Рейтинг@Mail.ru
(Бес)предел последствий - РИА Новости, 15.05.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

(Бес)предел последствий

Читать ria.ru в
Дзен
Новый политический цикл начался с "вязалова" более четырех сотен митингующих, с зачищенного города, закрытых кафе и станций метро. Ни одна власть в начале пути не стремится столь явно показать свое пренебрежение к народу, в данном же случае это было сделано жестко, демонстративно, без оглядки на последствия.

 

Новый политический цикл начался с "вязалова" более четырех сотен митингующих, с зачищенного города, закрытых кафе и станций метро. Ни одна власть в начале пути не стремится столь явно показать свое пренебрежение к народу, в данном же случае это было сделано жестко, демонстративно, без оглядки на последствия.

Из этого может следовать два предположения. Первое - властители не задумываются о последствиях, второе - они не считают, что последствия могут оказаться столь значительными, что с ними нельзя будет справиться. Без последствий для власти.

Церемония триумфального возвращения всенародно избранного проходила по мертвым улицам. Целые кварталы столицы были зачищены и огорожены. Поезда метро проскакивали станции с закрытыми дверями. Переулки стали базами для людей в форме. Нонсенс, который показывает, что принимающие решения утеряли способность и, очевидно, желание не только принимать в расчет возможные негативные последствия для всей системы в будущем, но даже тратить время на то, чтобы придать своим действиям в подобающую форму.

Это стало очевидно еще в сентябре - пренебрежительная форма, избранная политиками для "диалога" с обществом, привела к качественным изменениям в настроениях всего общества. Затем, после Болотной, в разгар кампании, форму было решено смягчить, а когда результат был достигнут, как и прогнозировалось, власть проявила себя с новым, можно даже сказать, вызывающим напором. Встречи с "народом" и увлекательное времяпрепровождение демонстрируются теперь особенно охотно, отказ поехать на важные международные мероприятия сопровождается странными, если не сказать, уничижающими аргументами.

С народом тривиально заигрывают, но людей не уважают.

Вопрос, что дальше?

Настроения общества не вернутся в прошлогоднее состояние, и отношение к власти будет только ухудшаться. Это уже всеми отмечено и признано, кроме, разве что, самой власти. Поддержка режима будет держаться на иллюзии, что с ним сила и народ - дисциплинированные "космонавты" и ведомые бюджетными субсидиями люмпены. И пока есть средства эти опорные слои содержать, опасаться нечего. Больше того, вероятно, демонстративные действия власти будут нарастать, принимая еще более откровенную форму.

Со своей стороны, недовольные будут говорить, что, оставаясь в легитимных рамках, нужно методично создавать альтернативу. Не очень, однако, уточняя, какая альтернатива возможна в системе, изначально считающей любую альтернативу нелегитимной и стремящейся ее тут же дискредитировать либо подавить.

За последние два месяца произошли два изменения. Первое - обида на власть персонифицировалась, и теперь она сфокусирована на одном человеке, олицетворяющем эту власть. Второе - этот человек обиделся в ответ за такое отношение к нему и, словно уловив эти эманации, весь сегмент принимающих решения перестал придавать своим действиям и намерениям сколько-нибудь приемлемую форму.

Обида, раздражение, желание отыграться, более не скованные даже минимальными рамками приличия, возможно, в ближайшем будущем и станут определять политическую картину российского бытия.

Между тем политический календарь исчерпал себя - в ближайшие месяцы он не дает никаких плановых событий, которые могли бы вновь привести к неистовому общественному негодованию. В ближайшие недели - формирование правительства и назначения в администрации президента, однако даже самые изысканные кадровые новации вряд ли спровоцируют серьезный протест. Скорее, они лишь добавят красок в уже сформированное восприятие действительности, отложив невысказанные претензии на будущее.

Исключение - первые почти прямые региональные выборы, запланированные на осень, однако они могут в лучшем (худшем) случае дать локальные вспышки протестов. Вектор же движения и настроения, как известно, формируется в Москве и Петербурге, сколько бы ни пренебрегали властители настроениями в ключевых мегаполисах.

И здесь возникает вопрос, каковы будут поступки горожан. Протестные настроения могут поддерживаться твиттами и блогами, но возникают они в реальной жизни как реакция на конкретное, "осязаемое" событие. Фейсбук событие не создает, оно лишь передает, в крайнем случае, мультиплицирует отношение к нему.

Эффект затухания зимнего недовольства стал заметен в интернет-сегменте к апрелю. Даже многие из тех, кто еще в феврале-марте не мог думать ни о чем другом, кроме политики, по теплу снова стали "вывешивать фотки", делиться впечатлениями о поездках, обсуждать походы в театр и на детские утренники. В общем, что угодно, но не политику.

Причем обсуждать все это начали задолго до майских праздников, когда по традиции народ, имеющий для этого возможности, разъезжается по Европам. Последний же всплеск социального раздражения стал реакцией на конкретное событие, ожидавшееся днем позже, - инаугурацию, а затем на еще более осязаемые действия в отношении протестующих и просто горожан.

Что несет в себе отсутствие "календарных" событий? Опасностей больше, чем облегчения. Возможно, протестная активность вновь начнет затухать, что будет истолковано как хороший повод укрепить позиции и отомстить бузотерам. Властители и дальше будут поступать, исходя из собственного видения действительности и, хуже того, с завидной регулярностью напоминать urbi et orbi, "кто в доме хозяин". Многие ждут, что летом "начнут закручивать гайки".

К сожалению, все это больше напоминает подростковую реакцию за "нанесенные обиды" - желание все сделать наперекор, даже себе во вред, напоказ, в пику несправедливому миру. Чтоб все видели, что я ничего не боюсь, и плевать на всех хотел. Ах, вы со мной так? Ну, значит, я так!

Только политики не подростки. Нежеланием или неспособностью просчитать не только мгновенные, но и среднесрочные последствия своих действий они создают опасности прежде всего себе и всей системе, за устойчивость которой отвечают.

Подход "ничего не забыли и ничему не научились" уже приводил к драмам в разные периоды истории. Ситуация будет подтачиваться изнутри. Отсутствие явных протестных действий не стоит трактовать как угасание социального недовольства в принципе. И самым опасным может стать возникновение спонтанной реакции на событие, которого никто не ожидал и не планировал.

Как произошло вокруг Химкинского леса, как изменилось общее состояние настроений после безумного лета, когда Москва была окутана гарью, а система явила полную неспособность справиться с не таким уж и чрезвычайным природным катаклизмом. О состоянии полураспада, в котором пребывают административные институты, знали и до пожаров, но именно очевидность фактов побуждает людей к выводам и - затем - к действиям.

Таким образом, у страны есть все шансы выйти на самый мрачный сценарий - спонтанное событие, которое вызовет такую же спонтанную, но от того не менее яростную реакцию общества, потому что оно более не захочет мириться с происходящим.

А к тому моменту состояние взаимного раздражения и озлобленности может достигнуть такой концентрации, что "красная линия" будет пересечена.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала