С.-ПЕТЕРБУРГ, 18 мая - РИА Новости, Александр Бумагин. Крупный российский оператор сотовой связи "Вымпелком" (бренд "Билайн") предоставил возможность оплаты проезда в питерском метро посредством установленного в телефоне пользователя NFC-модуля путем списания средств со счета абонента, сообщила компания в пятницу.
Первым из операторов, кто применил в петербургском метро для оплаты проезда технологию радиосвязи ближнего радиуса действия NFC, был "Мегафон". Но технологически решения "Мегафона" и "Вымпелкома", который обещал коммерческий запуск услуги до конца первого квартала, существенно отличаются. Все операторы называют NFC очень перспективной технологией, но для "Вымпелкома" это первый проект на ее основе.
NFC-модуль "Вымпелкома" представляет собой микросхему, вставляющуюся в слот для SIM-карты вместе с самой SIM-картой, и антенну - все это прячется под крышкой телефона.
Стоимость поездок, которые позволяет покупать встроенное в NFC-модуль мобильное приложение, доступное через меню SIM-карты, не отличается от расценок самого метрополитена. Варианты таких виртуальных билетов по числу поездок те же, что доступны покупателям многоразовых билетов. Купить виртуальный билет и проконтролировать число оставшихся поездок можно из меню SIM-карты, которую менять не требуется. Проверить лимит поездок можно и на обычных, предназначенных для проверки многоразовых билетов, устройствах, установленных в вестибюлях метро.
Проезд в общественном транспорте Петербурга с лета подорожает на 2 руб. Подробнее >>
"Основной поток мобильной коммерции - это удаленные платежи. NFC является, своего рода, новой территорией. В этом направлении пока нет больших денег и объемов, но мы верим, что за NFC будущее. Наиболее востребовано использование технологии в транспорте, затем пойдет ритейл с более крупными платежами", - заявил журналистам директор по продуктам и развитию бизнеса "Вымпелкома" Виктор Маркелов.
Для разных моделей телефонов предусмотрены разные NFC-модули, ассортимент охватывает около 80% продающихся в России аппаратов. Некоторые популярные модели, к примеру, Apple iPhone, сервис "Вымпелкома" пока не поддерживают.
Модуль можно купить в нескольких (менее десятка) магазинах оператора в Санкт-Петербурге. Модуль стоит 125 рублей в наборе с виртуальным билетом на пять поездок.
Начальник отдела развития и инновационных технологий на транспортном комплексе комитета по транспорту Санкт-Петербурга Максим Глазков высказал надежду на то, что в дальнейшем сервис удастся расширить на другие виды городского транспорта.
Станции Петербургского метрополитена. Фотолента >>
Проект "Вымпелкома" в питерском метро реализуется совместно с городским комитетом по транспорту, платежной системой Ruru и компанией "Амбик Тэк СПб".
В сентябре 2011 года вице-президент по маркетингу и бизнес-развитию "Вымпелкома" Ольга Турищева обещала запустить питерский NFC-проект еще до конца первого квартала 2012 года. Воплощению планов в срок помешали проблемы на таможне со ввозом NFC-чипов, пояснил корреспонденту РИА Новости Маркелов.
Нынешний запуск Маркелов назвал коммерческим пилотом - по началу планируется набрать около 2 тысяч пользователей, но их число может быть увеличено. Ограничение планируется снять осенью. По словам Маркелова, опыт питерского метро предполагается перенести и на другие города.
Небольшая задержка "Вымпелкома" в Санкт-Петербурге меркнет на фоне судьбы схожего по содержанию проекта оператора МТС в московском метро. Уже протестированный сервис с примерно объявленными сроками запуска около полутора лет назад после смены руководства московского метро пока так и не стал доступным потребителю, хотя по словам пресс-секретаря МТС Валерии Кузьменко, ее компания технологически готова к запуску.
Возможности и подробности
В питерском метро в некоторых местах есть валидаторы с щелевой загрузкой билета, работать с которыми NFC-решения "Вымпелкома" и "Мегафона" не могут. Относительное число таких "неудобных" валидаторов невелико.
"Мегафон", в отличие от "Вымпелкома", берет комиссию 2% при оплате проезда, но зато решение "Мегафона", как и все карты "Подорожник", уже работает на многих маршрутах наземного общественного транспорта.
Первая очередь ленинградского метро. Справка >>
Оба оператора технологически могут увеличить число сервисов, доступных при помощи своего NFC-решения, но независимо от этого все эти решения - временная мера, к которой прибегают компании в отсутствии большого числа бюджетных моделей телефонов с NFC, полагает глава аналитического агентства Telecomdaily Денис Кусков. "Вряд ли много людей побежит покупать дорогой смартфон ради NFC, а потому операторы предлагают недорогие приспособления, расширяющие функционал, доступные любому", - пояснил РИА Новости Кусков.
Усугубляет ситуацию и то, что многие модели телефонов с NFC на деле могут только считывать NFC и RFID-метки.
NFC как рынок
"Вымпелком" пока не собирается зарабатывать на запущенном в питерском метро проекте, но в будущем компания рассчитывает на долю тех средств, которые сэкономит транспортная компания из-за того, что ей придется меньше платить производителям обычных одноразовых и многоразовых билетов, сказал РИА Новости Маркелов.
Стоимость билета как носителя может быть значительной частью стоимости проезда. Так, зеленоградский завод "Микрон" продает московскому метрополитену билеты по 5 рублей при стоимости одной поездки 28 рублей, а их поставляется 300 миллионов штук ежегодно, рассказала РИА Новости директор по маркетингу компании "Ситроникс микроэлектроника" Карина Абагян. На "Микроне" (предприятие "Ситроникса"), в частности, производятся и NFC-чипы.
"Рынок NFC-услуг в России и в мире находится в стадии формирования, сейчас это объем в несколько сотен тысяч долларов, основными потребителями являются центральные регионы РФ, основным применением - платежи и программы лояльности", - сказала Абагян.
Она полагает, что в течение ближайших трех-четырех лет объем рынка может вырасти в 10-12 раз за счет роста использования NFC на транспорте, в сервисах, привязанных к месту, и рекламе.
У "Мегафона" есть технологически отличающийся от питерского транспортный проект в Екатеринбурге. Как рассказала РИА Новости пресс-секретарь "Мегафона" Юлия Дорохина, в настоящее время уже готово к работе программное обеспечение для работы с SIM-картами оператора, поддерживающими технологию NFC. ПО будет совместимо с валидаторами кондукторов и стационарными платежными терминалами. "Всего оплачивать проезд с мобильного телефона можно будет в 1,6 тысячи единиц наземного общественного транспорта и на всех турникетах Екатеринбургского метрополитена", - сказала Дорохина.
Производители по всему миру по итогам 2012 года продадут порядка 100 миллионов смартфонов с NFC, что более чем в три раза превысит показатель 2011 года, прогнозируют аналитики из Berg Insights. Производители выпустили на рынок в прошлом году более 40 моделей таких устройств, стремясь раньше конкурентов укрепиться на перспективном рынке мобильных платежей.
По данным ведущего мирового производителя микроэлектроники NXP, участвующего в разработке 130 моделей смартфонов и 10 моделей планшетов с NFC, доля смартфонов с поддержкой этой технологии составила в минувшем году 10% вместо прогнозируемых 16%. По оценке компании NXP, всего в мире в 2011 году было отгружено 445 миллионов смартфонов. По прогнозам на 2012 год, доля смартфонов с поддержкой NFC составит 20% при ожидаемых отгрузках на уровне 600 миллионов смартфонов.
Важным фактором роста проникновения технологии эксперт считает ее поддержку на уровне операционной системы в Google Android, самой распространенной на рынке. Драйверами роста проникновения технологии с точки зрения конечных сервисов NXP называет транспорт и финансовые услуги.