Анна Курская, Ольга Липич, РИА Новости.
Наступившие выходные в России станут днями масштабных церковных торжеств по случаю пятилетия восстановления единства Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) с Церковью в Отечестве. Пять лет единства после 90-летнего периода разделения стали временем примирения, обновления утраченных связей и конструктивного сотрудничества, при этом раскол внутри РПЦЗ удалось минимизировать, считают эксперты.
Майские дни 2007 года надолго останутся в памяти православных россиян и их зарубежных братьев и сестер по вере. Тогда закончилось почти вековое разделение двух частей Русского православия, порожденное революцией 1917 года и гражданской войной и утвердившееся в годы тяжелейших гонений на религию в СССР.
Документ, восстанавливающий единство РПЦЗ с Московским патриархатом – Акт о каноническом общении, - был подписан 17 мая 2007 года ныне покойными патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым и первоиерархом РПЦЗ митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром в присутствии российского президента Владимира Путина и тысяч верующих.
Согласно Акту о каноническом общении, РПЦЗ утратила свой "временный канонический статус, обусловленный существованием в России безбожной власти" и стала самоуправляемой частью Русской православной церкви.
По словам церковных историков, воссоединение Русского православия стало важным символом окончания гражданской войны, непотушенные очаги которой 90 лет продолжали тлеть в сознании православных россиян по обе стороны границы.
Путь навстречу друг другу
Многие десятилетия между прихожанами РПЦ и РПЦЗ не существовало не только церковного, но подчас и человеческого общения, рассказала РИА Новости главный редактор журнала "Русское возрождение" (Нью-Йорк) Милица Холодная.
"Каждый год в Страстную Пятницу мы с семьей заезжали приложиться к плащанице в Никольский собор Нью-Йорка, принадлежавший Московскому патриархату. Но иногда войти в церковь было невозможно, потому что нас, эмигрантов, не хотели впускать", - рассказывает Милица Холодная.
Разделение на два лагеря было вынужденным и болезненным для всех. Тем не менее, всерьез обсуждать восстановление единства Русской Православной Церкви было невозможно вплоть до середины 1990-х годов, когда русские эмигранты начали регулярно ездить на историческую родину и знакомиться с церковной жизнью в России.
"Наши зарубежные братья давно утверждали, что живут отдельно от нас "лишь до времени упразднения в России безбожной власти", - рассказал РИА Новости замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов. - Конечно, такое время настало не в 2007 году, а раньше. Но живущим за рубежом понадобился определенный срок, чтобы убедиться в необратимости происшедших в России преобразований".
Отголоски гражданской войны еще слышны некоторым
Подписание Акта о каноническом общении церквей стало событием огромного значения для множества православных во всем мире.
"Вся наша семья, как и большинство моих знакомых, встретили известие о воссоединении церквей с большой радостью, - вспоминает Милица Холодная. - Многие тогда приехали в Россию на торжества по этому поводу, и у всех нас осталось потрясающее впечатление".
Сегодня можно говорить о том, что единство церкви восстановилось не только на бумаге. Возобновилось литургическое общение верующих, состоялись четыре собора единой Русской церкви, архиереи и клирики Русской зарубежной церкви регулярно посещают Россию, а духовенство из России и других стран канонической территории Московского патриархата – епархии РПЦЗ. Священники и миряне участвуют в совместных богослужениях, паломничествах, вместе поклоняются святыням. РПЦ посылает священников для служения на приходах РПЦЗ, происходит обмен студентами между духовными учебными заведениями.
Вместе с тем, историк и политолог, профессор МГИМО Андрей Зубов считает, что воссоединение церквей стало только началом процесса единения русского общества.
"В Церкви произошло завершение гражданской войны, она стала единой. Но общество не станет единым, пока в России существуют мавзолей Ленина и его статуи на площадях, некоторые спорные названия улиц и городов, и очень многое в сознании людей. Можно надеяться, что церковь, преодолев в себе последствия гражданской войны и раскола, постепенно приведет общество к единству. Но это долгий и сложный процесс, который еще, к сожалению, далеко не завершен", - отметил он.
Судьба приходов РПЦЗ в России
Большая часть приходов РПЦЗ расположена в Америке, Австралии, Германии, Франции и ряде других стран Западной Европы. Однако некоторое число было образовано и на территории России. Согласно документам, подписанным при воссоединении Церкви, эти приходы могли в течение пятилетнего переходного периода находиться в юрисдикции епископа Домодедовского Евтихия (Курочкина), а потом должны были перейти в местные епархии РПЦ.
"Приходы РПЦЗ были распределены по епархиям, и к моменту воссоединения на территории России действовало четыре таких епархии, - рассказал РИА Новости епископ Евтихий. - В Ишимско-Сибирскую епархию, которой руководил я, в это время входило 14 приходов. Один женский монастырь не принял воссоединения, сестры переехали из Ишима в Одессу, но это произошло до подписания Акта".
По словам управляющего приходами РПЦЗ в России, сейчас остаются два прихода в Алтайском крае, которые пока не определились со своим присоединением к местной епархии. Но там ведутся активные переговоры о присоединении. Все остальные приходы РПЦЗ уже включены в местные епархии Московского патриархата.
"В Новосибирской области были приходы, которые вступили в несогласие с местной епархией, со временем они просто прекратили существование. На Дальнем Востоке также были приходы, которые не мирно вели себя с Московской патриархией. Они отделились и перешли в какую-то раскольническую группировку. На момент подписания Акта они уже не были с нами", - рассказал он.
По словам епископа Евтихия, уход в раскол целого прихода, как правило, был следствием сложных отношений его руководителя с Московским патриархатом. Нередко само появление священника с приходом в юрисдикции Зарубежной церкви было продиктовано не церковными интересами, а запретом на его служение от священноначалия РПЦ.
"В тех же российских приходах, которые оставались верными Зарубежной церкви, никаких конфликтов после подписания Акта о воссоединении Церкви не возникало", - отметил епископ.
Раскольники за рубежом - основная проблема
Часть зарубежных приходов РПЦЗ во главе со своими священниками также не приняли воссоединения и ушли в раскол. По словам протоиерея Николая Балашова, по всему миру отделилось около полутора десятков малочисленных общин.
"Мне пришлось проехать по нескольким таким приходам, и везде вопрос был один и тот же, - рассказал епископ Евтихий. - Священник долгое время жил в церковном доме, имел участок, и он боялся, что при воссоединении церквей его переведут с прихода, и он потеряет и жилье и участок. В Латинской Америке эта причина действовала в большинстве случаев".
На практике оказалось, что воссоединение прошло достаточно мирно и безболезненно для приходов, духовенства и епископата Зарубежной церкви.
"Московский патриархат не пытается управлять ни богослужебными практиками, ни, что еще очень важно, финансами и имуществом РПЦЗ, оставив все Зарубежному синоду, - подчеркнул Андрей Зубов. - Мне неизвестны случаи, чтобы кто-то из присоединившихся священников чего-либо лишился. Скандалов не было, все прошло пристойно и без насилия".
Отдельные верующие стали раскольниками не по идейным разногласиям с Московским патриархатом, а просто из-за равнодушия – не все ли равно, в какую Церковь пойти и какой она юрисдикции? Есть и раскольники "поневоле".
"Перед пожилыми людьми встает вопрос, идти в неприсоединившийся храм на службу или не идти никуда вообще, - рассказала Милица Холодная. – Я знаю таких людей, которые сначала просили, чтобы их куда-то возили, а потом сказали "да ну, какая разница", и перестали обращать внимание на юрисдикцию".
Постепенная реабилитация
К сожалению, пока эта проблема остается актуальной, нельзя сказать, что православное сообщество обрело полное единство. Как полагают эксперты, процесс воссоединения может идти еще долго.
Помимо отколовшихся приходов РПЦЗ, во взаимоотношениях представителей Церкви в Отечестве и в зарубежье есть и другие нерешенные проблемы. Но большинство из них, по мнению экспертов, не так серьезны, как разногласия, существовавшие до воссоединения, поскольку связаны не с конфликтом мировоззрений, а с личностными особенностями и человеческим недопониманием.
Это вопрос нормального сближения, взаимного обогащения и соединения, уверен Андрей Зубов.
"Естественно, как всегда это бывает после успешной хирургической операции, человек долго выздоравливает, это не в один момент происходит. Так же и здесь: две части Русской церкви постепенно сближаются, сживаются друг с другом", - заключил эксперт.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции