Рейтинг@Mail.ru
Шумный тимбилдинг - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Шумный тимбилдинг

Читать ria.ru в
Дзен

Дорогое голливудское кино становится все больше похожим на хороший китайский обед: так же бесконечно затянуто, так же буквально искрится спецэффектами, будто в него добавляют глутамат натрия - и при этом готовится из самых простых ингредиентов. Воспоминания о таких фильмах (и таких обедах) обычно смутны - было здорово, но без подробностей.

Тем не менее, у "Мстителей", новейшего супергеройского кино, которое выходит в прокат на этой неделе, есть одно существенное отличие от всех подобных картин. В каждом выходившем до этого блокбастере, снятом по мотивам комикса, за внешней оболочкой экшена всегда скрывалось несколько неочевидных смысловых уровней - обычно от двух до четырех. "Мстители" в этом смысле открывают новую эпоху: в них всего один месседж и притом весьма лобовой. Как будто после прошлогодних жалоб особо чувствительных зрителей третьей части "Трансформеров" на то, что в картине "слишком много всего", продюсеры "Мстителей" решили пойти им навстречу и немного урезать эту избыточность.

Но сокращению подвергся не хронометраж, не количество монтажных склеек в секунду и не уровень звука - все эти рюшечки остались за счет усыхания самой истории.

Недостаток истории, очевидно, нужно восполнять знанием предыстории, которая у "Мстителей" более чем богатая. Даже если не касаться собственно комиксов (тогда историю нужно вести с начала 1940-х), которые уже, откровенно говоря, в прошлом, релиз "Мстителей" подготовили как минимум пять родственных фильмов, принадлежащих киновселенной Marvel: два "Железных человека" (2008 и 2010), "Невероятный Халк" (2008), "Тор" (2011) и "Первый мститель" (2011). Все они относятся друг к другу и к "Мстителям" примерно как различные части экранизации "Властелина колец" Питера Джексона: их можно смотреть и порознь, но перед выходом финального фильма неплохо бы освежить память - хотя бы для того, чтобы не путаться в исполнителях и сокращениях оригинального текста.

Что происходит в самом фильме? Пока супергерои (Капитан Америка, Железный человек, Халк, Черная вдова, Соколиный глаз и Тор) занимаются своими делами, в далеком космосе на планету готовятся напасть инопланетные захватчики читаури. Их помощником на Земле становится Локи, асгардийский бог и сводный брат Тора, у которого собственные идеи насчет будущего планеты.

Часа два экранного времени команда Локи сооружает портал, чтобы позволить читаури разрушить Нью-Йорк (что они и делают), и еще где-то полчаса Мстители отбивают атаку инопланетян, после чего наступает мир и все возвращаются к своим личным проблемам.

На фоне этого происходит самое важное - герои комиксов, все эти люди со смешными, если вдуматься, именами, обретают объем и характеры, обрастают мясом - становятся живыми. И, собственно, единственное, ради чего стоит смотреть это кино тем, для кого "слишком много всего" скорее минус - этот волшебный процесс превращения картонных фигурок в людей.

Происходит это не у всех героев одинаково полноценно и не у всех одинаково интересно. Например, изначально многообещающий персонаж Соколиный глаз (Джереми Реннер) в фильме, кажется, вообще никак себя не проявляет, а поднадоевший своим темпераментом и тягой к разрушению Халк (Марк Руффало) наоборот становится здесь наравне со стопроцентно обаятельными Железным человеком-Дауни и Черной вдовой-Йоханссон.

Происходит это за счет "отъеденного" от экшн-сцен времени, в течение которого герои могут хотя бы немного поговорить, пошутить (открытие: у Халка, который вообще-то считается самым сильным и самым недалеким существом во вселенной Marvel, отличное чувство юмора) и поссориться.

Таких моментов немного, но, кроме того, что они действительно самые интересные, именно через них и продергивается главная (и единственная) мысль всего фильма. Не сильно огрубляя, ее можно выразить в таких словах: супергерои, даже если они инопланетяне, мутанты или облученные - это просто преувеличенное изображение обычных землян.

И, как и у всех людей, кроме суперсил у них есть свои радости и горести, надежды, сомнения, отчаяние и даже желание покончить со всем этим. Большинству из них не помешал бы психоаналитик; и если с самими собой они кое-как научились ладить, то друг с другом - почти никак.

Но для чего-то важного (например, защиты от захватчиков) они все же могут найти общий язык. Что и нам, простым смертным, не помешало бы. Причем характерно, что в отличие от другого детища Marvel, "Людей Икс", на разные языки продвигающего идеи расовой, национальной и даже сексуальной толерантности, герои "Мстителей" - совсем не подростки, а даже наоборот. То, что даже зрелые супергерои ведут себя как малолетки, скорее всего тоже не просто так и что-то говорит о взглядах голливудских сценаристов на мировую политику.

Так или иначе, для драматургии эта химия отношений, где нет никакой стабильности и все грозит в любой момент распасться или взорваться, - идеальное решение, за которым можно наблюдать все два с половиной часа, не слишком отвлекаясь на полеты и перестрелки.

Не нужно и гадать, чтобы сказать, что у "Мстителей" будет продолжение, и не одно, где этот прием будет использован неоднократно. Может быть, в тех, будущих, фильмах мы увидим и что-то принципиально новое.

Но все же есть ощущение, что создателям всех этих супергеройских блокбастеров надо понемногу прекращать практику оглушать зрителя эффектами и звуком и немного больше внимания уделять действию в привычном смысле слова. Ведь в этих фильмах главное - это не взрывы, а герои. Вот пусть авторы ими и занимаются - делают сложнее, страннее, загадочнее. Хотя бы так, как это до них уже сделали авторы комиксов.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала