МОСКВА, 10 мая - РИА Новости. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, назначенный на этот пост 8 мая, в четверг проведет первое заседание в формате "открытого правительства" в новом для себя качестве.
Мероприятие будет посвящено развитию системы "открытого правительства".
Медведев еще осенью представил проект новой - по сути двухпалатной - конфигурации правительства. Согласно планам, традиционный "узкий" кабинет в будущем может дополнить "большое" или, как его стали называть позже, "открытое правительство" с участием представителей гражданского общества.
Новый кабинет министров еще не сформирован. Все члены предыдущего кабинета исполняют свои обязанности до тех пор, пока не будет утвержден новый состав правительства. Медведев на консультациях с парламентскими фракциями перед утверждением его кандидатуры на пост премьера Госдумой заявлял, что кабинет обновится на 80%, но фамилии претендентов на министерские посты не назвал. Многие члены ушедшего в отставку правительства, отвечая на вопрос, останутся ли они в новом кабмине, говорят, что ничего не знают о своей дальнейшей судьбе и отмечают, что решения принимают президент и премьер.
Медведев, на протяжении четырех последних лет руководивший страной, на этой неделе стал премьер-министром. Владимир Путин осенью на съезде "Единой России" сообщил, что в случае избрания его президентом выдвинет кандидатуру Медведева в премьеры. Госдума одобрила кандидатуру Медведева 8 мая, и в тот же день президент Путин подписал указ о его назначении.
В соответствии с Конституцией, Медведев в недельный срок, до 15 мая, должен представить Путину предложения по структуре федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, председатель правительства должен предложить главе государства кандидатуры на посты вице-премьеров и федеральных министров. Политологи сходятся во мнении, что это произойдет достаточно быстро, полагая, что все ключевые посты уже согласованы.
Тематика
Встреча премьера Медведева с экспертами в формате "открытого правительства" пройдет на площадке Белого дома.
Будучи главой государства он неоднократно встречался с экспертами в формате "открытого правительства". Четыре последних расширенных заседания рабочей группы "открытого правительства" Медведев посвятил кадровой реформе госслужбы, борьбе с коррупцией, вопросам развития конкуренции и механизмам работы этой новой системы.
На заседании планируется рассмотреть итоговый 132-страничный доклад рабочей группы, опубликованный 6 мая. В нем содержатся предложения по основным принципам и приоритетам деятельности правительства РФ на 2013-2015 годы (в частности, по борьбе с коррупцией, развитию кадрового потенциала, а также развитию конкуренции и предпринимательства), по внедрению "открытого правительства", его механизмам и направлениям развития. Кроме того, будет обсужден и определен порядок дальнейших действий по тем предложениям, которые уже были одобрены Медведевым и требуют скорейшей реализации.
Сценарий таких мероприятий предполагает презентацию главе государства пакета инициатив, подготовленных экспертным сообществом. По их итогам, как правило, Медведев давал перечень поручений для исполнения. Некоторые из них новому премьеру придется выполнять самому, так как сроки в документах оговорены вплоть до марта 2013 года. Речь в том числе идет о создании в России института омбудсмена или прокурора по защите прав предпринимателей, выводе госслужащих из советов директоров АО и замене их профессиональными директорами.
Архитектура открытого правительства
Согласно итоговому докладу "открытого правительства", оно должно полноценно заработать с 2013 года, в этом году планируется начать реализацию трех-пяти пилотных проектов.
Разработчики предлагают создать экспертный совет при премьере РФ, госкомиссию по развитию "открытого правительства", фонд поддержки гражданских инициатив социальной направленности и бюро по борьбе с коррупцией. Авторы доклада считают, что развитие кадрового потенциала должно стать одним из приоритетов работы кабмина на 2013-15 годы, выполнять эту работу должно Агентство по развитию кадрового потенциала и государственного управления, которое также должно быть создано.
Экспертный совет при председателе правительства РФ, по замыслу авторов доклада, станет правительственным инструментом для экспертиз ключевых решений кабмина РФ и формирования перечня вопросов от общества для обсуждения их с главой правительства.
Председатель экспертного совета и его заместители должны утверждаться председателем правительства по представлению общественности. Основной состав экспертного совета должен включать не более 15 экспертов, также при нем необходимо сформировать широкую экспертную группу в составе 150-200 человек.
Комиссию по развитию "открытого правительства" предлагается создать на базе существующей рабочей группы. Она должна будет обеспечить взаимодействие между госвластью и обществом , касающееся создания эффективной системы "открытого правительства". Это, по их мнению, позволит повысить общественный контроль за деятельностью "закрытых" учреждений, создать "институт жалоб", проводить голосования, референдумы, опросы и конкурсы идей.
Еще в апреле Медведев положительно отнесся к идее создания подобной комиссии. При этом он отметил, что ее деятельность может обспечиваться "и аппаратом правительства, и проектным офисом, который будет этим заниматься".
В рамках противодействия коррупции предлагается осуществлять ротацию высших госслужащих (кроме политических назначений), чиновников, занимающих потенциально опасные с этой точки зрения должности, с установлением предельного срока нахождения на одной должности.
Федеральное бюро по противодействию коррупции эксперты предлагают организовать в структуре Генпрокуратуры РФ. Они также считают необходимым создать спецколлегию Верховного суда по рассмотрению дел о коррупции в высших эшелонах власти, усовершенствовать институт парламентского расследования, увеличить прозрачность в сфере госзакупок, составить план приватизации и дерегулирования и разработать программу приватизации региональных СМИ.
Рабочая группа предлагает ужесточить требования к декларациям о доходах и имуществе, обеспечить "раскрытие данных о конфликте интересов для "Топ-1000" публичных персон". Разработчики выступают за разработку законодательства, касающегося защиты граждан и получения ими вознаграждения за информацию о коррупции. Эксперты также предлагают обеспечить прозрачный для общества процесс проведения ЕГЭ, в частности, за счет установки веб-камер и допуска общественных наблюдателей, создать рабочую группу системы "Открытое правительство" по реформированию ГИБДД.
Что касается развития кадрового потенциала, то эксперты предлагают возложить персональную ответственность за развитие кадрового потенциала в федеральных ведомствах и регионах на министра и главу субъекта соответственно, внедрить экзамены для госслужащих, создать единую базу вакансий и резюме госслужащих, а на ее основе - единую социальную сеть. Чтобы стимулировать развитие кадрового потенциала бизнесом, авторы документа считают необходимым использовать налоговые льготы, а регионы и территории развивать через привлечение и возвращение талантливых и профессиональных представителей национальных диаспор РФ, получивших образование за границей и оставшихся там.
Кроме того, предлагается внедрить систему ежегодной комплексной оценки деятельности каждого госслужащего с публичным отчетом. Для обеспечения прозрачности работы госструктур, которые непосредственно взаимодействуют с населением и бизнесом, предлагается установить веб-камеры в приемных, записывать телефонные разговоры на "горячих линиях".
Эксперты считают необходимым пересмотреть и систему оплаты труда государственных служащих, провести монетизацию социальных гарантий.