КИЕВ, 24 мая - РИА Новости, Светлана Янкина. Первая Киевская биеннале современного искусства Arsenale 2012, которая проходит под девизом "Худшие времена, лучшие времена. Возрождение и Апокалипсис в современном искусстве", открылась для публики в четверг накануне старта чемпионата Европы по футболу Евро-2012.
Хотя искусство и спорт вещи, казалось бы, диаметрально противоположные, для Arsenale 2012 девиз "Выше, быстрее, сильнее" подходит как нельзя лучше.
Ему соответствуют место проведения - военный склад Мыстецький Арсенал на берегу Днепра, ничуть не уступающий и по архитектурным достоинствам, и по вместительности венецианскому Арсеналу, а также состав участников проекта - сплошь звезды мирового искусства, и приглашенный куратор - им стал британский искусствовед Дэвид Эллиот, работавший в западных и азиатских музеях.
Аттракцион неслыханной щедрости
Посетителей Arsenale 2012 ожидает сразу несколько потрясений: во-первых, для каждого из 250 произведений выделено столько места, что хватило бы на большую групповую выставку.
Этим обстоятельством продиктован и масштаб проектов - он велик. Кое-что было сделано до биеннале, преимущественно в последние два-три года, а некоторым художникам удалось развернуться прямо на месте и специально для Arsenale 2012 подготовить 40 проектов.
Так, например, в Киев прибыл проект "Круг Животных/Головы зодиака" китайского художника-диссидента Ай Вэйвэя, названного в прошлом году самой влиятельной персоной в арт-мире по версии журнала ArtReview. Это - первая его скульптура, предназначенная для общественных пространств. С 2010 года "Круг животных" гастролирует по миру и уже был показан, в частности, на биеннале в Сан-Паулу и в лондонском Сомерсет-хаусе, а после Киева отправится в Принстонский университет в США.
Еще один китайский художник - Сонг Донг, запомнившийся по прошлой арт-биеннале в Венеции "парапавильоном". В этот раз в работе "Мудрость бедняков" он развил тему нагромождения разных вещей вроде лестниц, дверей, окон и зеркал, составляющих особое нарочито бедное архитектурное пространство. В отдельный стеклянный стеллаж он поместил свежую капусту, и зрители делали ставки, будет ли она обновляться или же кочаны оставят постепенно гнить.
Проект "Монумент погибшей цивилизации" Ильи и Эмилии Кабаковых, созданный накануне краха СССР, включающий в себя инсталляции и графические работы, занимает отдельный большой зал. Чтобы рассмотреть все как следует и осмыслить присущий тоталитарному режиму конфликт между частным и общественным, придется потратить немало времени.
Погружение в историю вполне соответствует кураторскому манифесту "Лучшие времена, худшие времена", сложившемуся из строк романа Чарльза Диккенса "Повесть о двух городах", события которого разворачиваются во времена Французской революции. Эллиот уверен, что говорить о будущем невозможно, если не понять прошлое. На художников, по его мнению, возложена миссия демонстрации прошлого как платформы для дальнейшего развития.
Статус биеннале обозначен как международный, и это тот самый случай, когда заявленное стопроцентно соответствует истине.
В едином пространстве произведения художников с западным и восточным менталитетом скомпонованы таким образом, что одно из них дополняет и развивает другое. Например, проект британцев братьев Джейка и Диноса Чепменов, название которого без нецензурной лексики можно перевести как "Чертовы динозавры", высмеивает фашистский режим: на черные манекены, одетые в подобие нацистской формы, справляют естественные надобности птички. А в непосредственной близости можно увидеть нечто похожее метафорическое напоминание о Бабьем Яре - полотно японца Аида Макото "Горы цвета пепла", на котором изображено нагромождение человеческих останков.
Также на Arsenale 2012 заметно китайское присутствие, что вполне соответствует глобальному тренду. По данным Artprice, на эту страну приходится более трети всего рынка современного искусства, а созданный несколько лет назад пекинский аукционный дом Poly International составляет уверенную конкуренцию Sotheby's и Christie's и намеревается вслед за открытием представительства в Нью-Йорке продолжить продвижение китайского искусства на Западе.
Но это уже тонкости. Главное, что проекты на биеннале мало того, что со смыслом, так еще и способны понравиться не только профессионалам, но и неподготовленным зрителям за счет своей исключительной зрелищности.
Первоочередные меры
Культурная инициатива была поддержана первыми лицами государства и, как говорит комиссар биеннале и директор Мыстецького Арсенала Наталья Заболотная, без поддержки президента Виктора Януковича проект бы не состоялся. По ее словам, на Украине не так много бизнесменов, которые могли бы оказать финансовую поддержку. В общей сложности организация биеннале обошлась почти в пять миллионов долларов, которые поровну поступили от государства и спонсоров.
Мыстецький Арсенал, где демонстрируется выставка, в настоящее время реконструируется. Пустовавшее в постсоветское время здание XVIII века готово уже на треть, а завершение всех работ намечено на 2014 год, к следующей биеннале. По словам Заболотной, в итоге это будет важный культурный центр не только в масштабах страны, но и мира. Поэтому не в последнюю очередь Arsenale 2012 была задумана с тем, чтобы о нем узнали как можно больше людей еще до того, как он заработает в полную мощь.
Статус биеннале подчеркивает и тот факт, что на ее открытие в среду вечером приехал премьер-министр Украины Николай Азаров, пообещавший после ее завершения приступить к реализации других крупных международных проектов. Он напомнил, что по времени проведения совпали два крупных события - Евро-2012 и Arsenale 2012, которые делают Киев центром интересных событий.
Вопрос о дальнейшей выставочной программе Мыстецького Арсенала остается открытым, но точно ясно - футбольным болельщикам, приехавшим на чемпионат Европы, не стоит волноваться о культурном досуге, а организаторам биеннале - о посещаемости: только на вернисаж пришло полторы тысячи человек.
Также в рамках биеннале, которая продолжит свою работу до 31 июля, представлен специальный проект "Двойная игра", посвященный творчеству молодых украинских и польских художников и их диалогу, и проект "Архаичные формы" - показ в Старой Печерской крепости коллекции так называемых "каменных баб", в которой собраны памятники скульптуры от энеолита до Средних веков.
Кроме того, кураторам, критикам и художникам предстоит встретиться в рамках дискуссионной платформы "Искусство после конца света", курируемой искусствоведом Екатериной Деготь, а учащиеся школ и вузов смогут принять участие в специальной образовательной программе.
В рамках параллельной программы Arsenale 2012 в разных городах Украины, в том числе в Донецке и Одессе, организовано более 40 выставочных проектов.