Рейтинг@Mail.ru
Ландо: России нужны международные центры математического образования - РИА Новости, 18.05.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ландо: России нужны международные центры математического образования

Читать ria.ru в
Дзен

К декабрю 2013 года в РФ должна быть принята Концепция развития математического образования. Об этом говорится в указе о мерах по реализации госполитики в области образования и науки, подписанном главой государства Владимиром Путиным 7 мая. О возможных подходах к разработке будущей Концепции в интервью РИА Новости рассуждает декан факультета математики НИУ ВШЭ Сергей Ландо.

- Сергей Константинович, была ли неожиданной для вас идея разработки Концепции математического образования? Велись ли в профессиональных кругах разговоры о ее необходимости?

- Я таких разговоров не слышал. Математическое образование не выделялось из других образовательных сюжетов, и в этом смысле идея Концепции неожиданна.

Хотя, конечно, подобный документ мог бы быть полезен. Российское математическое образование долгое время было образцом для многих стран. И подходы к обучению другим предметам было бы вполне резонно перестраивать в соответствии с теми, какие приняты в математическом образовании.

- А что отличает математическое образование от других предметных областей?

- Во-первых, большое количество задач - правильность или неправильность их решения не зависит от мнения учителя. Это объективная характеристика, и ученики, независимо от внешнего контроля, могут контролировать и оценивать себя самостоятельно.

Во-вторых, именно в математике сосредоточено большое количество энтузиастов, работающих со школьниками сверхурочно, вне школы, зачастую бесплатно или за малые деньги. Эта среда сформировалась естественным образом уже довольно давно, она самоорганизуется, и здесь наработано многое из того, что может быть заимствовано при обучении и другим предметам.

- В указе говорится, что Концепция должна быть разработана на основе аналитических данных о состоянии математического образования. Какие это могут быть данные?

- Мне кажется, сейчас реального состояния дел никто не знает. Конечно, было бы полезно провести сравнительный анализ: состояние математического образования сегодня, в СССР в 1960-е годы - и в других странах. Но как его проводить? Нельзя, например, сопоставить результаты контрольных работ 1960-х годов и нынешние. Анализ не может быть механическим. Возможно, единственный способ - это экспертная оценка.

- А ЕГЭ? Можно ли по его результатам судить об уровне математического образования?

- Эти данные не с чем сравнивать: экзаменационные задания меняются.

Я воспринимаю результаты ЕГЭ следующим образом: если они ниже 70 баллов, человека почти ничему не научили. Если выше, возможны два варианта: (1) школьник математику знает; (2) его натаскали на решение задач ЕГЭ, но если их незначительно переформулировать, он с ними не справится.

- Если бы вы участвовали в разработке Концепции, на что бы вы обратили внимание?

- Прежде всего, и это прописано в указе, хорошо было бы зафиксировать, где мы, условно говоря, находимся, - ситуация с математическим образованием должна быть описана в понятных терминах. При этом выбор терминов - задача нетривиальная, как и любая характеристика обучения: совсем не просто сказать, хорошо обучен человек или нет.

Направление движения - тоже не очень простая часть будущей Концепции. Если предполагается, например, выделить деньги на развитие внешкольного математического образования, то как распределить средства? Внешкольная работа ведется энтузиастами, которые могут быть не привязаны к формальным структурам. Таких людей правильно было бы поддержать, но совсем непросто добиться того, чтобы финансирование дошло до тех, кто действительно любит и умеет работать со школьниками. Проще пустить деньги по официальным каналам - "с нуля" организовывать кружки, к руководству которыми придут люди, никогда этим не занимавшиеся...

Аналогично - с выпуском научно-популярной литературы: проще всего это сделать через издательства, которые будут приглашать к себе, возможно, очень уважаемых авторов, но никогда не писавших для школьников и не знающих, как это делается.

- А что касается высшего образования - каковы здесь пути развития?

- Нужно создавать научные математические центры - небольшие институты, в которых бы работало несколько постоянных сотрудников и большое количество тех, кто приезжал бы туда на короткий срок - позаниматься исследованиями, пообщаться с коллегами. Принципиально, чтобы такого рода центры были международными, в них должен перемешиваться исследовательский опыт людей из разных стран. Это служило бы быстрому росту молодых исследователей, особенно из нестоличных вузов. Сейчас такого типа центров в России нет. И было бы продуктивно, если бы Концепция предусматривала их создание.

Материал подготовила Елена Кузнецова (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала