13 мая во Франции – день памяти Жанны Д'Арк. Даже те, кто имеет о Столетней войне самые смутные представления, знают о сожженной на костре героине, сначала объявленной ведьмой, а после признанной святой. Немалый вклад в создание драматического образа Жанны внес кинематограф, который заинтересовался судьбой Орлеанской девы уже на заре своего существования. С тех пор о ней были сняты десятки фильмов. Жанны Д'Арк разных эпох кино – в материале РИА Новости.
На заре кинематографа
В 1899 году образ Жанны Д'Арк на экране воплотила ее тезка Жанна Д’Альси. Фильм Жоржа Мельеса представлял собой десятиминутную короткометражку без звука, в которую, однако, уместились все главные события из жизни героини – от явления ей святых, напророчивших изгнание из Франции англичан, до плена и смерти на костре. Жанна Д'Арк у Мельеса, в духе первых фильмов, получилась очень женственной и даже хрупкой – длинноволосой, в белых одеждах, и скорее не суровой воительницей, а кроткой святой. Земные муки и людскую несправедливость Жанна принимает с безропотным достоинством, и в то время как тело ее горит в огне, душой и помыслами она находится на небе. Декорации, внимание к костюмам и даже подобие спецэффектов – впервые в истории кино Мельес заставил человека "летать" с помощью каната - еще не все: режиссер также "раскрасил" пленку вручную, создав один из первых цветных фильмов. В финале картины Жанна Д'Арк возносится в рай, а в жизни спустя 25 лет Жанна Д'Альси станет женой Мельеса и будет продавать с ним игрушки на парижском вокзале. Кстати, в образе владельца магазинчика и первого волшебника кино режиссер предстает в фильме "Хранитель времени" Мартина Скорсезе.
Восставшая из пепла
Датский мэтр Карл Теодор Дрейер презентовал свою версию судьбы Орлеанской девы – картину "Страсти Жанны Д'Арк" - в 1928 году. Фильм, ставший классикой мирового кино, охватывает не всю историю Жанны, а лишь ее финал – допросы, суд и казнь, сцены которых были восстановлены режиссером по 29-ти документальным свидетельствам, и представляет собой 80-минутный немой фильм. Судьба картины не менее драматична и загадочна, чем судьба самой Жанны: сначала пленка с ним оказалась утраченной при пожаре, и режиссер собирал фильм заново из отвергнутых им ранее материалов, а позже, в 1981-м году, практически полная версия картины с оригинальным монтажом была обнаружена в психиатрической клинике Осло. Благодаря этой находке сегодня мы можем видеть фильм почти таким, каким его создал когда-то Дрейер, и оценить операторскую работу, красоту планов и игру исполнительницы главной роли Рене Фальконетти. Жанна у Дрейра - с огромными выразительными глазами, коротко стриженая, похожая на мальчика – само страдание и чистота. По словам режиссера, увидев игру актрису впервые в небольшом театре, он больше не смог ее забыть: "За этой внешностью скрывалась душа" - отзывался он. Действие картины Дрейер построил как "диалог" крупных планов Жанны и ее инквизиторов, и, что по тем временам было практически революцией, полностью отказался от грима, предпочтя ему магию света и человеческого лица. По своей глубине и психологизму картина Дрейера, по мнению многих, и сегодня остается самой сильной экранизацией истории Орлеанской девы – возможно, потому, что режиссер интересовался не событиями, а внутренним миром своей героини, феноменом ее непоколебимой веры и моральной чистоты. Стоит добавить, что "вживание" в образ Жанны привело актрису к тяжелому нервному истощению и в кино она больше никогда не снималась, а сама картина в 1994 году получила музыкальное сопровождение - ораторию "Видения света" Ричарда Эйнхорна.
Дважды Жанна
Шведская актриса, красавица, легенда Голливуда Ингрид Бергман мечтала воплотить образ Жанны Д'Арк и в итоге не только сыграла Орлеанскую деву на Бродвее, но и дважды снялась в кино - сначала у создателя "Унесенных ветром" Виктора Флеминга, а после – у классика итальянского неореализма Роберто Росселлини, скандальный роман с которым чуть не поставил точку в ее карьере. В основу исторической драмы Флеминга, вышедшей на экраны в 1948 году, легла бродвейская постановка пьесы Максвелла Андерсона как раз с Ингрид в главной роли. Критики писали о Бергман: "Ее Орлеанская дева оставляет в памяти глубокое удовлетворение и благодарность". Для киноверсии автор пьесы, знаменитый драматург Максвелл Андерсон, лично переработал сценарий совместно с Эндрю Солтом. Фильм Флеминга оказался полным и ярким изложением – не без налета романтизма - событий жизни Жанны, обычной крестьянки, которая долгие годы слышит голоса, призывающие ее спасти и объединить Францию, но поначалу боится признаться в этом своим родителям. Скорее простота, чем величие – так можно сказать о Жанне-Ингрид. В фильме нашлось место и легендам о жизни Орлеанской девы – например, как вместо себя Карл усадил на трон своего придворного, но Жанна не поддалась на эту хитрость и узнала настоящего дофина, – и диалогам, приводимых в реальных допросах Жанны. Роль национальной героини чуть ли не возвела в ранг святых и саму Ингрид – правда, ненадолго, лишь до того момента как не стало известно о ее романе с Роберто Росселини. Несмотря на всеобщее порицание Ингрид снова вернулась на сцену в образе Жанны Д'Арк в оратории Онеггера в начале 1950-х, а после ее муж-режиссер адаптировал свой спектакль для фильма "Жанна на костре".
Кино в кино
В 1970-м году на экраны вышел фильм Глеба Панфилова "Начало" с Инной Чуриковой, которой достались сразу две главнее роли. "Начало" - это фильм в фильме, один – о простоватой провинциалке Паше Строгановой, которая играет в любительском театре, иногда ходит на танцы и несчастливо влюбляется в женатого мужчину (Леонид Куравлев), второй – о французской воительнице Жанне Д’Арк, которую Пашу приглашают сыграть в кино. Первоначально Панфилов собирался делать только историю Жанны Д’Арк, но идея не получила поддержки сверху: "Видимо, по идеологическим причинам. Ну почему Жанна д’Арк, а не Зоя Космодемьянская? Почему Франция, а не Россия? Художнику трудно ответить на эти вопросы. Образ Жанны всегда меня волновал своей мощью, одухотворенностью. У нее была большая идея – сделать свою страну свободной. И она осуществила ее - это феноменально. Она волновала и волнует меня как личность". В итоге фильм был разложен на две истории, написанные специально под Чурикову, и два характера, перекликавшиеся с ней самой. И Паша, и Жанна – цельные личности, из народа, но не такие простые, какими могут показаться на первый взгляд. В обеих есть внутренний стержень, обе безоговорочно верят в свое призвание: первая – в то, что станет великой актрисой, вторая – в то, что ее жертва спасет Францию. "Для меня Жанна такая же, как и Инна Чурикова, человек безупречного душевного и физического здоровья, человек по природе мажорный", - отозвался Панфилов, а советская пресса писала: "Фильм Панфилова о мощи человеческой веры - в дело, в призвание, в талант, в счастье, наконец, - об этой стихийной и побеждающей силе, которая провинциальную дурнушку Пашу Строганову могла превратить в страстно влюбленную и по-своему обаятельную женщину и в Жанну Д'Арк". Сила характера, вера в идею, любовь не только к Богу, но и к человеку – главные качества панфиловской Жанны. Она святая, но святая как бы не до конца, очень по-человечески – боится смерти и признается, что под пытками способна дать любые признания, - и в то же время честна с собой и людьми до конца и преисполнена такой веры, что сломить ее не могут ни пытки, ни смерть. Игра Чуриковой была высоко оценена и критиками, и зрителями, которые признали ее, по итогам опроса "Советского экрана", лучшей актрисой 1971-го года.
Такая земная
Феномен Жанны Д'Арк кроется в двойственности ее природы, над которой так много размышляло мировое кино. Национальная героиня оказывается, с одной стороны, бесстрашным бойцом, спасительницей, святой с несокрушимым характером, а с другой – простой смертной, орудием в божьих руках, чья воля принадлежит небесам. Куда привлекательнее Жанны-святой для режиссеров оказывается Жанна-человек – способная сомневаться и испытывать страх, до конца самой не понимающая природы своей силы, но идущая вперед во имя родины. В шестичасовом фильме "Жанна-Дева" Жоржа Риветта - эпическом полотне из двух частей, где он последовательно, подробно как с точки зрения исторической достоверности, так и человеческих характеров, воспроизводит знаменитую историю Орлеанской девы – образ "земной" Жанны Д'Арк воплотила француженка Сандрин Боннэр. "Испарившиеся" в веках человеческие качества Жанны, как не раз рассказывала в интервью сама Боннэр, стала ведущей линией работы над образом. Жанна у Риветта - прежде всего крестьянка, а не облеченная в мистическое сияние святая, земная девушка под мужскими одеждами.
Страсти по Бессону
Свою историю об Орлеанской деве Люк Бессон начал задолго до того, как та выросла и явилась к дофину с просьбой спасти Францию, а также "украсил" фильм массой подробностей от себя, вплетя их в канву классической легенды. В роли Жанны в фильме снялась тогдашняя жена режиссера Мила Йовович. Жанне тринадцать лет, средневековая Франция изнывает под гнетом варваров-англичан и буквально утопает в крови, но небесные голоса рассказывают девочке, что однажды она спасет страну и коронует дофина, положив тем самым конец войне. Путь к цели оказывается долгим и трудным - Жанна теряет мать, долгие годы осаждает дофина письмами, а после пытается зуслужить доверие воинов, которые видят в ней дерзкую полусумасшедшую девчонку. Но сумасшедшая ли Жанна или ей действительно являются святые? Послан ли ей найденный в поле меч небом или его выбросил проходящий мимо воин? Стоит ли ей признать на суде вину и спасти таким образом жизнь или же погибнуть с Богом? И, наконец, можно ли принести в жертву сотни человеческих жизней даже во имя спасения родины? У Жанны в фильме Бессонна есть свои не только ангелы, но и – если не демоны – то темные стороны, сомнения, грехи, страхи, и этим она отличается от ранее явленных кинематографу Жанн. "Я очень хотела, представляя Жанну на экране, показать ее человечность. Мне кажется, что она пряталась за фасадом святости так долго, что никто и не пытался понять ее как реально существовавшего человека. Я внимательно прочла сохранившиеся протоколы суда над ней, переведенные с латыни на английский. Из них совершенно очевидно вырастает реальная личность. Она импульсивна и обладает мнениями и определенной манерой общения с людьми... Невероятная личность пряталась за холодным, академическим представлением о Жанне Д'Арк", - делилась в интервью Мила Йовович.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников