Рейтинг@Mail.ru
Абоненты "Билайна" могут оплатить проезд в метро с помощью мобильника - РИА Новости, 03.06.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Абоненты "Билайна" могут оплатить проезд в метро с помощью мобильника

© РИА Новости . Василий Евстигнеев Оплата проезда в московском метро с помощью мобильного телефона. Архив
Оплата проезда в московском метро с помощью мобильного телефона. Архив
Читать ria.ru в
Дзен
Абоненты "Билайна" теперь могут оплатить проезд в петербургском метро с помощью мобильного телефона.

С.-ПЕТЕРБУРГ, 18 мая - РИА Новости, Александр Бумагин. Крупный российский оператор сотовой связи "Вымпелком" (бренд "Билайн") предоставил возможность оплаты проезда в питерском метро посредством установленного в телефоне пользователя NFC-модуля путем списания средств со счета абонента, сообщила компания в пятницу.


Первым из операторов, кто применил в петербургском метро для оплаты проезда технологию радиосвязи ближнего радиуса действия NFC, был "Мегафон". Но технологически решения "Мегафона" и "Вымпелкома", который обещал коммерческий запуск услуги до конца первого квартала, существенно отличаются. Все операторы называют NFC очень перспективной технологией, но для "Вымпелкома" это первый проект на ее основе.


NFC-модуль "Вымпелкома" представляет собой микросхему, вставляющуюся в слот для SIM-карты вместе с самой SIM-картой, и антенну - все это прячется под крышкой телефона.

 

Для прохода через турникет требуется поднести телефон с NFC-модулем тыльной стороной к валидатору, как обычный многоразовый билет. NFC является развитием беспроводной технологии RFID, которая используется в билетах для бесконтактной оплаты, и менять оборудование в метрополитене для внедрения сервиса не требуется.


Стоимость поездок, которые позволяет покупать встроенное в NFC-модуль мобильное приложение, доступное через меню SIM-карты, не отличается от расценок самого метрополитена. Варианты таких виртуальных билетов по числу поездок те же, что доступны покупателям многоразовых билетов. Купить виртуальный билет и проконтролировать число оставшихся поездок можно из меню SIM-карты, которую менять не требуется. Проверить лимит поездок можно и на обычных, предназначенных для проверки многоразовых билетов, устройствах, установленных в вестибюлях метро.

 

Проезд в общественном транспорте Петербурга с лета подорожает на 2 руб. Подробнее >>

 

"Основной поток мобильной коммерции - это удаленные платежи. NFC является, своего рода, новой территорией. В этом направлении пока нет больших денег и объемов, но мы верим, что за NFC будущее. Наиболее востребовано использование технологии в транспорте, затем пойдет ритейл с более крупными платежами", - заявил журналистам директор по продуктам и развитию бизнеса "Вымпелкома" Виктор Маркелов.


Для разных моделей телефонов предусмотрены разные NFC-модули, ассортимент охватывает около 80% продающихся в России аппаратов. Некоторые популярные модели, к примеру, Apple iPhone, сервис "Вымпелкома" пока не поддерживают.


Модуль можно купить в нескольких (менее десятка) магазинах оператора в Санкт-Петербурге. Модуль стоит 125 рублей в наборе с виртуальным билетом на пять поездок.


Начальник отдела развития и инновационных технологий на транспортном комплексе комитета по транспорту Санкт-Петербурга Максим Глазков высказал надежду на то, что в дальнейшем сервис удастся расширить на другие виды городского транспорта.

 

Станции Петербургского метрополитена. Фотолента >>

 

Проект "Вымпелкома" в питерском метро реализуется совместно с городским комитетом по транспорту, платежной системой Ruru и компанией "Амбик Тэк СПб".


В сентябре 2011 года вице-президент по маркетингу и бизнес-развитию "Вымпелкома" Ольга Турищева обещала запустить питерский NFC-проект еще до конца первого квартала 2012 года. Воплощению планов в срок помешали проблемы на таможне со ввозом NFC-чипов, пояснил корреспонденту РИА Новости Маркелов.


Нынешний запуск Маркелов назвал коммерческим пилотом - по началу планируется набрать около 2 тысяч пользователей, но их число может быть увеличено. Ограничение планируется снять осенью. По словам Маркелова, опыт питерского метро предполагается перенести и на другие города.


Небольшая задержка "Вымпелкома" в Санкт-Петербурге меркнет на фоне судьбы схожего по содержанию проекта оператора МТС в московском метро. Уже протестированный сервис с примерно объявленными сроками запуска около полутора лет назад после смены руководства московского метро пока так и не стал доступным потребителю, хотя по словам пресс-секретаря МТС Валерии Кузьменко, ее компания технологически готова к запуску.


Возможности и подробности


В питерском метро в некоторых местах есть валидаторы с щелевой загрузкой билета, работать с которыми NFC-решения "Вымпелкома" и "Мегафона" не могут. Относительное число таких "неудобных" валидаторов невелико.

 

NFC-модули "Вымпелкома" и "Мегафона" энергонезависимы, и позволяют оплатить проезд уже купленным виртуальным билетом даже при полностью разряженном аккумуляторе телефона. Более того, модуль "Мегафона" вообще никак не связан с телефоном. Решение этого оператора завязано на местную систему оплаты публичного транспорта при помощи бесконтактных карт "Подорожник". По сути, "Мегафон" продает копию такой карты на альтернативном носителе, но пользователь может пополнять карту со своего абонентского счета при помощи SMS на специальный сервисный номер. МТС и Tele2, также позволяя своим клиентам оплачивать карты питерского "Подорожника", отдельного продукта не выпускают, но с точки зрения пользования сервисы этих трех операторов идентичны.


"Мегафон", в отличие от "Вымпелкома", берет комиссию 2% при оплате проезда, но зато решение "Мегафона", как и все карты "Подорожник", уже работает на многих маршрутах наземного общественного транспорта.

 

Первая очередь ленинградского метро. Справка >>

 

Оба оператора технологически могут увеличить число сервисов, доступных при помощи своего NFC-решения, но независимо от этого все эти решения - временная мера, к которой прибегают компании в отсутствии большого числа бюджетных моделей телефонов с NFC, полагает глава аналитического агентства Telecomdaily Денис Кусков. "Вряд ли много людей побежит покупать дорогой смартфон ради NFC, а потому операторы предлагают недорогие приспособления, расширяющие функционал, доступные любому", - пояснил РИА Новости Кусков.


Усугубляет ситуацию и то, что многие модели телефонов с NFC на деле могут только считывать NFC и RFID-метки.


NFC как рынок


"Вымпелком" пока не собирается зарабатывать на запущенном в питерском метро проекте, но в будущем компания рассчитывает на долю тех средств, которые сэкономит транспортная компания из-за того, что ей придется меньше платить производителям обычных одноразовых и многоразовых билетов, сказал РИА Новости Маркелов.


Стоимость билета как носителя может быть значительной частью стоимости проезда. Так, зеленоградский завод "Микрон" продает московскому метрополитену билеты по 5 рублей при стоимости одной поездки 28 рублей, а их поставляется 300 миллионов штук ежегодно, рассказала РИА Новости директор по маркетингу компании "Ситроникс микроэлектроника" Карина Абагян. На "Микроне" (предприятие "Ситроникса"), в частности, производятся и NFC-чипы.


"Рынок NFC-услуг в России и в мире находится в стадии формирования, сейчас это объем в несколько сотен тысяч долларов, основными потребителями являются центральные регионы РФ, основным применением - платежи и программы лояльности", - сказала Абагян.


Она полагает, что в течение ближайших трех-четырех лет объем рынка может вырасти в 10-12 раз за счет роста использования NFC на транспорте, в сервисах, привязанных к месту, и рекламе.

 

В России у всех крупных операторов есть те или иные сервисы, основанные на NFC. На закончившейся накануне выставке "Связь-Экспокомм", к примеру, родственные друг другу МТС и МТС-банк объявили о планах продать до конца года 250 тысяч специальных SIM-карт с поддержкой NFC, которые будут эмулировать банковские карты MasterCard. В первый день продаж удалось реализовать 150 таких SIM-карт. Пользоваться эмулированной банком картой можно везде, где есть специальные терминалы с поддержкой технологии MasterCard PayPass, но много ли их есть в России, компании не раскрывают. Это могут быть заправки, банки или магазины.


У "Мегафона" есть технологически отличающийся от питерского транспортный проект в Екатеринбурге. Как рассказала РИА Новости пресс-секретарь "Мегафона" Юлия Дорохина, в настоящее время уже готово к работе программное обеспечение для работы с SIM-картами оператора, поддерживающими технологию NFC. ПО будет совместимо с валидаторами кондукторов и стационарными платежными терминалами. "Всего оплачивать проезд с мобильного телефона можно будет в 1,6 тысячи единиц наземного общественного транспорта и на всех турникетах Екатеринбургского метрополитена", - сказала Дорохина.


Производители по всему миру по итогам 2012 года продадут порядка 100 миллионов смартфонов с NFC, что более чем в три раза превысит показатель 2011 года, прогнозируют аналитики из Berg Insights. Производители выпустили на рынок в прошлом году более 40 моделей таких устройств, стремясь раньше конкурентов укрепиться на перспективном рынке мобильных платежей.


По данным ведущего мирового производителя микроэлектроники NXP, участвующего в разработке 130 моделей смартфонов и 10 моделей планшетов с NFC, доля смартфонов с поддержкой этой технологии составила в минувшем году 10% вместо прогнозируемых 16%. По оценке компании NXP, всего в мире в 2011 году было отгружено 445 миллионов смартфонов. По прогнозам на 2012 год, доля смартфонов с поддержкой NFC составит 20% при ожидаемых отгрузках на уровне 600 миллионов смартфонов.


Важным фактором роста проникновения технологии эксперт считает ее поддержку на уровне операционной системы в Google Android, самой распространенной на рынке. Драйверами роста проникновения технологии с точки зрения конечных сервисов NXP называет транспорт и финансовые услуги.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала