Рейтинг@Mail.ru
Наркотики – не сама болезнь, а симптом неблагополучия - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Наркотики – не сама болезнь, а симптом неблагополучия

Читать ria.ru в
Дзен
Проблемы наркотиков не существует – есть проблема человека, трагедия личности, считает президент фонда "Нет алкоголизму и наркомании", врач-нарколог Олег Зыков. Эффективный способ снизить наркотизацию страны – это уменьшить уровень насилия в обществе, считает он.

Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.

Проблемы наркотиков не существует – есть проблема человека, трагедия личности, считает президент Общероссийского общественного благотворительного фонда "Нет алкоголизму и наркомании", главврач наркодиспансера № 12 Москвы, психиатр-нарколог Олег Зыков. Эффективный способ снизить наркотизацию страны – это уменьшить уровень насилия в обществе, считает он.

Человек, который несостоятелен

– Есть ли у наркомании региональные особенности? Например, в Москве, где много людей, стрессов, а главное, денег?

– Проблемы наркомании в Москве, по большому счету, ничем не отличаются от проблем всей России. Где много денег – много наркотиков, но это в равной степени относится и к Ханты-Мансийскому округу, где нефть качают, и к другим богатым регионам.

Здесь важно понять, что отдельно проблемы наркотиков вообще не существует. Наркотики, алкоголизм и другие зависимости – это всего лишь симптомы неблагополучия общества, семьи, человека. А проблемы личности всегда индивидуальны.

В основе зависимости лежит неготовность конкретного человека решать свои проблемы через социально приемлемые формы поведения, то есть его социально-духовная несостоятельность. А уж куда заведет его кривая, совершит ли он преступление или станет жертвой, решит ли эти проблемы с помощью героина или алкоголя – это дело случая.

А то, какие формы поведения считаются приемлемыми, диктуются культурологическими особенностями среды, страны, популяции. И тенденциями "моды". В этом смысле, конечно, Москва, как столица, является законодателем, в том числе и на наркотики.

Дьявол не в химии, а в человеке

ч

– А что сейчас "модно" в столице? Какие наркотики употребляют больше всего?

– Когда упал железный занавес, возрос интерес к героину и другим опиатам. Мода на опиаты стала уходить к концу 90-х годов и к 2001 году – стабилизировалась. С тех пор роста не наблюдается.

Зато стало расти употребление алкоголя, причем за счет тех же самых людей. Понятно, это все соединяющиеся сосуды. В Москве, как и в России, в основном алкогольное мышление и поведение. Навязанное, во многом, государством. В частности, через пивную рекламу – рекламировалось ведь не качество продукта, а образ жизни. А образ жизни – это часть моды.

Наркоманы разные, и наркотики разные потребляют. Варьируется выбор того или иного вещества и в зависимости от особенностей поведенческих и возрастных микрогрупп. Люди старшего возраст скорее сопьются, чем станут наркоманами. Те, кто застрял в 90-х, продолжают употреблять опиаты.

Молодые люди, которые входят в клубную культуру, начинают употреблять амфетамины, экстези, экспериментировать с другими синтетическими веществами. В кругу "крутых" тусовщиков популярен кокаин. Не секрет, что довольно большая часть нашего населения курит марихуану, тихо у себя на кухне.

Если ему плохо, если не хватает марихуаны, чтобы заглушить боль душевную, он ищет другие наркотики и переходит на героин. Но не потому, что марихуана толкает его к героину – а потому, что он ищет способ, чтобы забыться, уйти от проблем. Дело не в химическом веществе. Дьявол не в героине и не в водке. А в человеке и его выборе.

И отделять проблемы алкоголизма от наркомании нельзя. А в головах наших начальников проблема алкоголизма отделилась, нормативно и организационно, от борьбы с употреблением запрещенных веществ.

Виселицы не помогут

– А каково, на ваш взгляд, должно быть эффективное поведение государства в решении этой социальной проблемы? Некоторые, например, выступают за жесткую руку, говорят, что "при Сталине" наркоманов вообще не было…

 

– Путем самых жестких репрессий нельзя изменить поведение людей и решить их проблемы. В Иране, например, люди практически не употребляют алкоголь, зато наблюдается эпидемия опиатной наркомании. Там за оборот наркотиков вешают, реально передвижные виселицы в виде автокранов ездят. И при этом самый высокий уровень употребления наркотиков.

В Японии, где самый низкий уровень употребления наркотиков, никто никого не вешает. Потому что японцы с самого начала понимали главное: чем хуже человеку в обществе, тем скорее он начнет употреблять психоактивные вещества. А хуже ему там, где царит насилие.

Если мы хотим искоренить наркоманию – нужно снизить уровень насилия, социального, политического, психологического, бытового.

Японцы сделали это путем сокращения тюремного населения. Тюрьма не перевоспитывает, а прививает определенный модус поведения – ты должен насиловать окружающий мир, иначе он тебя будет насиловать. Это принцип тюремных взаимоотношений. Поэтому любая страна, где много сидят, обречена на высокий уровень наркотизации.

Например, в Америке – а мы все время равняем себя с ней – два миллиона заключенных, самый высокий показатель в мире. А мы находимся на втором месте. Понятно, что у нас всегда будет высокий уровень употребления наркотиков, потому что эти люди, носители криминального мышления, выходят на свободу и заражают им общество.

Как стать другим человеком

– А как уберечь детей в таком обществе от наркотиков?

– Самое главное – это воспитание личности. Личность, которая умеет сохранять свои границы, имеет самоуважение – это главный иммунитет от употребления психоторопных веществ, будь то наркотики или алкоголь. Когда ребенка ломают через колено в семье, у него нет внутреннего ресурса отказаться от предложения, сказать нет, когда он выходит на улицу, а там дядя или старший товарищ что-то предлагает.

Бессмысленно рассказывать о вреде наркотиков – это своеобразная их пропаганда. Нужно дать ребенку альтернативу наркотикам.

Точно так же, как невозможно человеку уже зависимому запретить употреблять наркотики. Он по-другому жить не может – это его способ решения социальных и личных проблем. Ему тоже надо предложить какую-то альтернативу. Это труд, это технология. А волшебных таблеток, волшебных слов, тем более волшебных розг, как некоторые предлагают, не бывает.

– Мы подошли к вопросам реабилитации зависимых людей. Сейчас ведется много споров по этому поводу. Наверное, самый острый вопрос – какие методы допустимы для того, чтобы спасти человека от этой беды. Какова ваша позиция?

 

– Проблемы российской наркологии в том, что здесь нет государственных стандартов реабилитации, а значит, нет возможности развивать технологии по отделению эффективного от вредного.

Ну, вот, например, есть такая организация "Преображение России", ее организовали кемеровские уголовники, а сейчас уже работает 350 центров по все стране. Они используют рабский труд, заставляют алкоголиков и наркоманов работать на тяжелых работах за еду. Никто там не выздоравливает – нет такой задачи. Все это называется "реабилитационный центр".

Есть коллеги, которые делают дырку в голове и вымораживают часть мозга, другие – опускают наркомана в кипяток. Или сайентологи – у них своя методика вовлечения в тоталитарную секту. А кого можно завлечь? Прежде всего людей, которые страдают.

– А какие формы реабилитации вы считаете наиболее эффективными?

– Как раз специфика Москвы в том, что здесь очень развиты группы самопомощи. Сначала появились "Анонимные алкоголики", наркоманы, потом стихийно стали объединяться и другие "зависимые" – игроки, сексоголики, должники, объедальщики. Любая проблема, которая мешает человеку жить, эффективно решается путем коллективной терапии.

Когда человек приходит в группу, он рассчитывает оправдать собственную зависимость. А тут ему говорят: мы с тобой одной крови, но только мне хорошо, а тебе пока плохо. Если хочешь мне рассказывать о проблемах, это не конструктивно. Если хочешь их решать, то давай это обсудим. Дальше предлагается та или иная индивидуальная схема обретения новых ценностей в этом мире.

Один мой друг, бывший алкоголик и большой писатель, сказал одну важную фразу: "Я хотел бросить пить, чтобы стать другим человеком. А выяснилось, что я должен стать другим человеком, чтобы бросить пить". Это правило в полной мере относится к употреблению наркотиков.

А глобально нужно прекратить политизировать, идеологизировать наркологию. Не надо забираться на трибуну и кричать: я буду спасать нацию. Главное – начать помогать конкретному человеку в конкретной ситуации.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала