Когда могут состояться первые встречи технических экспертов для обсуждения совместной работы США и РФ по ЕвроПРО, а также какой будет реакция Вашингтона на "упреждающие удары" Москвы по американским противоракетным системам в Европе, в интервью корреспонденту РИА Новости Елизавете Исаковой рассказали помощник министра обороны США Мадлен Кридон и специальный представитель США по вопросам стратегической стабильности и противоракетной обороны Элен Тошер. Представительницы Пентагона и Госдепа возглавляют делегацию США на международной конференции "Фактор противоракетной обороны в формировании нового пространства безопасности", проводимой 3-4 мая в Москве под эгидой Минобороны РФ.
- Генштаб ВС РФ заявил в четверг, что в случае обострения обстановки не исключает упреждающего применения средств поражения по системам ПРО в Европе, но считает это крайней мерой. Как вы могли бы прокомментировать данное заявление?
Мадлен Кридон: Мы уже говорили о том, что сейчас немного неподходящее время для того, чтобы говорить о какой-то конкретной реакции с нашей стороны на такие заявления, но с другой стороны, нам странно слышать о каких-либо угрозах, которые даже не являются таковыми для России.
Элен Тошер: Да, мы уже сказали, что реализация первой фазы (ЕвроПРО) состоится только в 2015 году. Так что у нас еще есть немного времени, чтобы убедить Россию, что мы и продолжим делать.
Первая фаза Европейского поэтапного адаптивного подхода (ЕПАП) начнет действовать в 2015 году, следующая - в 2018-м, затем в 2020-м.
Мы знаем об озабоченностях РФ (по проблеме ЕвроПРО), и мы относимся к ним с уважением. Мы слышим эти озабоченности уже в течение долгого времени и работаем над тем, чтобы лучше объяснить России возможности нашей системы, наши намерения, то, что мы подразумеваем под сотрудничеством, а также политическую конъюнктуру. Все это сложно, но я думаю, что важно понимать также, насколько они (угрозы со стороны РФ) серьезны. Поэтому мы благодарны России за это.
Я полагаю, что в действительности мы сможем говорить о каких-то конкретных вещах (контрмерах на возможные угрозы со стороны РФ), как мы полагаем, только после начала эксплуатации первой фазы ЕПАП в 2015 году.
- Российские представители также предупредили США о возможности приостановки информационных обменов по СНВ в случае, если Вашингтон продолжит развивать свою систему ПРО в Европе. Как на это будут реагировать США?
Э. Тошер: Было бы жаль, если это произойдет. Я думаю, есть много тем, по которым наши страны достигли согласия. Однако "домашней работой" наших отношений на сегодняшний день остаются "перезагрузка" и работа по новому договору об СНВ. И прежде, чем принимать крайние меры, необходимо проработать эти пункты.
У нас, конечно, нет бесконечности, но какой-то запас по времени для урегулирования вопросов остается.
Мы уже и так тратим много времени и энергии для решения данных вопросов, причем с обеих сторон. И я без преувеличения могу сказать, что на сегодняшний день мы все рассчитываем на успех.
Но у нас также есть примеры того, где прогресса нет. К примеру, все больше людей в этом отношении говорят о ПРО, но эту "домашнюю работу" мы еще не завершили.
Так что я полагаю, мы продолжим начатое, продолжим серьезный настрой (на сотрудничество с РФ). Но я не думаю, что сейчас подходящее время для того, чтобы говорить о какой-то возможной реакции на что-то.
- Вашингтон не раз заявлял о том, что заинтересован в сотрудничестве РФ с НАТО и США по ПРО. Но в чем конкретно это сотрудничество должно выражаться?
М. Кридон: Что касается специфики подобного сотрудничества, то у нас уже проходит много дискуссий по этому поводу. В них, в частности, участвует и спецпосланник Элен Тошер, и представители Пентагона. Мы проводим такие консультации везде: в Женеве, Колорадо, Вашингтоне, РФ. И мы намерены продолжить разговоры на эту тему.
Даже ваш президент Дмитрий Медведев сказал, что надеется, что обе стороны решат проблему ПРО и смогут выработать формулу, которая исключит любое разделение на проигравшего и победителя в этом вопросе. Так что нам ясно видна заинтересованность Москвы в этом процессе.
Но я хотела бы добавить, что мы с РФ уже больше года работаем над соглашением о сотрудничестве в области технологий по безопасности. Этот документ нам необходим во многих отношениях, в том числе для того, чтобы начать технические дискуссии с РФ (по сотрудничеству в области ПРО). И мы хотели бы заключить это соглашение, так как его отсутствие создает нежелательный барьер для дальнейшего диалога с Россией.
- Вы отметили успех московской конференции по ПРО и, в частности, ее представительность. Не хотите ли провести аналогичную встречу у себя, вне зависимости от саммита НАТО в Чикаго?
Э. Тошер: Конечно. Даже наши президенты говорят о необходимости технических дискуссий по этой теме.
Но мы на московской конференции указывали, что за один раз не получится преодолеть то невероятное количество недоверия, которое накапливалось годами и сегодня приводит к просчетам. И в этом виноваты обе наши страны.
Так что все это гораздо сложнее, чем просто показать какую-то картинку и рассказать, что на ней изображено.
Мы твердо уверены в том, что физические параметры и география нашей системы ПРО очевидны. И с этим согласны 28 стран НАТО. Но русские нам не доверяют и не хотят нам верить. Но мы должны преодолеть это недоверие.
Просто так это, конечно, не произойдет. Во многом этому процессу (преодоления недоверия) помог диалог президентов Медведева и Обамы. Кстати, сразу после инаугурации в США приедет и Владимир Путин (на саммит "большой восьмерки"). Так что многое в заявлениях нашего руководства указывает на необходимость двигаться вперед. И часть этого движения - это не информация, а как раз доверие. И чтобы завоевать его, необходимо время.
- Так есть ли планы проведения подобной конференции по ПРО в США?
Э. Тошер: Мы можем провести подобную конференцию, но я не думаю, что новая встреча, по следам московского форума, продвинет наш диалог по ПРО. Нам нужно разрабатывать меры по укреплению уверенности и доверия, и нам надо определить области, в которых мы согласны, и те, в которых наши мнения расходятся.
Мы уже делаем многое в этом направлении: работаем по линии министерств обороны, МИД, в НАТО, а также на самом высоком уровне.
Но, как мы уже сказали, 2015 год - год введения в эксплуатацию первого позиционного района ПРО. Он у нас уже, собственно, есть - это радары в Турции и корабли, оснащенные системой "Иджис", в Средиземном море, однако диалог между нашими странами не прекратился. И до 2015 года у нас еще есть время. Конечно, мы не будем ждать до последней секунды, но время еще есть.
М. Кридон: Да, действительно, конференция была очень успешной. Была проделана громадная работа, собраны эксперты из 50 стран мира, дискуссии шли на очень высоком уровне.
Там были те, кто говорил, что наша система вообще не заработает, другие уверяли, что ПРО будет выполнять свои функции. Но я думаю, что для следующего шага в предстоящие 9-10 месяцев необходимо будет сфокусироваться на обработке данных с этой конференции и провести технические дискуссии, вычислить время начала работы и состав различных рабочих групп для них. Потому что сегодня нам необходимо, что называется, копнуть поглубже. Так что в ближайшие месяцы необходимо заняться именно этим.
- Многие российские эксперты полагают, что до избрания в США нового президента ни о каком прогрессе по ПРО с РФ речи быть не может. Вы согласны с такими мнениями?
Э. Тошер: Нам необходимо работать на различных направлениях, и многие из упомянутых Мадлен Кридон технических дискуссий будут проходить без участия наших президентов.
Дело в том, что нельзя ничего построить на неустойчивой поверхности. Так что нам необходима прочная основа для дальнейшей работы. С этим согласны и в Москве, и в Вашингтоне.
Эту основу мы сможем создать как раз с помощью технических дискуссий. Но это займет какое-то время, также как и осознание того, какие из направлений сотрудничества по этому вопросу (ПРО) приоритетны для каждой из сторон.
Многое из этого произойдет как раз в ближайшие 9-10 месяцев. У нас появится новый президент - и это произойдет вне зависимости от результатов этих технических дискуссий. И к тому времени, я надеюсь, мы придем к необходимости создания политической наполненности для нашей технической основы. Потому что нельзя говорить о каких-либо политических шагах без прочной основы.
Так что многое из того, что будут согласовывать на своем уровне технические эксперты и официальные лица, станет основой для политических решений, принимать которые будут уже президенты.
- Известно уже, когда состоятся первые технические дискуссии?
М. Кридон: У нас нет еще расписания таких встреч. Мы ожидаем, что этот вопрос будет обсуждаться как раз на встрече наших президентов в мае в США. Кроме того, необходимо учитывать и мнение НАТО, так как альянс играет в этом процессе свою роль.
- То есть окончательное решение будет принято после саммита НАТО в Чикаго?
М. Кридон: Да.