МОСКВА, 18 мая - РИА Новости, Ольга Липич. После восстановления 5 лет назад единства Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) с Церковью в Отечестве служители и миряне РПЦЗ начали принимать российское гражданство, однако массового возвращения ушедших в 2007 году в раскол все же не произошло, сообщил в интервью РИА Новости один из главных участников объединительного процесса - зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.
Отделение РПЦЗ от Церкви в Отечестве произошло в 1920-х годах, когда часть духовенства, в том числе иерархов, вместе с другими эмигрантами покинула Россию.
Семнадцатого мая 2007 года, покойные ныне патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй и первоиерарх РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр подписали в храме Христа Спасителя Акт о каноническом общении - документ, восстанавливающий единство РПЦЗ с Церковью в Отечестве. На подписании присутствовали президент России Владимир Путин и видные представители русского зарубежья из разных стран мира.
"В результате нашего церковного воссоединения целый ряд священнослужителей Русской зарубежной церкви подали прошения о вступлении в российское гражданство, которые были удовлетворены. Они, конечно, никогда бы не стали гражданами СССР. Но теперь они приняли сегодняшнюю Россию как их подлинную родину", - сказал Балашов.
Он в меньшей степени располагает данными о мирянах. "Однако, несомненно, что после восстановления церковного единства произошли очень большие изменения в отношении к России ее чад, "в рассеянии сущих", как десятилетиями говорят в молитвах, произносимых в храмах зарубежья", - добавил представитель Московского патриархата.
По его словам, восстановление единства с РПЦЗ - "одно из самых ярких событий церковной жизни послесоветского времени" и "событие общенационального значения". "Самое главное: куда бы ни приезжали наши люди - заходя в храм Русской церкви, они теперь знают, что всюду они будут приняты свои, нигде перед ними не ставят вопроса: к какой Церкви они принадлежат? Мы реально живем теперь как одна Церковь, несмотря на то, что сохраняется параллельность церковно-административных структур в целом ряде регионов земного шара", - заявил Балашов.
В числе наиболее важных примеров взаимодействия Церкви в Отечестве и Зарубежной церкви за последние пять лет он назвал заметное участие представителей РПЦЗ в четырех соборах уже единой Русской церкви (трех Архиерейских и одном Поместном), совместный выбор патриарха.
"Архиереи и клирики Русской зарубежной церкви активно участвуют в работе Межсоборного присутствия, во всех его комиссиях. И наши братия приносят в нашу общую церковную жизнь особенный опыт, который сформировался за долгие десятилетия жизни в условиях, радикально отличающихся от тех, в которых существовала Церковь в Отечестве. Представители Русской зарубежной церкви участвуют, в том числе, в событиях общеправославного масштаба (как проходившее в 2009 году Всеправославное предсоборное совещание и заседания межправославной комиссии по подготовке Всеправославного собора)", - сообщил собеседник агентства.
Он отметил также "очень большое количество совместных молодежных инициатив", крупная паломническая группа молодежи из РПЦЗ приедет в Россию в июле. Наряду с посещением святынь исторической родины, молодые люди выступят волонтерами в целом ряде церковных социальных проектов.
Проблемы во взаимоотношениях отдельных структур единой Церкви, по оценкам Балашова, "имеют преимущественно личный характер и связаны с какими-то человеческими особенностями", к которым "надо относиться с определенной степенью осмотрительного терпения".
Замглавы Отдела внешних церковных связей рассказал также, что фактически все так называемые параллельные приходы РПЦЗ в России и других странах канонической территории Московского патриархата, которые не ушли в связи с воссоединением в какие-то раскольнические структуры, "уже интегрированы в жизнь отдельных епархий Русской православной церкви". Остались только две общины в Алтайском крае, судьбу которых предстоит окончательно урегулировать в ближайшее время.
Так называемые "осколки РПЦЗ" и "церкви", которые произошли из отколовшихся от РПЦЗ общин на территории России, Украины, Молдовы (их около 6-7), по информации Балашова, - "всегда очень небольшие маргинальные группы".
Ссылаясь на данные "братьев из Зарубежной церкви", он сообщил, что по всему миру отделившихся от РПЦЗ общин не более полутора десятков. При этом "количество потерь пропорционально удаленности того или иного региона земного шара от России", "чем ближе к России - тем меньше появлялось такого рода проблем".
"Проблемы возникли в основном в Южной Америке. Это связано с тем, что образ современной России на противоположной стороне земли был наиболее мифологизирован и фантастичен. Люди оттуда практически не ездили на историческую родину, потому что транспортные расходы для преодоления таких расстояний велики, а уровень жизни русских общин там не особенно высокий... Если почитать, что пишут в латиноамериканской эмигрантской прессе - это до сих пор крайне негативно мифологизированный образ России", - пояснил Балашов.
"Это наиболее грустная сторона дела - что за эти 5 лет такого массового возвращения тех людей, которые ушли в раскол еще в 2007 году, все же не произошло. Но вообще это природа такого рода (церковных) разделений - их намного легче произвести, чем преодолеть", - констатировал собеседник агентства.
В настоящее время Русская зарубежная церковь насчитывает 14 архиереев, 255 священников и 163 диакона, 403 храма, 24 мужских и 14 женских монастырей. Большая часть приходов расположена в Америке, Австралии, Германии, Франции и ряде других стран Западной Европы.