Рейтинг@Mail.ru
Архитекторы предлагают "перепридумать" Большую Москву - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Архитекторы предлагают "перепридумать" Большую Москву

Читать ria.ru в
Уже в ближайшее время, как обещает главный архитектор Москвы, в Градостроительном кодексе появится понятие "Московская агломерация". Впрочем, это лишь законодательное закрепление того, что само собой происходит давно. Москвичи и "подмосквичи" так или иначе уже являются жителями некоего Московского региона, с неясными пока границами, социальными условиями и законодательством.

Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.

Настало время учить новое название столицы нашей родины. Уже в ближайшее время, как обещает главный архитектор Москвы, в Градостроительном кодексе появится понятие "Московская агломерация".

Впрочем, по мнению Александра Кузьмина, это лишь законодательное закрепление того, что само собой происходит давно. Москвичи и "подмосквичи", вне зависимости от прописки, так или иначе, уже являются жителями некоего Московского региона, с неясными пока границами, социальными условиями и законодательством. С главой Москомархитектуры согласны и его коллеги-архитекторы, которым было предложено на конкурсной основе представить концепции развития Московской агломерации.

Станет ли Большая Москва современным, комфортным мегаполисом или новые затеи по объединению территорий только усугубят проблемы прежней, тоже немалой Москвы?

Думать во всех направлениях

В финал первого этапа конкурса вышло 10 коллективов, среди которых есть иностранные, в том числе американские, испанские, итальянские, нидерландские и французские бюро.

Несмотря на разнообразие и иной раз даже некоторые противоречия в деталях, все проекты сходятся в главном – вне зависимости от того, куда и насколько передвинутся административные границы Москвы, думать надо во всех направлениях.

И создавать новые точки роста не только на юго-западе области, на территории, которая вот-вот станет Москвой, но и на востоке, севере и юге, где тоже – масса проблем и тоже – масса перспектив для развития.

И самое важное – не забывать думать о том, что станется с прежним городом. "Чтобы не получилось так, что мы бросили старый дом, потому что в нем стало тесно и грязно. И, чтобы в нем не убираться, переехали в новый", – предостерегает Андрей Гнездилов, замдиректора архитектурного бюро "Остоженка", ставшего одним из финалистов конкурса на развитие "Московской агломерации".

Город-осьминог

На сегодняшний день границы Москвы проходят, как известно, по МКАДу – то есть официальный город раскинулся примерно на 35-40 км в диаметре. Но реальный город намного больше, чем его административные границы – его диметр около 70-80 километров. Так оценивает размеры реальной Москвы архитектор Юрий Григорян, руководитель "Проекта Меганом", который в сотрудничестве с нидерландским бюро ОМА разработал проект-лидер конкурса на концепцию агломерации.

Фактически Москва уже давно развивается за пределами кольцевой дороги, считает эксперт. Причем развивается стихийно, неравномерно, вдоль магистралей – там, где есть транспорт. Определить границы этой агломерации, по мнению архитектора, довольно просто: прежде всего, это транспортная доступность – 1,5- 2 часа езды из одного конца в другой.

"Реальный город представляет собой то ли звезду, то ли осьминога. И это довольно большое пятно, на котором та территория, которая находится в сегодняшних административных границах, раза в четыре меньше, чем фактическая", – говорит Григорян.

Главный архитектор города Александр Кузьмин тоже считает, что Москва и область давно уже едины – большинство москвичей имеют собственность за городом, а многие жители области работают в Москве. И то, что эти территории развиваются сепаратно, без единого генерального плана и слаженных действий по его реализации, заводит ситуацию в тупик.

"Все это время мы жили, как на острове, – образно обрисовал эту ситуацию чиновник. – Это привело к переуплотнению Москвы, к неравномерной концентрации внутри МКАД и неразвитости некоторых территорий области.

Причем присоединение куска на юго-западе области – это лишь первый шаг по созданию единой территории. Это направление, по инициативе властей, возьмет на себя административные, федеральные функции. А все другие должны двигаться куда-то еще.

"Вне зависимости от того, куда переедет правительство, развивать одно направление невозможно, – подчеркивает Кузьмин. – Например, восток области – это индустриальный край, но, как мощнейший промышленный пункт, он сегодня не работает".

На севере другие проблемы, на юге – третьи. После проведенных работ и консультаций по развитию агломерации, обещает главный архитектор, придет видение, что именно там делать и над чем работать.

Неудачный выбор

Если проанализировать все десять проектов, которые победили в конкурсе, а следовательно, имеют шанс воплотиться в жизнь, хотя бы на уровне идей и концепций, то выяснится, что как раз кусок области, который присоединяется к Москве, вызывает у архитекторов наименьший интерес и наибольшие сомнения с точки зрения строительства.

Эксперты считают, что направление выбрано не очень удачно. Наиболее радикально это представлено в проекте архитектурного бюро "Остоженка", развивающего идею сделать ставку на природные, рекреационные ресурсы одного из самых зеленых регионов области. Не застраивать, а использовать великолепный ландшафт этого места, поймы рек, поля, ручейки и леса.

"Это природные территории, и они не решат никаких проблем Москвы – ни расселения, ни транспортные. Но точно создадут новые", – говорит Андрей Гнездилов, главный архитектор проекта развития "Московской агломерации" над которым работает "Остоженка".

Идея заключается в том, что Москва – это и есть агломерация, которая начинается прямо за пределами Кремля. Это целая страна, в которой 100 городов. И каждый из них обладает своей историей, ландшафтом, функцией.

"Согласитесь, что Хамовники и Сокол, или Бутово – это совершенно разные города, по крайней мере, эмоционально", – говорит Гнездилов. Есть среди них развитые, есть проблемные, труднодоступные, малоизученные. Но, если по-хозяйски отнестись к городу, то в нем можно обнаружить мощнейшие ресурсы для развития.

"Кроме того, Москва очень структурный город, со строго определенным центром. И если его перекосит в какую-то сторону, это будет очень травматично", – считает эксперт. И приводит в пример разделение и объединение Берлина, города с очень похожей кольцевой структурой, который так и не оправился от манипуляций с центрами и периферией.

Архитектор Юрий Григорян полагает, что его коллегам в процессе работы над проектом развития Московской агломерации удалось найти очень глубоко запрятанные мотивы, по которым для присоединения была выбрана именно это территория.

"Административные границы переносят не туда, где больше проблем, где их надо решать, а туда, где проблем сейчас нет – в самую зеленую и малонаселенную зону". Банальный экономический принцип, считает эксперт: "Социальные надбавки, пенсии, льготы у москвичей гораздо выше, чем у жителей области. Перспектива делить их с новыми москвичами критична для московского бюджета. Вот почему выбрали зону, где проживает наименьшее количество "подмосквичей".

Поэтому архитекторы попытались тоже посмотреть на развитие новых территорий "хозяйственным" взглядом. И предложили создать четыре центра притяжения вокруг аэропортов столицы. Каждый из них мог бы представлять собой "свободные зоны" и наделяться различными преференциями в том или ином виде деятельности.

Например, ближе к Шереметьеву – научный "центр", к Внукову – политический, Домодедово примет финансы и бизнес, а Чкаловский аэропорт станет центром притяжения промышленности.

Именно этот проект получил наивысший (7,8) балл у членов жюри по результатам первого этапа конкурса, и главный архитектор Москвы тоже отметил его. По его словам, совместный проект ОМА и "Меганома" привлекателен тем, что в нем наиболее четко прописана необходимость создания новых точек развития.

Токио, Париж или город-сад

Примеров переделки больших городов предостаточно, особенно сейчас это актуально для Азии, для Китая. Собственно, в мире никогда и не переставали этим заниматься. Самый удачный пример на сегодняшний день – это Токио (кстати, коллектив ЦНИиП градостроительства предложил осваивать Московский регион по опыту токийского, развивая отраслевые города-спутники).

В Европе самые громкие идеи связаны с не очень пока реализованным проектом Большой Париж, который и стал прототипом Большой Москвы. Среди финалистов конкурса есть два французских бюро, которые работали в свое время над концепцией перепланировки французской столицы.

Сама по себе идея "перепридумывания" такого проблемного и нервно развивающегося города, как Москва, ни у кого не вызывает сомнения. Другое дело, что случилось это все как-то вдруг, сразу, по принципу "пока гром не грянет".

"Мешает чрезмерная актуальность этого всего, потому что все требуют немедленных решений и интересных идей прямого действия, – говорит Юрий Григорян. – А за такое короткое время и с таким с мизерным количеством данных это утопично".

Сейчас Москомархитектура спешно занялась изучением и описанием неизведанных территорий, которые очень скоро перейдут в ее распоряжение. В частности, думают, что делать с многочисленными дачниками, которые попадут под каток агломерации, как остановить уже разрешенное многоэтажное строительство (земли бывших колхозов и совхозов сейчас являются собственностью частных фирм).

По словам Александра Кузьмина, на этих землях уже запланировано построить 12 миллионов квадратных метров жилья. "Делать врагом своих соотечественников никакая власть не захочет, – успокаивает главный архитектор города. – С этим надо работать".

В этом смысле самой перспективной (или, по крайней мере, в это хочется верить) кажется прекрасная поэтическая фантазия итальянцев, которые предложили разбить от центра Москвы до Троицка "Столичный бульвар" – что вполне рифмуется со старыми дачами, садовыми участками и садами. А из "старой" Москвы вообще вывести автомобильный транспорт, раз уж все равно никто никуда не едет, а в основном стоит в пробке.

Впрочем, окончательный победитель конкурса станет известен только в сентябре, а формирование концепции развития новых территорий намечено на начало 2013 года. "И ведь никто не может предсказать, будет ли новый кризис или дефолт", – делится опасениями главный архитектор столицы.

Но, по мнению архитектурного сообщества, то, что в результате всего этого движения по развитию агломерации градостроительная тема оказалась в центре внимания, уже можно рассматривать как первый шаг к победе. Остается дождаться, кто окажется побежденным – проблемы Москвы или интересы жителей агломерации.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала