Рейтинг@Mail.ru
Канн перед стартом - РИА Новости, 23.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Канн перед стартом

Фото: Личный архив Юрия Гладильщикова
Фото: Личный архив Юрия Гладильщикова
Читать ria.ru в

Юбилейный 65-й Каннский кинофестиваль открывается романтической сатирой модного, но прежде не замеченного Канном американского режиссера Уэса Андерсона "Королевство полной луны". Ваш покорный слуга уже посмотрел картину на утреннем показе для прессы. Но об Андерсоне и других звездных конкурсантах потом. Пока – о первых каннских впечатлениях этого года.

Оказывается, полезно приехать в Канн на день раньше. Видишь то, чего не видел прежде. Под "на день раньше" я имею в виду на целых два дня. На день раньше приезжает вся мировая пресса, потому что с самого утра дня открытия уже нужно работать. Я же приехал еще в понедельник вечером. Первым шоком было уже то, что водитель такси, которое я поймал на автобусном вокзале, чтобы добраться до гостиницы, повез меня по Круазетт – прямо мимо фестивального дворца, на фасаде которого уже красовался гигантских размеров официальный каннский плакат этого года – Мерилин Монро, задувающая свечу на праздничном торте. Дело в том, что, во-первых, в дни фестиваля в Канне почти не реально поймать такси. А во-вторых, почти бессмысленно его ловить: никуда не проехать, сплошные пробки, а уж о том, чтобы промчаться по Круазетт да еще мимо Дворца, где все перекрыто полицией, не может быть и речи. Кажется, водитель тоже ловил кайф и готов был везти меня даже задаром (хотя деньги взял): ведь ближайшая возможность этак рвануть по Круазетт ему представится только по окончании фестиваля, не раньше 28 мая.

Следующим утром в 8 утра я вышел на первую в этом году каннскую прогулку и обнаружил несколько других любопытных деталей. Начну с журналов. Раньше – до кризиса – в дни Канна все главные французские киножурналы выходили с бонусами (приложенными к ним майками, сумками), причем не повышая и без того дружелюбной цены. Кризис вроде не закончился, но журнал "Премьер" (с Робертом Паттинсоном на обложке, играющем в каннском конкурсном фильме "Космополис" главного исследователя психологических мутаций Дэвида Кроненберга) вышел с красивой майкой, на которой можно прочесть названия всех когда-либо побеждавших в Канне фильмов. А легендарный "Кайе дю синема" приложил к себе хорошую летнюю сумку. Оба журнала с сумкой и майкой тут же купил – за 9 евро 40 центов. По московским меркам, задарма.

Теперь о кино на пляже. В Канне есть особая программа: вечерами на общественном пляже рядом с Дворцом, когда стемнеет, показывают фильмы для всех желающих. В этом году пляжная программа посвящена 50-летию киношного Джеймса Бонда. Фильмы с Бондом разных лет прорежены лентами с другими супергероями. Например, будет один фильм с Джеки Чаном (я его, кстати, не видел, постараюсь пойти). Но я сейчас не о том. Главное, что рамка на желтом каннском песке у каннского синего моря – двойной стильный каркас словно бы из металлического конструктора для детей, на который натягивается вечерами экранное полотно, – уже установлена. И это совершенно необычное зрелище. Все, что попадает в эту рамку, выглядит кинокадром (и кто-то ведь это придумал). Поэтому туристы, приезжающие в Канн, любят делать снимки сквозь эту рамку с захватом ее контуров. Любой такой кадр оказывается потрясающим. Я тоже мысленно сделал несколько кадров. Лучшим оказался тот, что с каннским маяком. Кадры с белыми яхтами, припарковавшимися к фестивалю в каннской бухте, тоже вышли неплохими. Тем более, что море утром вокруг них – синее-синее! (Тут я хочу сделать маленькое отступление. Поскольку, находясь в Канне во время фестиваля, все равно не успеваешь окунуться в это синее-синее море, то с годами начинаешь воспринимать его как элемент декорации. В моем сознании Канн – не курорт. Когда я однажды услышал от одного из наших самых известных телеведущих, что они с женой ежегодно отдыхают в Канне, я был потрясен до основания: для меня Канн и отдых, как гений и злодейство, вещи несовместные).

Далее: стремянки у Дворца! Вот уж о чем никогда бы не подумал. Дело в том, что наряду с официальными фотографами, которые для съемки звезд на красной лестнице получают строго определенные (по номерам!) места по ее краям, в Канне полно самодеятельных папарацци. Некоторые из них с годами стали почти профессионалами – интересно, делают ли они снимки для себя или умудряются их потом кому-то продать? Для них отведено место перед лестницей – куда съезжаются фестивальные лимузины (то есть может повезти зафиксировать звезду в окне авто или на выходе из него) и откуда на поднимающуюся лестницу прямой взгляд. Я был ошарашен, что уже вчера утром лучшие места напротив лестницы были забиты примерно сотней стремянок (с них, как вы понимаете, обзор лучше), прикрученных к чему угодно сотней цепей и замков, чтобы не унесли и не заняли твою позицию. Причем, судя по всему, стремянки были закреплены еще за неделю до, а среди их держателей организовано дежурство: даже в 8 утра там сидели на принесенных с собой стульчиках человек пять-шесть, мужчин и женщин, сидели явно с ночи, мирно беседовали, но зорким взглядом отслеживали всех посторонних, кто может влезть. Неделю сидеть в очереди, чтобы снять звезд? А потом еще две недели дежурить-снимать, прекрасно понимая, что гораздо боле интересное фото звезды на лестнице появится завтра во всех мировых СМИ (поскольку у официальных фотографов более выигрышная позиция)? Даже не знаю, как обозначить это увлечение.

Впрочем, сегодняшнего вечера самодеятельным папарацци, конечно, стоит ждать. Ведь кроме звезд, чье появление будет сюрпризом (а таких тоже будет достаточно) по лестнице обязательно поднимутся Нанни Моретти, Диана Крюгер, Жан Поль Готье, Иэн Макгрегор, любимый "Оскаром" режиссер Александр Пейн, популярная во Франции актриса Эммануэль Девос (они все – члены жюри), глава жюри второй по значимости программы "Особый взгляд" Тим Рот и кроме того, некоторые из многочисленных звезд фильма открытия "Королевство полной луны" – в Канн приехали Брюс Уиллис, Билл Мюррей и Эдвард Нортон.

Кстати, про члена жюри Жана Поля Готье. Он воспользовался оказией и заодно раскручивает тут свое новое творение, наверняка принесшее ему кучу денег. На Круазетт стоят две статуи. Чего бы вы думали? Ни за что не догадаетесь. Новых бутылок Кока-колы лайт – нового имиджа бренда, который придумал именно Готье. В бутылках колы от Готье подчеркнуты и усилены их женственные формы. Одна бутылка облачена в фирменную матроску Готье. Другая – в этакий наряд восточной женщины, исполняющей танец живота: с украшениями и завитушечным нижним бельем.

Посмотреть фотоленту: 22 главных фильма Каннского кинофестиваля >>

Эх, а когда-то набережную Круазетт заполняли не статуи-рекламы, а тумбы с анонсами новых картин. Теперь все рекламы прилипли к фасадам главных отелей. Интересно, какие. Неожиданно, что главный вход в самый дорогой каннский отель "Карлтон" захвачен рекламой выходящего сейчас у нас фильма "Диктатор" – продюсеры фильма не поскупились, фильмы с Уиллисом и Томом Крузом рекламируются на обочине "Карлтона". Зато второй по значимости каннский отель "Мажестик" украшен рекламой вестерна Тарантино "Джанго освобожденный", что сочтем одним из анонсов Каннского фестиваля будущего года. А прямо напротив Дворца на публику пялится нацепленный на обычный жилой дом огромный плакат давно ожидаемого фильма Вонга Кар-вая "Великие мастера" про гениев кунг-фу, и он выглядит вызывающе саморазоблачительным. Считалось, будто "Великие мастера" – один из самых ожидаемых Канном фильмов этого года. Теперь утверждают, что он к фестивалю не поспел. Но все чаще думаешь, что к Канну не поспевают лишь те фильмы, которые Канн на самом деле тайно отверг. Тогда-то их режиссеры делают заявления, будто фильм попросту не готов. Но – в обсуждаемом нами случае – дерзко размещают при этом рекламный плакат своей картины прямо напротив входа в фестивальный Дворец.

Еще про смешное использование плакатов и отчасти о чиновном идиотизме. На Каннском фестивале есть два главных плаката, о чем большинство прессы (а тут аккредитовано около 5000 только пишущей братии, не считая телевизионной, что уступает лишь Олимпийским играм) даже не подозревает. Один – который висит на фестивальном Дворце, а второй – который украшает здание мэрии. Его держат в секрете. Вчера в 8.30 утра я случайно увидел, как его вывешивают. Уже через пятнадцать минут его для секретности закрыли белой простыней, но я успел его разглядеть. Если на главной плакате – Мерилин Монро, то на плакате у мэрии (все они, понятно, исторические, поскольку фестиваль юбилейный) – Альфред Хичкок на фоне Канна 1972 года.

Плакат у мэрии каждый год открывают смешно – утром в день открытия фестиваля (то бишь сегодня) с торжественными речами облаченными в смокинги чиновников из мэрии, но почему-то без приглашения прессы и с вольной дорогущей выпивкой, которая расставлена прямо посреди улицы. Я однажды случайно (просто проходя мимо) чуточку застрял на таком открытии, не отказав себе в джине с тоником. Окрестные бомжи в восторге. А почему нет прессы? Да потому что в это время она всегда смотрит вечерний фильм открытия, который для нее показывают особо.

Этим фильмом, как уже было сказано, на сей раз стало "Королевство полной луны" Уэса Андерсона. 43-летний Андерсон, автор таких фильмов как "Академия Рашмор", "Семейка Тененбаум", "Поезд на Дарджилинг" и др, режиссер, безусловно, со своим лицом и группой известных актеров-поклонников, которые снимаются у него почти всегда: Билл Мюррей, Анжелика Хьюстон, братья Люк и Оуэн Уилсоны и др. Он делает слегка абсурдные интеллектуальные комедии про чудиков, которые в результате оказываются нормальными людьми. То, что он до сих пор не достиг серьезного международного признания, объяснимо лишь тем, что его фильмы чересчур красивые (хотя что правда, то правда: каждый кадр в них выверен, в том числе по цвету), слишком милые и политкорректные.

Пожалуй, "Королевство полной луны", в котором обитающие на маленьком американском островке двое влюбленных подростков, он и она, решают дать деру, чтобы вести вольную жизнь индейцев (которые, впрочем, снабжены книгами и проигрывателем пластинок) – один из лучших фильмов Андерсона. Он напоминает о "Томе Сойере" и фильме Климова "Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен". Он о том, что люди в 12-ть лет могут настолько полюбить друг друга, что захотеть пожениться. Он о бунте детей против взрослых (тем более реальном, что действие происходит незадолго до 1968 года). Он – смешная пародия как на мир взрослых, так и на лагеря скаутов, параллельные нашим пионерским.
  
Проблема Андерсона в том, что у него слишком много серьезных соперников. Не станем перечислять всех. Скажем только про два случая. Этот фестиваль может породить шестого в истории режиссера, который станет дважды триумфатором Канна. Пока таких дважды триумфаторов пятеро (Фрэнсис Форд Коппола, Эмир Кустурица, Жан-Пьер и Люк Дарденны, Сехэй Имамура и полузабытый Билле Аугуст). Но среди участников этого конкурса уже четверо завоевывали "Золотую пальмовую ветвь": Михаэль Ханкеке, Кен Лоуч, Аббас Киаростами и новомодный румын Кристиан Мунджиу.

Еще: у этого фестиваля есть джокер. И это наш живущий в Германии уроженец Белоруссии Сергей Лозница, чей новый военный фильм "В тумане" по прозе Василя Быкова некоторые уже видели и уверяют, что он сильнее первого художественного фильма Лозницы "Счастье мое". В программе фильм Лозницы поставлен на предпоследний день 25 мая. У него единственный официальный показ в неинтересное для гламурных СМИ время 16.00 (те следят только за лестницей во время более поздних показов в 19-19.30 и 22.30). Но я знаю про любовь Канна к сюрпризам и интригам. И знаю, что многие фильмы, которые были показаны здесь в последние дни и почти втихую, брали потом главные призы.

Поглядим, что будет в этот раз.

Юрий Гладильщиков специально для РИА Новости

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала