Рейтинг@Mail.ru
"Малыш и К." в Театре "Около дома Станиславского" - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Малыш и К." в Театре "Около дома Станиславского"

© Фото : В. ПушкинСцена из спектакля "Малыш и К." в Театре "Около дома Станиславского"
Сцена из спектакля Малыш и К. в Театре Около дома Станиславского
Читать ria.ru в
В Театре "Около дома Станиславского" состоялась премьера по культовой детской трилогии Астрид Линдгрен о Малыше и Карлсоне - спектакль назвали "Малыш и К.". И хотя режиссером постановки на этот раз стал не худрук Юрий Погребничко, а его ученик Илья Окс, спектакль пронизан поэтикой наставника.

Ольга Галахова, театральный критик, главный редактор газеты "Дом актера" специально для РИА Новости.

В Театре "Около дома Станиславского" состоялась премьера по культовой детской трилогии Астрид Линдгрен о Малыше и Карлсоне - спектакль назвали "Малыш и К.". И хотя режиссером постановки на этот раз стал не худрук Юрий Погребничко, а его ученик Илья Окс, спектакль пронизан поэтикой наставника.

Актер в роли ребенка

Погребничко то и дело заходил на территорию детской и подростковой литературы: он ставил и про трех мушкетеров, и про Винни-Пуха, и про Алису. Но дело не только в этом. Актер здесь во всех спектаклях уподоблен взрослому и печальному ребенку, чуть странному, которого окружает жестокий мир. Эти нежные существа заперты в клетку, но продолжают петь своими слабыми голосами о хрупких и тонких чувствах.

Илья Окс идет вослед своему мастеру именно в том, что стремится на основе текстов Линдгрен создать особый мир на сцене, в котором подвергается сомнение то, что называется взрослой жизнью.

История дружбы Малыша и Карлсона становится поводом для того, чтобы рассказать об одиночестве, которое начинается у человека с самого раннего детства. Есть какая-то грусть в том, что Малыш в самом начале спектакля уныло бросает нож в деревянный пол, потом его взгляд падает на палку, которую Малыш пытается превратить в ходули. Долго не раздается ни слова, и эта тишина, прерываемая то звуком вонзающегося ножа, то стуком и падением палки, почему-то усиливает тоску. Даже побитое пианино, загадочно играющее само по себе, смешит, но не веселит.

Карлсон хоть и появляется здесь с пропеллером, но он совсем не упитанный мужчина, к облику которого мы так привыкли, потому что не можем не помнить замечательный мультфильм, снятый Борисом Степанцевым в шестидесятые. "В каком возрасте расцвет сил?", - спрашивает Малыш и получает ответ: "В любом!".

В спектакле Театра "Около дома Станиславского" Карлсон Алексея Сидорова появляется на крыше как пижон - старшеклассник, насмотревшийся фильмов Квентина Тарантино, он косит под голливудского киногероя - в черном плаще, в черной шляпе, надвинутой на лоб. Под музыку из знаменитого фильма "Криминальное чтиво" продвинутый Карлсон уводит в танце Малыша, подражая танцу Джона Траволты с Умой Турман. Вот только танцорам мешает не пол, а балка на крыше, о которую они ударяются.

Карлсон оказывается на чердаке - территории одинокого Малыша - как бог из машины и с машинкой (пропеллер у Карлсона болтается на груди). Скромный коврик на крыше он оценивает из окна как площадку для виртуозного приземления. Трюк, прямо скажем, не из самых сложных, но исполнен поклонником Тарантино с максимумом расчетливого эффекта. Карлсон высокомерен относительно этого странного существа, чудака - Малыша Ольги Бешули. Взъерошенные волосы, короткие брючки, удивленный и печальный взгляд выдают в нем ребенка, лишенного дружбы. С ним никто не играет, и, вероятно, поэтому он делает чердак своим тайным детским убежищем. Тут у него и микроволновка, превращенная в холодильник, тут у него и кастрюльки, с которыми он играет, складывая из них слова. Тут жарится яичница, потому что все тефтельки съедены.

Малыша обижают

Покатая крыша и есть место действия спектакля. Дружба Малыша и Карлсона есть неравная дружба. И не только потому, что последний прилетает и улетает когда хочет. Он исчезает из игры как-то жестоко, усиливая состояние одиночества Малыша. Карлсон не боится встречи с миром взрослых - он эгоистично использует территорию чердака для своих розыгрышей.

Так случается, что ради дружбы один терпит и сносит обиды, больше всего страшась услышать: "Я с тобой не играю". И Малыш услышит такую фразу от этого Карлсона, который возьмет в руки гитару, тем самым подчеркнув всю возрастную бездну между ними, и не поддержит наивное предложение сыграть в прятки. Как можно всерьез отнестись к детскому предложению Малыша прятаться, не прячась. Со словами "найди меня" на глазах Карлсона залезать в шкаф?!

Карлсон все время что-то выцыганивает, разыгрывает Малыша с ощутимым для себя коммерческим эффектом. Так, в дележе по праву сильного Карлсон забирает персик, а Малышу достается только пакетик, а потом еще и косточка от съеденного старшим товарищем нежного фрукта. Последний продолжает свою жестокую игру, убеждая доверчивого Малыша, что, если тот посадит косточку, то у него вырастет вместо цветка много персиков. Даже состоится сеанс гипноза над горшком, но ожидаемого чуда юных мичуринцев не случится, и горшок полетит в окно, и мы услышим, как шлепнется об асфальт этот эксперимент. Так же жестко фонарик Малыша перекочует в руки нового хозяина Карлсона.

Но вот в чем совершенно не превзойти старшего товарища, так это в схватке с бандитами на крыше. Тут Карлсон, используя нехитрую бутафорию в духе наивного хеллоуина, наведет страху на отпетых бандитов Филе (Александр Орав) и Руле (Егор Павлов). В детективной интриге Карлсон окажется полным победителем. Малышу же будет отведена роль зрителя этого шоу с бандитами, ограблением, деньгами, которые все потратит тот же Карлсон в черном плаще и черной шляпе.

Мир этого спектакля населен необычными персонажами. Фрекен Бок Элен Касьяник совсем не домомучительница, а милая очаровательная барышня, которой тоже одиноко. Она любит театр для себя, изящно танцует, двигаясь с какой-то изумительной грацией. Кажется, она надеется, что ее тихая жизнь как-то изменится сама собой.

Есть какое-то сиротство и в Малыше, и во Фрекен Бок. Неслучайно в этом спектакле нет папы и мамы Малыша, а есть дядя Юлиус (Константин Желдин), тоже живущий в своем мире, рассеянный и беззащитный, коротающий свои вечера у старого телевизора, по которому передают сводки погоды.

Эпилогом спектакля звучат слова о том, что если странствующий не встретится с подобным, то укрепится в одиночестве. В этом есть какой-то парадокс спектакля, поскольку одиноки тут все, кроме Карлсона.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала