Указ президента Владимира Путина о наделении главы министерства регионального развития (Минрегиона) восемью заместителями по соответствующим федеральным округам, возможно, не привлек бы внимания, если бы не фигура нового министра. Новый глава министерства Олег Говорун - многолетний соратник бывшего "серого кардинала" российской региональной политики Владислава Суркова. Вместе они работали еще в Альфа-банке, куда Сурков перешел, уйдя из структур вскормившего его "Менатепа" Михаила Ходорковского. Потом были долгие годы работы в администрации президента - в управлении по внутренней политике. В сентябре 2011 года Говоруну дали возможность попробовать себя на "нештабной" работе - он стал полпредом в Центральном федеральном округе (ЦФО). И вот - возвращение в федеральную власть, на этот раз - в правительство.
В нынешних условиях Минрегион - это как бы "министерство по России", в его сферу ответственности входят и строительство, и жилищно-коммунальное хозяйство, и межнациональные отношения, и политические процессы в регионах. Из всех этих сфер Олегу Говоруну ближе всего, судя по его биографии, именно политические процессы.
Нет сомнения, что новый министр быстро овладеет новой технологией избрания губернаторов - с муниципальными и президентскими "фильтрами", выдвижением кандидатур от победившей партии и т.д. Но хватит ли у него сил и времени на то, чтобы разобраться со сложнейшей материей межнациональных отношений, не говоря уже о строительстве и ЖКХ? И должен ли один человек (и возглавляемое им ОДНО ведомство) этим заниматься? Говорят, что Говорун - автор весьма дельных программ регионального развития. Но программы - это одно, а административная деятельность на посту министра - совсем другое.
Напомним, что летом прошлого года, на встрече с представителями религиозных конфессий в рамках Народного фронта, Владимир Путин обещал "создать в аппарате правительства структуру, призванную заниматься межнациональными проблемами". Тема межнационального согласия показалась кандидату в президенты Путину настолько важной, что ей была посвящена одна из его семи предвыборных статей. Казалось бы, вполне "тянет" на отдельное ведомство. Но - не потянуло. Министерство по делам межнациональных отношений (Миннац) воссоздано так и не было. Зато глава "нового Миннаца" получил восемь заместителей.
Назначения в администрации президента и аппарате правительства. Фотолента>>
Интересно, что при этом количество кураторов региональной и национальной политики не уменьшается. Никто формально не отменил институт полпредов президента в федеральных округах - напротив, он усилен славным вагоноремонтником Холманских. Так и не делся никуда лишенный, правда, многих полномочий времен девяностых Совет Федерации. Есть и члены правительства, выполняющие заодно и функции полпредов в федеральных округах: министр по развитию Дальнего Востока Виктор Ишаев является одновременно полпредом по Дальневосточному федеральному округу; вице-премьер Александр Хлопонин по совместительству - полпред в Северокавказскому округе.
Не хочется оказаться мрачным пророком, но тут уместно вспомнить негативный опыт конца восьмидесятых. В СССР межнациональная политика была жутко запущена и в конце концов провалена - по той причине, что все национальные проблемы еще при Брежневе были объявлены решенными.
Назначенный ЦК КПСС курировать межнациональные отношения в разгар кризиса аппаратчик Гиренко реальных полномочий не имел, да и те, что были, не успел применить. Зато союзные республики "обрезали" федеральному центру налоги. А у автономных республик вдруг появилось в 1991 году сразу по два хозяина - не общавшиеся друг с другом "ельцинский" и "горбачевский" управляющие центры. Потом это двоевластие в новых формах продолжалось до середины девяностых: у назначаемого президентом губернатора, лояльного Кремлю, был противовес в виде избранного главы местной законодательной власти, лояльного Верховному Совету РФ. Именно двоевластие (не путать с разделением властей!) стало корнем многих бед девяностых.
И вот опять региональную политику курируют сразу две мощные вертикали, президентская и правительственная, а межнациональные отношения остаются без присмотра.
Цель всего этого? "Медведев хочет опираться на связку Говорун-Сурков, так как пытается усилить свои позиции и сделать правительство более автономным от администрации",- цитирует газета "Коммерсант" профессора МГУ, политолога Ростислава Туровского. Если профессор прав, то это - повод для тревоги. Еще одного двоевластия России не нужно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции