Рейтинг@Mail.ru
Сергей Кривов: мы оберегаем могилы солдат, погибших за Родину - РИА Новости, 09.05.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сергей Кривов: мы оберегаем могилы солдат, погибших за Родину

Читать ria.ru в
Поисковые отряды в России уже многие десятилетия ведут работу по восстановлению памяти о советских воинах, погибших в Великую отечественную войну. Член-корреспондент Российской экологической академии, руководитель туристического поискового отряда "Норд" Сергей Кривов рассказал РИА Новости о том, как и для чего "нордовцы" ухаживают за солдатскими могилами.

Поисковые отряды в России уже многие десятилетия ведут работу по восстановлению памяти о советских воинах, погибших в Великую отечественную войну. Большинство экспедиций занимается поиском и перезахоронением останков солдат, но на территории Калужской области действует отряд "Норд", который осуществляет уникальную работу по поиску, ремонту и восстановлению воинских захоронений. Член-корреспондент Российской экологической академии, руководитель туристического поискового отряда "Норд" Сергей Кривов рассказал корреспонденту РИА Новости Артему Хуторскому о том, как и для чего "нордовцы" ухаживают за солдатскими могилами.  

- Перед майскими праздниками, как мне стало известно, Ваша туристическая поисковая группа готовится открывать сезон. Я знаю, что Вы проводите большую работу по поиску, ремонту и восстановлению воинских захоронений на территории Калужской области. Расскажите, а как все это началось, как вы впервые попали в леса?

- Начну с несколько более давних времен. Я окончил биолого-химический факультет, что также тесно связано с природой, с изучением живого мира вокруг нас. Еще во время работы в школе я организовывал туристические походы с ребятами в лес, где они непосредственно, не по учебникам, могли понять, что такое лес, животные, окружающий нас мир. И только после работы в школе, когда я перешел на работу в техникум, мне удалось организовать туристический клуб "Норд".

- А почему "НОРД"? Ведь Калужская область находится на Юго-Западе европейской части страны? Это как-то связано с походами на север?

- Нет, в далекие заснеженные регионы мы не выбирались, путешествовали по родному краю, но бывали и в Хибинах, на Кавказе, на Урале.  эта аббревиатура  - наш девиз: "Нам открывать романтику далей". Даже флаг придумали - трезубец, символизировавший водный, пеший и лыжный туризм. В то время мы практически круглогодично  путешествовали по области. При этом, кроме туристической составляющей, мы уделяли больше внимание спорту. Общая физическая подготовка отряда была всегда на высоте. Ведь у нас бывало немало зимних походов, с одной ночевкой. Часто старались отметить "на лыжах" праздник 23 февраля.

- Вы помните Ваш первый поход? Где путешествовали?

- Конечно, это чудесные воспоминания, один из первых наших походов проходил на байдарках по реже Лужа, мимо известных по боям 1941 года Ильинских рубежей, где сейчас мемориальный комплекс и сохранились бетонные ДОТы обороны Красной Армии.

- Я слышал ранее от Вас о довольно интересной теме Вашей диссертации. Как она называется?

- "Педагогическое краеведение". Я считаю, что надо заниматься в науке только тем, что близко, что дорого и интересно. Не хотелось бы плодить умные работы, никому не нужные, ничему не учащие. А вне науки, сейчас, наше общее увлечение, как это можно назвать, "пост-поисковые исследования". Сейчас в стране проводится огромная работа по поиску пропавших без вести солдат, захоронению их останков, установлению личности. Но ведь кто-то должен и за могилами ухаживать. Разыскивать старые захоронения, пришедшие в негодность, ремонтировать их, систематизировать информацию об их местонахождении.

- Когда точно Вы начинаете поисковый сезон?

- В этом году выходим на майские праздники. Мне очень приятно, что в этот раз руководителем группы будет мой сын Михаил, опытный турист и морской пехотинец, он служил на Северном флоте. Я надеюсь, он, как человек увлеченный и подготовленный, станет продолжателем моего дела, руководителем "Норда". Основная зона поиска - вдоль рек и речушек. Ведь так уж исторически сложилось с древних времен, что именно водные рубежи России были основной преградой на пути врага, а уж тем более вода помогала нашим воинам сдерживать немецкие орды в жестокие 1941 год и 1942 год. Нам иногда кажется, что крупные реки Калужской области, как Угра, Жиздра, Рессета, Лужа до сих пор отсвечивают бурым цветом, кровью тех, кто не успел выбраться на берег, кто бился на высоких склонах, не имея ни малейшего шанса выжить. На месте последних боев окруженных солдат 33-й Армии, там, где погиб командарм Ефремов, на место слияния Вори и Угры, до сих пор находят сотни павших. 

- Что приходится делать на месте обнаружения захоронений?

- Да это, в принципе, обычная рабочая функция - починить ограду, покрасить сооружения, возложить свежие венки или отреставрировать табличку с именами павших героев. Когда мы заканчиваем благоустройство очередной солдатской могилы, я говорю ребятам, что теперь и у этих солдат, у их душ, которые никогда не видели май 1945 года, будет свой маленький праздник. Ведь эти парни, которые лежат по Калужской области, фактически ровесники студентов из нашего отряда. Просто те солдаты не постарели, уже никогда не состарятся.

- Сколько студентов активно участвуют в походах отряда "НОРД"?

- Обычно это 10-12 человек, около половины - костяк группы, так сказать "ветераны", например Дмитрий Зайцев, ему уже около сорока лет. А присоединился он к нам в 16 лет. Студенты - народ молодой, после окончания учебы планы меняются, жизнь может разбросать по всей стране и миру. Наш отряд - постоянно обновляющийся.

- Так с кем-то из единомышленников, калужских туристов, поддерживаете связь?

- Да, конечно, Ведь когда-то, до создания самостоятельного отряда "Норд" мы были туристическим кружком при Калужском областном центре детского и юношеского туризма. В то время кружок был великолепно экипирован, нам оказывалась всяческая поддержка. И сейчас центр - наши большие друзья и единомышленники. А если говорить именно о материальной поддержке, то очень теплые слова хочу высказать в адрес Калужского казачества и лично Комиссаренко Борису Васильевичу. 18 января 2012 года он совместно в ДОСААФ Калужской области помог нам провести памятное мероприятие в поселке Полотняный Завод, посвященное 70-ти летию освобождения поселка от немецких войск. И транспорт, и питание, и венки - все было оплачено этими организациями. Но главный сюрприз  - это было прибытие президента Фонда французских ветеранов авиационного полка "Нормандия-Неман" Ги Леже. Оказывается, их первый аэродром располагался в районе Полотняного Завода. 

- А случалось Вашему отряду в процессе благоустройства воинских захоронений находить останки солдат? Ведь Ваша деятельность не связана непосредственно с археологическими работами на местах боев, как работают официальные поисковые отряды?

- Да, был такой случай. Всего один раз. В 1989 году мы ремонтировали солдатский памятник на реке Рессета, не замысловатый обелиск, кирпич и штукатурка. На практически не читаемой табличке мы разобрали слова "Здесь прошел первый бой партизанского отряда "За Родину" Думиничского района". Тогда мы загрузили на байдарку мешок цемента, мастерки, спецовку. 7 дней шли на байдарках, с остановками на памятных местах, где также исследовали состояние солдатских могил. Когда прибыли на место и обсудили план работ, решили посадить маленькие елки вдоль памятника. Так вот, выкапывая одну из них недалеко от монумента, мы обнаружили останки женщины, у которой достаточно хорошо сохранилась коса. Эту информацию мы передали в местный военкомат, а потом, как нам стало известно, на этом месте работали поисковики и нашли останки еще нескольких человек. Личность одного из павших удалось установить.

- Может, удалось отыскать свидетелей, участников того боя?

- Нет, тогда этим занимались поисковики, мы лишь восстановили памятник. Но мне запомнилась другая встреча того времени, с удивительной женщиной - Аграфеной Ивановной Тимошининой. Она - единственный уцелевший после отступления немцев житель села Рессета. В 1942 году ей было примерно 9 лет. Когда отступающие части Вермахта, озлобленные неудачами на фронте и испытывающие ужас перед ночными атаками партизан, уничтожали Рессету, Аграфена Ивановна, получившая пулевое ранение, единственная из односельчан, смогла выбраться из горящего села и пройти 2 километра до родственников в соседней деревне Ловатянка. В тот день в Рессете было расстреляно и сожжено около 380 мирных жителей. Не сохранился ни один дом. Сегодня Рессета - полностью заново отстроенная деревня. Именно от этой деревни мы и начинаем свой ежегодный поход по одноименной реке.

- Как известно, лес тесен для туристов. Часто удается встретить в лесу туристов-единомышленников или поисковиков, если можно сказать не официальных любителей военной археологии? Сейчас в стране настоящий бум на военную археологию, на монетный поиск? Десятки, если не сотни тысяч человек увлечены поиском артефактов и "прошедшего времени"?

- Да иногда мы встречаем такие группы в лесу. У них отличная экипировка, оснащение, внедорожники. Понятное дело, что ребята не солдат погибших копают, а военные реликвии. Но, как мне кажется, если человек не нарушает закон, не разграбляет солдатские захоронения, не роет в национальных парках и заповедниках, а просто увлечен поиском старинных реликвий разных эпох, это только на пользу. Я читаю курс "Краеведение" в Калужском технологическом колледже, и сам часто показываю студентам находки нашего отряда, отголоски войны. Это очень интересная тема для коллекционирования. Главное, чтобы такое увлечение не шло вразрез с уголовным и экологическим законодательством. И ведь археология - один из не многих способов познания новыми поколениями своих корней, прошлого своей Родины.

- Как вы считаете, чтобы не прервалась цепочка в поколениях экологов, защитников природы, что нужно делать, чтобы привлекать молодежь к решению этих проблем? Ведь специфика деятельности Вашего отряда довольно уникальна: здесь и экология, и история, и память о павших, и интереснейшие находки-артефакты? Может, именно с находок, с того, что дети могут пощупать, и начинается увлечение всем тем, что близко и дорого Вам и отряду "НОРД"?

- Действительно, из походов постоянно приносим в наш скромный "музей" какие-либо находки, связанные с прошлым страны, с боями, которые здесь гремели 70 лет назад. Иногда на старых городищах находим фрагменты керамики, кованые изделия.

- А как правоохранительные органы относятся к военным находкам отряда "НОРД"? Не случалось ли конфликтных, скажем мягко, ситуаций?

- Да нет, мы действуем строго в рамках закона, тем более, что, как я уже говорил, в отличие от официальных поисковиков, военной археологией не занимаемся. Наши находки абсолютно безопасны. В основном находим то, что еще валяется по поверхности земли. Это могут быть стреляные гильзы, осколки, каски, противогазы, предметы униформы и снаряжения. Оружие и боеприпасы мы не находили, Бог миловал. За все годы наших экспедиций у нас не произошло ни одного несчастного случая.

- А какие планы отряда на этот май?

- В этом году планируем выполнить ремонт памятников по берегам Рессеты и Жиздры. Думаю, группа будет в составе восьми человек. Готовим венки для возложения.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала