МОСКВА, 25 мая - РИА Новости. Медиаэксперты, несмотря на тенденцию к росту интернет-аудитории и уменьшению числа телезрителей, прочат телевидению долгую жизнь, отмечая, что проникновение интернета в России еще не так высоко, как охват аудитории трех федеральных телеканалов.
Как сообщила газета "Ведомости", численность аудитории интернет-портала "Яндекс" впервые превысила число зрителей Первого канала. По данным аналитической компании TNS, в апреле "Яндекс" посещали 19,1 миллиона человек в день, а Первый канал смотрели 18,2 миллиона зрителей ежедневно. "Яндекс", а также портал Mail.ru почти догнали Первый канал и по недельной аудитории: до результата канала в апреле им не хватило 0,7 миллиона и 1,2 миллиона человек соответственно, отмечает издание.
Сравнивать некорректно
Главный редактор газета "Московский комсомолец", председатель комиссии Общественной палаты РФ по СМИ Павел Гусев считает, что сравнивать аудиторию "Яндекса" и "Первого канала" некорректно.
"Это сродни тому, что сравнивать количество пользователей "Яндекса" с количеством пользователей мобильными телефонами или посетителями метро. Мы получим ни о чем не говорящие цифры. Нельзя сравнивать СМИ и коммуникационные системы. У них разные задачи и функции", - цитирует пресс-служба ОП слова Гусева.
В своем заявлении он подчеркивает, что "Яндекс" - это средство массовой коммуникации, а не СМИ. По его мнению, интернет как СМИ используют только 10-12% пользователей.
Декан факультета медиакоммуникаций НИУ ВШЭ Анна Качкаева также полагает, что сравнивать "принципы телесмотрения и нахождения человек на портале не совсем корректно". При этом он Качкаева отмечает, что процесс падения телеаудитории не столько очевиден, как кажется на первый взгляд.
"Тенденция (к уменьшению телевизионной аудитории), конечно, зафиксирована, и она отражает общемировую тенденцию интереса к поисковикам и сетям для поиска информации и снижение интереса к телевидению. Но это довольно сложный процесс", - сказала Качкаева РИА Новости.
Приводя в пример мировой опыт, она отметила, что не во всех странах число телезрителей уменьшается.
"В некоторых странах, таких как Германия, телесмотрение наоборот подрастает, поэтому не столь очевидный процесс, как кажется. Хотя тенденция везде такова, что аудиторию фрагментируется, интерес к телевидению как к единственному каналу снижается неуклонно", - сказала она.
Качкаева считает, что в России ближайшее время число интернет-пользователей не может превысить телевизионную аудиторию, поскольку проникновение интернета еще не так высоко, как охват аудитории трех федеральных телеканалов.
Телевидение будет жить долго
Телевизионная аудитория уменьшается, но очень медленно, отмечает президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев.
"Это процесс - вытеснения телевидения интернетом - будет происходить много-много лет. Падение телевизионной аудитории крайне низкое", - сказал он РИА Новости.
Вместе с тем он указал на то, что телевидение само способствует росту интернет-пользователей, выкладывая свою продукцию в Сеть.
"Телевидение само идет активно в интернет, это нужно тоже учитывать. В телевидение тоже очень много интернет-сервисов. Есть онлайн телевидение того же Первого канала в интернете...Потом контент телевизионный он тоже распространяется отдельно в интернете, в торрентах его скачивают", - говорит собеседник агентства.
"Поэтому можно еще посчитать ту аудиторию, которая есть у телевидения в интернете", - добавил он.
По мнению Сагалаева, телевидение будет жить еще долго. В доказательство свои словам эксперт привел данные о том, что рост рекламы на телевидение за прошлый год составил 17% по сравнению с 2010 годом.
Сагалаев не исключил, что численность интернет-аудитории может превысить число телезрителей. Однако, по его словам, это совсем не значит, что люди перестанут смотреть телевизор.
"Это пока параллельные аудитории, которые серьезно пересекаются. Много телевизионных зрителей в интернете", - отмечает он.
ТВ как искусство
Тот факт, что аудитория "Яндекса" превысила аудиторию Первого канала, председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов назвал большим событием. Однако ничего сверхъестественного в этой ситуации он не видит.
"Яндекс" в данном случае работает как некая справочная. Очень удобно обратиться в справочную, информационную службу, которая будет обрастать новыми возможностями. Но телевидение, как и печатные СМИ, они не утратят себя, они будут заниматься более глубокими для общественного сознания проблемами и вещами. Это будет аналитика событий, ситуаций. Это будет работа, которой журналисты занималась столетиями", - сказал он РИА Новости.
При этом, по мнению Богданова, телевидение должно изменится, чтобы отвечать запросам общества.
"Телевидение должно быть глубже, оно должно занимать больше времени. Оно должно влиять на наш интеллект, на нашу нравственность. Телевидение должность стать журналистикой и искусством, то, что не грозит интернету. Интернет вряд ли станет искусством", - сказал он.