитектуру построек "Потерянного города". "Самое фантастическое - это переживать совместный опыт с туристам. Люди очень ценят все, что видят вокруг, все наши пейзажи и богатства. Почему бы не получать удовольствие с ними вместе? Люди, которые приезжают сюда, - это самое прекрасное", - делится он впечатлениями от своей работы.

Работающие здесь ученые согласились бы с ним, кабы не опасение того, что Теюна повторит участь Мачу-Пикчу и других городов Мезоамерики, где неконтролируемый наплыв туристов угрожает сохранности памятников. Впрочем, до этого еще далеко - сегодня "Потерянный город посещают до 15 человек в день, и эту цифру можно смело удваивать.

Теюна была обнаружена в 1972 году случайно - местные расхитители захоронений обнаружили группу каменных ступеней, поднимавшихся вверх по горе. Они-то и привели "черных археологов" в заброшенный город, который те прозвали "зелёным адом". Вскоре после этого на местном рынке стали появляться золотые статуэтки и керамические урны из города. Это обстоятельство сподвигло местные власти провести расследование, итогом которого стало повторное открытие города. Случилось это в 1975 году.

Весь об этом довольно скоро дошла до Боготы и сотрудников расположенного здесь Музея золота, которые, в свою очередь, связались с Колумбийским антропологическим институтом. Последний отправил на место двух археологов, которые в 1976 году и приступили к раскопкам, не прекращающимся по сей день. Официальных первооткрывателей звали Луиза Фернанда Эррера и Хильберто Кадавид.

"Топографические и архитектурные исследования по разработке новых карт не мешают туризму. Это уникальный случай в истории, когда процесс реставрации памятников проходит на глазах у посетителей. Смысл в том, что туристы всегда могут спросить у ученых, чем именно мы занимаемся, в каких условиях, для чего. Это сближает: мы постоянно что-то рассказываем туристам", - рассказал один из работающих на раскопках археологов Сантьяго Хиральдо.

Ученые в своей работе подстраиваются под ритмы природы. Все работы по реставрации и сохранению уникального памятника в основном проходят в сухой сезон, а превентивные действия по уходу за дренажной системой и каналами остаются на сезон дождей, когда отчетливо видно, как была устроена система акведуков и коллекторов в те далекие времена, когда на территории Теюны размещалось более 700 террас. Помимо сугубо научной работы археологи ведут ежедневную битву с джунглями, наседающими на "Потерянный город". Тут в ход идет мачете - единственное холодное оружие индейцев.

Научные изыскания не только позволили привлечь сюда туристов, но и вновь сделали обитаемым горы Сьерра-Невада - индейцы охотно перебираются на территории, которые когда-то населяли их предки. Сегодня здесь насчитывается около 100 индейских семей, многие из которых живут вдоль открытой в 1981 году "Тропы Тайрона".

Ромуальдо, мамо из племени коги, изначально был категорически против туристических визитов. Он даже обратился в общество Cabildo Indígena, которое объединяет около 2 тысяч индейцев, но его заверили в том, что туристы смогут посещать эти земли только при одном условии - они не должны наносить вреда этому месту и обязаны относиться к нему с уважением.

Со временем туризм стал существенным подспорьем для индейцев. Кроме того, получаемый доход обеспечивает жизнедеятельность организации Gonawindúa Tayrona, созданной по инициативе племен коги, аруако и вива. Члены организации, которую возглавляют мамо, борются за право сохранить и защитить Сьерра-Неваду и коренных жителей, отстаивают интересы племен и отдельных их членов.

Цивилизованных людей любой национальности индейцы называют младшими братьями, тем самым давая понять, что возраст их культуры исчисляется многими тысячелетиями. Они призывают нас заботиться о природе.

"Мать-земля - как человек, у которого нет лишних органов. Поэтому, когда причиняется боль какому-то органу, Мать-земля становится слабее, и мы все должны платить за это. Мы во всем мире должны платить природе. Вот в этом и состоит послание младшему брату, который, как знать, начнет все понимать", - поясняет Хосе Мария Москоте Хиль из племени арсарио.

Антон Жданов

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала