МОСКВА, 14 мая - РИА Новости, Анна Банасюкевич. Несколько поколений зрителей не приучены к театру, одной из главных причин этого является затрудненное взаимодействие со школами, рассказали в понедельник представители детских театров и столичного департамента культуры на круглом столе "Пути развития российского театра кукол", который прошел в Московском театре кукол (на Спартаковской).
Проблемы, существующие в области не только кукольного, но и детского театра в целом, на сегодня очевидны - по большому счету, театр утратил свою аудиторию и испытывает потребность в поиске нового языка, который был бы обращен к детям, растущим совершенно в иных реалиях, чем предыдущие поколения.
Круглый стол, который провел новый директор Московского театра кукол Григорий Папиш, был инициирован Союзом Театральных деятелей России и поддержан департаментом по культуре. На нем обсуждали целый пул наиболее актуальных проблем - эффективные формы работы с потенциальной аудиторией; поиск современной детской драматургии; бытовые условия существования театров, связанные с отсутствием или плачевным состоянием помещения; взаимоотношения театра с приглашенным режиссером; система определения художественной ценности спектакля; требования к современному семейному спектаклю.
В ходе обсуждения достаточно быстро стало понятно, что способы привлечения нового зрителя в театр - это то, что волнует практиков в первую очередь. По словам заместителя главы департамента по культуре города Москвы Евгении Шерменевой, проблема детских театров не является частным вопросом - следствием потери молодого зрителя станут пустые залы "взрослых" театров через какое-то время.
"Несколько поколений зрителей не приучены к театру. Причиной этого является комплекс проблем, и экономических, и социальных. Чтобы исправить ситуацию, важно понимать, что сегодня дети меняются. Конечно, мы ценим и сохраняем традиционный театр, но нельзя не учитывать, например, что четырехлетний ребенок сейчас лучше обращается с какой-нибудь электронной игрушкой, чем его родители. Главный вопрос сейчас - на каком языке можно разговаривать с детьми в театре сегодня", - сказала Евгения Шерменева.
Кроме того, она напомнила, что детская аудитория в Москве достаточно разнородна, и, помимо детей коренных москвичей, есть множество семей мигрантов, которые пока совсем не попадают в сферу внимания детского, да и "взрослого", театра.
Одной из главных причин потери аудитории на сегодня, как выяснилось во время обсуждения, является затрудненное взаимодействие со школами. По словам руководителей детских театров, департамент образования не оказывает содействия в этом процессе, попасть театру в школу не так уж просто на сегодняшний день. Между тем, как рассказала критик Елена Ковальская, в Европе практика выездов театров в школы активно развивается, как это было и в Cоветском Cоюзе. Сегодняшняя ситуация диктует необходимость обратиться к опыту прошлого.
Руководитель Театра.doc, в котором недавно появился первый детский спектакль, рассказала о предложенной театром и поддержанной департаментом программе "Актуализация классики", в рамках которой планируется работа с учениками четырех школ.
"Мы хотим, чтобы дети снова заинтересовались классикой. Дети сейчас не читают эту литературу, потому что им не очень понятен этот язык, он их не увлекает, но когда они доходят до сюжета, они точно также, как мы в свое время, переживают, влюбляются. И мы хотим современным театральным языком донести до них шедевры мировой литературы. Мы будем работать в четырех школах: в элитной гимназии, в обычной школе, в коррекционной и в школе, где учатся дети мигрантов", - поделилась Елена Гремина.
Она предложила вернуться к изначальной форме бытования театра - к телеге комедиантов, разъезжающей по различным локациям, привлекая публику к своему искусству. Такая позиция, впрочем, встретила понимание далеко не у всех руководителей детских театров Москвы.
Евгения Шерменева, в свою очередь, отметила, что в результате переговоров с департаментом образования была достигнута договоренность, предполагающая более тесное сотрудничество. Руководителям театров было предложено сформулировать предложения, разработать проекты, описывающие возможные формы работы в школах.
Помимо этого, были затронуты вопросы детской драматургии, недостатка информации и необходимости совместной работы руководителя театра, режиссера и драматурга.
Участниками круглого стола было решено продолжить встречи в Театре кукол, на которых бы обсуждались насущные проблемы детского театра.