МОСКВА, 12 мая - РИА Новости. Главными событиями уходящей недели для России стали инаугурация президента Владимира Путина и утверждение премьер-министром экс-главы государства Дмитрия Медведева. Вступив в должность, Путин дал ряд поручений, в том числе, экономического характера.
Катастрофа самолета SSJ-100 в Индонезии, по мнению экспертов, не повлияет на портфель твердых заказов его производителя, но ряд авиакомпаний предпочтет подождать с решением о покупке "надежды российского авиапрома" до обнародования причин крушения.
Состояние дел на биржах в течение недели определял целый ряд негативных факторов, к которым примешивалась разнородная статистика из регионов.
Тандем: рокировка
Многие из экономических поручений Путина, которые он дал в числе первых указов после инаугурации, уже были обозначены прежде как Медведевым, так и самим новым президентом.
ВВ-возвращение: первый день Путина на новой старой должности >>
Так, Путин подписал указ о долгосрочной экономической политике, поручив правительству создать и модернизировать 25 миллионов рабочих мест к 2020 году. Производительность труда к 2018 году должна вырасти на 50%, при этом долю наукоемкой продукции в ВВП страны за шесть лет следует увеличить на 30%. Рост реальной зарплаты запланирован в 1,4-1,5 раза.
Кабмину поручено до октября внести в Госдуму законопроект об использовании нефтегазовых доходов, а также средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Ранее говорилось о том, что часть этих денег пойдет на инфраструктурные проекты.
К 1 ноября правительство обязано внести поправки в действующую программу приватизации и утвердить новую на срок до 2016 года. В них должен быть предусмотрен выход государства из капитала компаний несырьевого сектора, не относящихся к субъектам естественных монополий и предприятиям ОПК. Кроме того, к ноябрю кабинет министров изменит нормативные акты, ограничив возможности госкомпаний по приобретению активов.
По закону после инаугурации нового президента правительство России ушло в отставку. Предложения по новому составу кабинета Медведев планирует представить Путину 15 мая. По мнению экспертов, все ключевые посты уже согласованы, так что утверждение состоится быстро.
Ход исполнения некоторых поручений Медведев обсудил уже в субботу на совещании по реализации президентских указов. Так, он сообщил, что планы развития Сибири и Дальнего Востока, о которых говорил Путин, найдут отражение в структуре нового кабмина. Координацию работы по исполнению президентских указов в экономике премьер получил и.о. первого вице-премьера Игорю Шувалову.
SuperJet: катастрофа на старте
Другим событием недели стала трагедия с Sukhoi SuperJet-100, который разбился 9 мая в нескольких километрах от индонезийской Джакарты во время демонстрационного полета. На борту были 45 человек, в том числе восемь россиян.
На месте катастрофы работают индонезийские и российские специалисты. Авиавласти Индонезии уже заявили, что последний полет SSJ-100 проходил в соответствии с международными правилами, были получены все необходимые разрешения и согласования. Никаких выводов пока нет, но в ОАК и "Гражданских самолетах Сухого" (ГСС) уверены, что делать их до выяснения всех деталей преждевременно.
Эксперты высказывали мнение, что ЧП связано с человеческим фактором. Однако, по словам главы ОАК Михаила Погосяна, пилотировал самолет лучший летчик-испытатель ГСС, и говорить о вине экипажа до расшифровки "черных ящиков" некорректно. Погосян также сообщил, что никаких технических проблем с самолетом до момента катастрофы не было.
Этот самолет стал первой российской разработкой в сфере гражданской авиации за последние 20 лет. Он впервые совершал зарубежное турне - по шести странам Азии - в этом регионе проявляют активный интерес к новинке. В Минпромторге РФ надеются, что авария не повлияет на поставки самолетов в Индонезию - подобные сообщения появлялись в СМИ этой страны.
Возможные экономические последствия крушения самолета Superjet-100 в Индонезии >>
Эксперты уверены, что катастрофа не скажется негативно на твердых заказах ГСС - сейчас их в портфеле компании 168. SSJ-100 не первый самолет, потерпевший крушение на старте коммерческой эксплуатации: истории известны как минимум три подобных случая. Так, один из первых разработанных Airbus в конце 1980-х годов A320 потерпел крушение на авиашоу во Франции, но это не помешало его дальнейшему успеху - по состоянию на конец 2011 года в мире эксплуатировалось более 4,5 тысячи А320.
В Минпромторге считают, что необходимости в приостановке эксплуатации SSJ-100 нет. Российские авиакомпании пока не собираются отказываться от этих самолетов, но некоторые клиенты собираются принять окончательное решение о поставках по завершении расследования катастрофы.
Греция вновь пугает биржи
В течение недели состояние дел на биржах определял целый ряд негативных факторов. Одним из главных стала политическая нестабильность в Греции. Властям страны никак не удается создать кабинет министров, из-за чего растет риск невыполнения обязательств перед ЕС и МВФ. В еврозоне уже заговорили о возможном выходе Греции из валютного союза.
Европейские индексы и валюта на этом фоне по большей части снижались. Немного позитива биржам Старого Света добавляли заявления канцлера Германии Ангелы Меркель о готовности сотрудничать с новым президентом Франции Франсуа Олландом, ранее заявлявшим о намерении пересмотреть договор о бюджетной стабильности, подписанный 25 из 27 стран ЕС.
Российский рынок акций в начале недели рос благодаря экономическим поручениям Путина после инаугурации.
В середине недели вышла благоприятная статистика по рынку труда США, а правительство Испании заявило о намерении национализировать один из крупнейших банков страны. Все это вывело мировые индексы в зеленую зону, рынок акций РФ в четверг закрепился выше 1400 пунктов по ММВБ.
В пятницу биржи вновь впали в минор на неутешительных макроэкономических прогнозах Еврокомиссии по развитию стран еврозоны, а также на новостях о торговых убытках банковского гиганта JP Morgan в 2 миллиарда долларов. В субботу - выходной день на мировых торговых площадках - российские индексы не показывали значительной динамики.
Золото в течение недели преимущественно дешевело на опасениях за развитие ситуации в Греции и в еврозоне, а также в противовес укреплению доллара. Все это вызвало распродажу инвесторами сырьевых активов, поэтому нефть по большей части также дешевела.