Завтра в 16.00 в главном зале "Люмьер" - официальный показ конкурсного фильма Сергея Лозницы "В тумане" по повести советского классика Василя Быкова. Надо сказать, что в программе он стоит очень хитро: один почти замаскированный - не вечерний же, не смокинговый - показ в предпоследний конкурсный день (в воскресенье, в день церемонии подведения итогов, новые конкурсные фильмы не показывают - повторяют все прошедшие, чтобы их посмотрели те, кто что-то пропустил). В Канне ничего не делается просто так, тут все просчитывают - в этом особое мастерство авторов Каннского фестиваля. Поэтому в нынешней конкурсной колоде фильм Лозницы выглядит этаким джокером. Можете счесть меня сторонником теорий заговора (а я и впрямь временами их сторонник), но для меня кажется значимым еще и то, что единственным другим конкурсным фильмом, который жюри увидит завтра, будет "Космополис" Дэвида Кроненберга, на который Канн тоже явно делает большую ставку.
Ясно, что сам фильм Лозницы и то, как его воспримут в Канне, интересует у нас многих. И тех, кто болеет за родное кино, и тех, кто не болеет (лично я считаю, что надо болеть не за родное, а за хорошее кино, а фильм Лозницы вдобавок не вполне родной - копродукция с Германией, Латвией, Нидерландами и Белоруссией). И тех, кто считает после фильма "Счастье мое" живущего в Германии уроженца СССР, а точнее Белоруссии, Лозницу очернителем России, и тех, кто считает его честным бытописателем (как я, например).
Поэтому не стану сегодня описывать последние, показанные перед фильмом "В тумане" конкурсные ленты. Напишу о них завтра вместе с фильмом Лозницы: надеюсь посмотреть его сегодня вечером на показе для прессы. А лучше сделаю то, что даже самому интересно. Составлю-ка я рейтинг каннских фаворитов по ситуации на сегодня. Рейтинг фильмов, которые Лознице необходимо побороть и превзойти. Рейтингов будет три: мой личный, мировой прессы и французской прессы.
Но для начала - о вчерашнем внеконкурсном показе фильма Бернардо Бертолуччи "Я и ты". Все-таки Бертолуччи не снимал почти десять лет.
Как бы спрятаться ото всех
Бертолуччи - последний из великих итальянских режиссеров, самый младший из них, по возрасту замкнувший ряд Росселлини - Де Сика - Феллини - Антониони - Висконти - Пазолини (правда, сюда бы еще куда-то поместить по-прежнему актуальных братьев Тавиани). Перед показом я услышал мнение, будто фильм убогий. Нет, не убогий. Просто когда окидываешь взором биографию Бертолуччи, не можешь не поразиться, насколько рано проявился его талант - в годы, когда другие режиссеры еще считаются молодыми-перспективными (а затем зачастую ничего талантливого не выдают). "Конформиста" Бертолуччи снял в 29 лет. "Последнее танго в Париже" - в 31 год. "ХХ век" - в 35, "Трагедию одинокого человека" - в 40. На самом деле, уже после этого у него, как у математиков (которые, как считается, делают все открытия до 30-ти) начался творческий спад. Но именно следующие фильмы принесли ему главные награды, включая "Оскары" (прежде всего "Последний император"), именно следующие фильмы прославили его в Америке. Однако все они, даже "Под покровом небес", не говоря уже о "Маленьком Будде", по мне, - не вполне то.
Но удивительно: и сейчас Бертолуччи, которому 71, приехавший на показ в автоматической инвалидной коляске, по-прежнему делает небанальное кино. Хорош уже сам по себе сюжет: подросток, не чувствующий потребности общаться со сверстниками (а может, попросту комплексующий), врет матери, будто сдал деньги и отправляется с классом в горную экскурсию на неделю (сноуборд, игра в снежки и пр.), а сам на выданные на поездку деньги запасается продуктами и решает провести семь дней одиночества: уединиться в подвале своей многоэтажки, чтобы спокойно слушать любимую музыку, сидеть в соцсетях и читать хоррор-романы (читает он не такую уж муть - "Интервью с вампиром"). Но на его голову в подвал сваливается старшая, 25-летняя, фактически выброшенная из семьи сестра (у них общий отец), которая оказывается наркоманкой в ситуации ломки. И эта встреча влияет на жизнь и психологию обоих.
Ругать это кино? Почему? Его интересно смотреть. Но еще более интересно, что я впервые на этом фестивале столкнулся с испугом его устроителей. Поскольку показ официальный, в главном зале "Люмьер", пусть и в те самые несмокинговые 16.00, когда продемонстрируют и Лозницу; Бертолуччи встречали на лестнице главные лица каннского фестиваля Жиль Жакоб и Тьерри Фремо. Точнее, у ее подножия - потом он на своей коляске поехал куда-то в сторону, где, вероятно, есть лифт в зал. И они явно испугались (а я бы тоже на их месте), что на внеконкурсного, вышедшего из синефильской моды Бертолуччи придет максимум ползала, и будет неудобно перед великим киноавтором.
Поэтому служителям зала была дана установка загонять всех тех, кто имеет право на партер (а у "Люмьера" еще и гигантский балкон, окружающий партер воротником), загонять в центр. Чтобы казалось, будто народа больше. Загнали и меня, хотя я всегда, и в России тоже, сажусь с краю, чтобы меньше мешали. А в итоге на Бертолуччи пришел почти полный зал на 2500 мест, который приветствовал его стоя.
Пришли и киношники. Ладно, Алек Болдуин, не ахти какая фигура, которого я видел на лестнице. В одном популярном у всех месте, которое не стану называть, я столкнулся лоб в лоб над раковиной с Дэвидом Кроненбергом. До всякого "Космополиса". И правильно, что все пришли. Да, новый фильм Бертолуччи - не "Конформист". Но он все равно лучше четырех пятых той чуши, на которую вы покупаете билеты в обычных залах.
Рейтинги наши и не наши
Теперь к обещанным рейтингам. Поскольку хороших фильмов много, то можно было бы составить и десятки, но остановимся на счастливой цифре 7.
Мой личный рейтинг на нынешний день таков:
1. "По ту сторону холмов" Кристиана Мунджиу.
2. "Любовь" Михаэля Ханеке.
3. "Доля ангелов" Кена Лоуча.
5. "Охота" Томаса Винтерберга.
6. "Рай: любовь" Ульриха Зайдля.
7. "Королевство полной луны" Уэса Андерсона.
Теперь список британского журнала Screen International, где выставляют оценки критики из разных стран, кроме французских (не привожу средние оценки, так как в разных журналах свои запутанные системы координат, просто обобщаю результат):
1-2. "По ту сторону холмов" (удивительно: фильм раздражил французов и американцев, но понравился остальному миру и остальной Европе) и "Любовь".
3-4. "Охота" и, что изумительно для меня, посредственная "Ржавчина и кость" Жака Одияра, которая, похоже, что-то в итоге получит.
5. "Доля ангелов" (лишь пятое место фильма Лоуча странно на фоне тех восторгов, с какими его воспринял профессиональный каннский зал).
6-7. "Королевство полной луны" и старческий, на мой взгляд, фильм классика французской режиссуры Алена Рене "Вы такого еще не видели" (если фильм получит каннские награды, мы его откомментируем. Пока воздержимся).
Наконец, фавориты французского журнала "Le film français", в котором выставляют оценки только критики ведущих парижских изданий:
1. "Любовь".
2. "Ржавчина и кость".
3. Holy Motors (почти ноздря в ноздрю с фильмом Одияра).
4. "Вы такого еще не видели" (с большим отставанием).
5. "Охота" (с еще большим отставанием).
6-7. "По ту сторону холмов" и "Доля ангелов" (оценки совсем уже ерундовые).
По правде сказать, равнодушие французских критиков к картинам Лоуча и Мунджиу искренне изумляет. Но из года в год повторяется ситуация, что французская пресса поощряет, прежде всего, своих.
Важное сообщение напоследок: оценки французской и мировой прессы в Канне далеко не всегда влияют на решение жюри. Хотя иногда все-таки влияют.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции