МОСКВА, 15 мая - РИА Новости. Депутаты Госдумы во вторник согласились рассмотреть идею о создании черных списков уволенных за трудовые нарушения пилотов и пассажиров, ведущих себя неадекватно во время полетов. Пока правовых оснований для этого нет, а дальнейшее будет зависеть от того, что в итоге примут законодатели.
По словам юристов, сейчас черные списки пилотов не имеют юридической силы, но закону не противоречат. В случае с пассажирами все сложнее - суды могут быть завалены исками с обвинениями в дискриминации.
Авиадискиминация в действии
Неадекватные пассажиры, по мнению главы "Аэрофлот" Виталия Савельева, создают угрозу жизни и здоровью других людей, находящихся на борту самолета. Некоторые граждане не задумываются о том, что их поведение нарушает права других людей на безопасность полета. Ситуацию усугубляет и употребление спиртного во время полета.
Вот один из недавних случаев. В марте во время перелета из России в Доминикану на самолете "Трансаэро" один из пассажиров устроил дебош и угрожал членам экипажа. По прибытии в местный аэропорт представители авиакомпании отказали этому пассажиру в обратном перелете в Москву.
В свою очередь глава подкомитета Госдумы по воздушному транспорту Андрей Андреев вспомнил случай, когда пьяные пассажиры раскачивали лайнер во время полета.
Списки пилотов также необходимы: когда в "Аэрофлоте" увольняют пилотов за трудовые нарушения, они устраиваются в другие авиакомпании и там их берут, потому что в РФ дефицит пилотов, пояснил Савельев.
Идею поддержал и глава Росавиации Александр Нерадько. По его словам, инициативу следует провести через нижнюю палату, чтобы придать ей характер закона. При этом в Госдуме подчеркивают, что о черных списках можно говорить только в том случае, если будут продуманы критерии включения в них пилотов и пассажиров.
Глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев считает, что вопрос дисциплины в транспортной сфере должен быть рассмотрен комплексно. Такие пассажиры бывают и на железной дороге, и на речных судах, и в автобусах, и в метрополитене, пояснил он.
Идея созрела
Савельев обещал, что с идеей внесения таких поправок в очередной раз выступит "Аэрофлот", но, по словам Андреева из Госдумы, этого пока не произошло. Между тем с аналогичным законопроектом по изменению Воздушного кодекса (ВК) РФ в апреле этого года выступила думская фракция ЛДПР.
Сейчас ВК РФ предусматривает право перевозчика в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира (и груза) по ряду оснований, но статьи о праве перевозчика отказать в самой продаже билета нет. Более того, компания не может сделать этого даже по отношению к пассажиру, который уже дебоширил на ее рейсах.
Лдпровцы предложили разрешить отказывать в продаже билета тем пассажирам, которые за последние пять лет нарушали правила поведения на борту самолета и создавали тем самым угрозу безопасности полета либо жизни и здоровью других пассажиров.
Как отмечают парламентарии, в настоящее время большинство зарубежных авиакомпаний, столкнувшихся с неоднократными нарушениями правил поведения пассажиров на борту самолета, публикуют на своих сайтах черные списки тех, кому впоследствии отказывают в заключении договора воздушной перевозки. Подобные базы данных формирует и ряд российских компаний - "Аэрофлот", "Трансаэро" , Sky Express, "Ямал" и другие, отмечают либерал-демократы. Пыталась сформировать подобный список и Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.
По словам Андреева, в ближайшее время депутаты приступят к рассмотрению законопроекта от ЛДПР. Один из авторов данного законопроекта, депутат Ярослав Нилов выразил надежду на то, что данная инициатива будет рассмотрена Госдумой в первом чтении до конца весенней сессии. При этом он не исключил, что в Думу может быть внесен альтернативный законопроект правительства РФ или депутатов "Единой России", который в дальнейшем может быть принят вместо проекта, внесенного оппозицией.
Буква закона
Пока же закон не позволяет создать такие списки в России, отмечает Савельев. Опрошенные РАПСИ российские адвокаты признали, что идея Савельева противоречит закону. Если человеку отказано в покупке авиабилета или человека, который уже приобрел билет, не пускают на борт из-за того, что он числится в черном списке, это явные нарушения, пояснили они. В этом случае у авиакомпаний могут возникнуть серьезные проблемы, в том числе финансового характера. Защитники полагают, что пассажиры, попавшие в список, завалят суды исками против авиакомпаний и выиграют процессы, так как будут нарушены их права, в том числе как потребителей услуг.
Таким образом, реализация данной задумки невозможна - авиакомпании засудят за нарушения законодательства, констатируют адвокаты. Вместе с тем они выразили активную поддержку идеи о создании черного списка пассажиров, неадекватно ведущих себя на борту. Адвокаты были бы счастливы, если бы их "обезопасили от идиотов".
В свою очередь председатель Общества по защите прав потребителей "Общественный контроль" Михаил Аншаков полагает, что подобные списки ущемляют права граждан. "Урезать вас в правах может только суд", - отметил он.
Кнут и пряник для пилота
Создание черного списка пилотов, по мнению адвокатов, не противоречит закону, и делать это вправе любые компании. Предприятия также, с юридической точки зрения, ничем не рискуют, отказываясь принять на работу кандидата, числящегося в таком списке. Адвокаты отметили, что целесообразно делать единую базу, а не только "Аэрофлота". При этом никакой юридической силы этот документ иметь не будет и проблему безопасности на воздушном транспорте не решит, подчеркивают они.
По мнению адвоката Игоря Трунова, создание черных списков равнозначно сатире в стенгазете - никакого влияния на поведение пилотов они иметь не будут. "Эта мера ни о чем, когда речь идет о таком количестве жизней", - возмутился он.
В свою очередь адвокат Алексей Мельников высказал опасение, что в такой список могут попасть просто неугодные авиакомпании сотрудники, а не "достойные кандидаты". Нужны четкие критерии для дисквалификации таких людей, и это задача государства, полагает он.
По словам Нерадько, в настоящее время на сайте Росавиации публикуется информация по членам экипажа, совершившим грубые проступки. В частности, о тех, кто был замечен в употреблении алкоголя на рабочем месте, и это было скрыто при проведении предполетного медицинского осмотра.
Альтернативные решения
По мнению адвокатов, решение проблемы безопасности авиаперевозок - в повышении зарплаты пилотов, обеспечении их отдыха и ужесточении наказания за пьянство за штурвалом. Также они сочли, что раз авиакомпании выступают с инициативой создания списков неугодных, то было бы неплохо создать черный список и самих авиаперевозчиков.
По словам Москвичева из думского комитета, черные списки может заменить введение повышенных штрафов для пассажиров-нарушителей. Речь идет о сумме 500 тысяч рублей или больше. Если это не подействует, тогда можно применить более жесткие меры ответственности.
Аншаков из "Общественного контроля" тоже уверен, что бороться с "неадекватом" на борту самолета надо другими способами. В частности, авиакомпания может делать это уже после полета, кроме того, перевозчик может привлекать особое внимание бортпроводников к "проблемным" гражданам.
В качестве мер борьбы с агрессивными пассажирами упоминается запрет на употребление алкоголя, купленного в duty free. В некоторых аэропортах мира напитки из duty free не выдаются пассажиру, а поступают прямо на борт, покупатель получает их уже по прилету.
В России же пока все зависит от политики авиакомпании. Некоторые их них, как, например, "Газпромавиа", не приветствуют распитие спиртных напитков во время полета. Компании не предлагают пассажирам алкоголь на борту даже за деньги. "Аэрофлот" уже давно ввел запрет на употребление на борту взятого с собой спиртного. Такая же политика и у "Трансаэро". В то же время ряд компаний - "ЮТэйр" , "Кубанские авиалинии", "Авиалинии Татарстана" - предлагают пассажирам даже экономкласса вино и шампанское бесплатно.