Рейтинг@Mail.ru
Вологодские власти к концу года утвердят инвестстратегию до 2020 г - РИА Новости, 23.05.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Вологодские власти к концу года утвердят инвестстратегию до 2020 г

© Фото : предоставлено пресс-службой губернатора Вологодской областиГубернатор Вологодской области Олег Кувшинников
Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников
Читать ria.ru в
Дзен
Почти пять месяцев назад Вологодскую область возглавил Олег Кувшинников. О том, какие проблемы достались ему и его команде в наследство и как их можно решить, губернатор рассказал в интервью РИА Новости.

Почти пять месяцев назад Вологодскую область возглавил Олег Кувшинников, который до этого в течение пяти лет был мэром Череповца. Он сменил на этом посту Вячеслава Позгалева, руководившего регионом более 15 лет и ушедшего в отставку из-за невозможности, по его мнению, руководить областью с низким уровнем доверия населения. О том, какие проблемы достались Кувшинникову и его команде в наследство и как их можно решить, губернатор рассказал в интервью РИА Новости.

- Олег Александрович, Вы возглавляете Вологодскую область меньше полугода. Какие проблемы пришлось решать прежде всего?

- В течение длительного промежутка времени Вологодская область входила в десятку наиболее стабильно развивающихся регионов. Это был регион-донор, и наши поступления от уплаты налогов в федеральный бюджет были существенны. Мировая экономическая конъюнктура начала 2000-х годов была положительной, бюджет практически ежеквартально получал дополнительные доходы. Это позволяло осуществлять поддержку предприятий реального сектора экономики, увеличивать социальную поддержку отдельных категорий населения, обеспечивать нормальное функционирование бюджетной сферы.

Но в 2008 году экономика Вологодской области оказалась одной из наиболее пострадавших в мировом финансовом кризисе. В 2009 году в результате сокращения спроса на продукцию ключевых отраслей промышленное производство в области сократилось к докризисному 2007 году на 14%. Одновременно кризис повлек снижение поступлений от налога на прибыль организаций, и, соответственно, резкое сокращение собственных доходов областного бюджета. В 2009 году бюджет области лишился более половины доходов. Без привлечения заемных средств расходы областного бюджета области должны были составить 22 миллиардов рублей. При этом необходимый объем только первоочередных расходов областного бюджета, в том числе выплата заработной платы, социальных выплат, финансовой помощи местным бюджетам, составил 21 миллиард. На все другие расходы, в том числе оплату коммунальных услуг, связи, транспортных расходов, обеспечение питания, медикаментов и других расходов, связанных с жизнеобеспечением населения области, оставалась сумма в пределах одного миллиарда. Аналогичная ситуация складывалась и в 2010, и в 2011 годах. При этом на социальную поддержку населения ежегодно направлялось более трети от собственных доходов. Различные виды выплат получают в настоящее время более 600 тысяч человек. На протяжении трех последних лет бюджет области недополучил, в общем и целом, более 30 миллиардов рублей запланированных собственных доходов.

Области пришлось прибегнуть к заимствованиям. В итоге мы получили государственный долг, размер которого растет и неуклонно приближается к критическому уровню. Объем госдолга на 1 января 2012 года составил 25,8 миллиардов рублей – это более 80% от собственных доходов. Из общего объема государственного долга – 19,2 миллиардов рублей заимствования и 6,6 миллиардов рублей – государственные гарантии. Если мы не предпримем кардинальных мер, предельный объем долга будет достигнут уже в этом году. Все это может повлечь за собой бюджетный кризис, и в итоге - снижение качества жизни людей. Поэтому перед нами сегодня стоит задача по сокращению государственного долга.

- Что для этого планируется предпринять? Какие основные статьи расходов будут "урезаны"?

- В первую очередь принимаются меры по сокращению структуры и штатной численности органов государственной исполнительной власти области. Необходимо сократить расходы и на содержание государственных и муниципальных учреждений более чем на миллиард рублей. Также будут сокращены субсидии на поддержку профессиональных спортивных команд. Одновременно предусматривается сокращение расходов капитального характера в рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ. Будут сокращены расходы на финансовую поддержку муниципальных образований. При этом мы обязаны выделить необходимые средства в первоочередном порядке на исполнение принятых обязательств по строительству социально-значимых объектов и на погашение кредиторской задолженности за выполненные работы 2010-2011 годов.

К сожалению, в сложившейся ситуации мы не можем обойтись без оптимизации социальных выплат, предоставляемых за счет средств областного бюджета. Это вызывает понятную реакцию со стороны получателей этих льгот. Но мы встречаемся с людьми, объясняем, убеждаем. Сейчас в нашей области 105 различных видов мер социальной поддержки. Ежегодно на эти цели направляется почти 9 миллиардов рублей средств областного бюджета.

Между тем, мы предлагаем к оптимизации всего лишь 11 видов выплат. При этом речь идет лишь о мерах поддержки, установленных сверх федерального законодательства. Особо хочу подчеркнуть, что те меры, которые финансируются из бюджета области, но обязанность по их предоставлению определена федеральным законодательством (это выплаты ветеранам труда, реабилитированным, труженикам тыла, пособия на детей, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг и ряд других) будут сохранены в полном объеме. При реализации данных мероприятий первоначально планировалось высвободить объем средств равный почти 650 миллионов рублей. Но после проведения консультаций, общественного обсуждения предложенных мероприятий были внесены существенные коррективы с точки зрения сохранения имеющихся льгот, в результате чего сумма запланированных высвобождающихся средств уменьшилась в 2,5 раза и на сегодняшний день составляет 254 миллиона рублей. Основным направлением социальной поддержки должна стать адресность, то есть нацеленность на помощь гражданам, которые действительно находятся в трудной жизненной ситуации, связанной с низкими доходами, инвалидностью.

- Для преодоления кризиса необходимо не только сокращать расходы, но и увеличивать доходы. Каким образом Вы планируете это делать?

- Основа развития доходного потенциала – стабильно растущая экономика. Ключевым направлением является создание рабочих мест, около 9 тысяч ежегодно. Этот прирост должен быть обеспечен за счет прироста субъектов малого и среднего бизнеса и создания на территории региона новых производств. В части улучшения делового и инвестиционного климата в регионе, мы рассчитываем на активную деятельность Корпорации развития Вологодской области. Государственно-частное партнерство должно стать основой взаимодействия бизнеса и власти региона. Мы должны четко оценить свои инвестиционные возможности. Поэтому принято решение о разработке Инвестиционной стратегии Вологодской области до 2020 года. Конкурс на разработку стратегии уже объявлен, а ее утверждение запланировано к концу 2012 года. Нам необходимо оказать максимальное содействие реализации каждого инвестиционного проекта на территории области, но особое внимание должно быть уделено приоритетным направлениям, таким как энергетика, переработка отходов, сельское хозяйство, глубокая переработка древесины, производство стройматериалов.

Стратегическим для нас остается освоение индустриальных парков "Шексна» и «Сокол". Важнейшим звеном может стать стимулирование экономической активности в наших районах. И сейчас тема развития территорий становится все более актуальной для нас не только в целях снижения дотаций в районные бюджеты, но и в целях реального развития их собственного инвестиционного потенциала. Все эти меры, на наш взгляд, способны в среднесрочной перспективе оказать реальный позитивный эффект на привлекательность нашего региона в глазах региональных, федеральных и зарубежных инвесторов.

Также мы делаем ставку на увеличение индивидуальных предпринимателей и рост занятости в малом бизнесе. Это сфера услуг и рекреационный сектор. В этом направлении должны проявить инициативу и главы районов, так как для большинства местных бюджетов сфера малого и микро бизнеса определяет существенную часть бюджетных поступлений. В целом появление новых рабочих мест за три года принесет бюджету области порядка полумиллиарда рублей доходов.

- Какую роль в увеличении доходов бюджета играет борьба с "серыми зарплатами" и недоимками по налогам?

- К сожалению, в бизнесе широко распространены "серые" схемы оплаты труда. По оценкам экспертов, в среднем по России до 40% бизнесменов выплачивают заработную плату в конвертах. Бюджет несет существенные потери. Проблема "серых выплат" усугубляется наличием значительных "скрытых долгов" по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) – а это порядка 800 миллионов рублей. Для решения задачи повышения заработной платы до среднеотраслевого уровня и погашения долгов недобросовестными налоговыми агентами потребуется конструктивная работа органов местного самоуправления и налоговых служб, а также повышение результативности контрольно-проверочной деятельности налоговых органов. Мы планируем, что в результате этой работы в бюджет за 3 года будет привлечено дополнительно НДФЛ 1,4 миллиарда рублей.

Мы анализировали статистические показатели, которые, на мой взгляд, как нельзя лучше иллюстрируют уход от налогов. Данные показывают, что зарплата растет медленнее, чем покупки населения. О чем это говорит? Можно "спрятать" зарплату, вывести ее из-под налогов. Но люди эти деньги все равно истратят. А сколько – видно по товарообороту.

Еще один резерв – находящееся на территории области имущество, земельный и лесной фонд. Они недостаточно рационально используются. Мероприятия по улучшению качества администрирования неналоговых доходов позволят пополнить бюджет за 3 года почти на 400 миллионов рублей. Мы ожидаем, что в условиях увеличения доходной части бюджета, повышения качества администрирования платежей, оптимизации расходов безопасный уровень долга будет достигнут уже в 2014 году. А к 2016 году мы сможем формировать бюджет развития.

- Вами был принят ряд не очень популярных с точки зрения чиновников решений, среди которых - уменьшение затрат на содержание аппарата, сокращение его численности. Будут ли еще подобные решения, как к ним относятся Ваши коллеги, не обижаются ли?

- Мною была поставлена задача по оптимизации расходов на содержание государственных органов власти. Затраты на аппарат управления в бюджете - более 6%. Эта цифра недопустима в условиях сложной экономической ситуации. Необходимо провести сокращение и уменьшить затраты на содержание аппарата до трех процентов. Таким образом, мы сэкономим около полумиллиарда рублей.

Первым шагом оптимизации стало сокращение количества заместителей губернатора с 18 до 8 человек, секретариат уменьшился с 21 до 5 единиц. Кроме того, было приведено к норме число работников приемных. Следующий шаг – оптимизация органов исполнительной власти. Идет работа по слиянию и укрупнение внутри одной отрасли, одной или параллельных сфер деятельности. В итоге – как сокращение самих органов власти, так и сокращение штатной численности почти на треть. Полномочия в отдельных сферах будут переданы на местный уровень. До 1 января 2013 года будет осуществлена передача ряда полномочий госорганов подведомственным учреждениям.

До конца 2013 года планируется исключение из полномочий органов власти негосударственных функций и передача их специализированным организациям. Речь идет о содержании зданий и сооружений, материально-техническом обеспечении, транспортном, коммуникационном обслуживании и других сопутствующих функциях.

Такие же жесткие сокращения ждут и районных чиновников. И обида – не то слово, которое должно использоваться при обсуждении этого вопроса. Чиновники живут на деньги налогоплательщиков, и всегда должны быть готовы к тому, что в интересах граждан управленческие структуры всегда могут быть оптимизированы. К тому же хорошие специалисты всегда себя найдут. Мы же стремимся свести к минимуму увольнение людей "на улицу", при наличии вакансий предлагаем работу в подведомственных учреждениях.

- Как строится Ваш рабочий график, как часто удается отдохнуть, как это делаете?

- От многих традиций, которые были в нашей семье, пришлось отказаться. Например, большие семейные воскресные обеды дома или на даче. Регулярные встречи с друзьями. К сожалению, сейчас такие встречи становятся все более редкими. Моя семья пока живет в Череповце. Первой мыслью было сразу перевезти жену и детей в Вологду, но потом понял, что тогда бы я их вообще не видел.

Конечно, моя семья привыкла к моему ритму жизни. Я ведь и на посту мэра Череповца большую часть времени проводил на работе. Но сейчас есть дополнительный стимул, чтобы хотя бы на один выходной день уехать в Череповец и позаниматься детьми. Так, кстати, в отрыве от семей живут и многие члены моей команды, те, кто приехал со мной из Череповца. Но мы делаем одно общее дело. Лично я получаю удовольствие от своей работы и уверен, что наши действия обязательно приведут в итоге к росту благосостояния вологжан.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала