Рейтинг@Mail.ru
Восхождение к небу - РИА Новости, 03.05.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Восхождение к небу

Читать ria.ru в
Дзен
Тридцать лет назад, 4 мая 1982 года, Владимир Балыбердин и Эдуард Мысловский достигли пика Эвереста, став первыми советскими альпинистами, покорившими Вершину мира.

Эверест, как ни одна другая гора, имеет богатую историю покорений. Высочайшая точка планеты во все времена манила альпинистов, жаждущих подняться на вершину легендарного восьмитысячника. Один из наиболее ярких эпизодов летописи восхождений на Джомолунгму - покорение горы советскими альпинистами в мае 1982 года.

О восхождении Владимира Балыбердина и Эдуарда Мысловского принято говорить как о совершенно фантастическом эпизоде. Эта экспедиция действительно не имеет аналогов - так много "первого" было в ней. Первое ночное восхождение. Первое покорение вершины без кислородного аппарата. Первая экспедиция, проследовавшая по юго-западной стене горы. И - не первое для Эвереста, но, все же, немыслимое проявления мужества, храбрости и целеустремленности.

"Лица мы друг другу не били, но и любви тоже не было"

Покорение Джомолунгмы советскими альпинистами было приурочено к 60-летию образования СССР. После длительной подготовки к Вершине мира решено было отправить 25 человек. Отбор проводился самый строгий - кандидатов в покорители Эвереста "браковали" безжалостно, при малейшем несоответствии стандартам.

Неудивительно, что в конечном итоге в состав Гималайской экспедиции вошли лучшие советские спортсмены. Были представители ленинградской школы альпинизма, традиционно считавшейся сильнейшей в стране - Владимир Балыбердин, Бэл, как его называли друзья, - и Владимир Шопин. Были и спортсмены-москвичи, числом преобладавшие над ленинградцами. В число столичных альпинистов входил и будущий напарник Балыбердина - Эдуард Мысловский.

Капитаном становится Валентин Иванов - альпинист, покоривший все советские семитысячники, заслуженный мастер спорта и обладатель знака "Снежный барс".

Балыбердин и Мысловский попадают в одну связку, несмотря на очевидные различия.

Владимиру 33 года, он кандидат в мастера спорта по альпинизму и скалолазанию. Мысловский своего напарника называет "молодым, горячим, несдержанным и очень амбициозным" и добавляет: "Лица мы друг другу не били, но и любви тоже не было, у каждого свои взгляды. Случались конфликты, но решались они молча".

Самому Эдуарду 44 года. Его утверждают в качестве участника экспедиции, несмотря на то, что возрастной максимум для кандидатов - 42 года. Очевидно, роль сыграла опытность Мысловского: к моменту формирования Гималайской группы он уже успел совершить 11 восхождений на семитысячники СССР, в пяти экспедициях был руководителем.

И все же физически спортсмен отстает от Балыбердина. Сказывается возраст: Бэл вспоминал, что на выходах Эдуард на 2-3 часа отставал от других участников группы.

Маршрут группы прокладывается по ранее считавшемуся непроходимым юго-западному склону. На различных высотах Эвереста разбиваются семь лагерей. Последний, так называемый штурмовой, создан на высоте 8500 метров над уровнем моря. Именно оттуда в решающий день 4 мая вышла связка покорителей Джомолунгмы Балыбердин-Мысловский.

Вершина мира

Восхождение на Эверест по определению не могло быть легким. Сразу было ясно - именно первой, штурмовой двойке придется труднее всех. Однако те сложности, с которыми в конечном итоге пришлось столкнуться Балыбердину и Мысловскому, превзошли все возможные ожидания.

Еще за несколько дней до начала финального восхождения, по пути из третьего лагеря в четвертый, альпинисты лишились запаса кислорода. Рухнул в пропасть рюкзак Мысловского - со всем содержимым, включая руковицы, флаги, карабины и запас продуктов, а самое главное - с кислородными баллонами.

Сам альпинист рассказывал, что в момент восхождения по веревкам его ноги соскользнули со скалы, он повис вниз головой, а тридцатикилограммовый рюкзак не давал возможности подтянуться. Звать на помощь Балыбардина Мысловский не стал - тот был слишком далеко.

Пришлось делать выбор. Жизнь или бесценный запас кислорода.

"Расстегнув ремень, Эдик еще пытался как-то спасти груз, держа рюкзак за лямку на руке. Но удержать такую тяжесть, вися вниз головой, было трудно - ведь даже стоя на площадке, дыша кислородом, он едва мог надеть его на себя", - так Балыбердин, узнавший о произошедшем из уст напарника, рассказывал об этом эпизоде.

На следующий день Бэл совершает мужественный поступок. Он отдает Мысловскому свою кислородную маску - тот сильно страдает от обморожения, - а кроме того берет на себя обработку маршрута, в одиночку устанавливая последний, штурмовой, лагерь-5. 

4 мая Мысловский и Балыбердин выходят на финальный этап пути - к вершине. Несмотря на отсутствие кислорода и почти полное физическое истощение, несмотря на то, что с каждым шагом становится все более очевидно - маршрут гораздо сложнее, чем они предполагали, - альпинисты упорно движутся к пику.

"Горло воспаляется так, что, глотая свою слюну, испытываешь жуткую боль, как будто глотаешь битое стекло. Одна мысль об этом вызывает панический страх, но и рефлекторное слюноотделение. И пытка продолжается. Почти не возникает желания смотреть вокруг, любоваться панорамой великолепных гор. Никаких лишних движений, никаких эмоций. Короткий переход - остановка. Переход - остановка. Монотонный, бесконечный ритм", - вспоминал Балыбердин.

Они дошли. Сначала Владимир - он первым, в 14:35, достал рацию и сообщил, что вершина Эвереста достигнута. Затем подоспел отставший Мысловский...

Для многих задержка Эдуарда Мысловского стала поводом к спорам: а поднимался ли вообще обмороженный, усталый, лишенный снаряжения альпинист на саму вершину? Кто-то доказывает, что роль Мысловского в покорении Эвереста преувеличена, и основную тяжесть восхождения принял на свои плечи Балыбердин.

Сам Мысловский в ответ на часто задаваемые ему вопросы о "первенстве" на Эвересте отвечал: "Владимир в своих воспоминаниях первенство по покорению Эвереста не делил, и я этого делать не буду. Балыбердин первый вышел на радиосвязь, я - через полчаса".

В конечном итоге они оба поднялись на высоту более 8000 метров. Оба стали первыми советскими альпинистами, воочию увидевшими, как выглядит Вершина мира. По всей вероятности, люди, побывавшие так высоко, не привыкли делить победу, оспаривая каждую минуту и каждый метр. Это все чаще делают те, кто не поднимается почти к самому небу, а остается внизу, на земле,

Путь обратно: "хилая компании", три инжиринки и последний предел

Цель была достигнута - советские альпинисты покорили Эверест. Теперь перед ними стояла другая задача - вернуться обратно живыми. Изнеможенные, лишенные кислорода и смертельно усталые, они тронулись в обратный путь, понимая, что нужно спешить. День близился к концу, а оставаться ночевать на 8500 метров означало для альпинистов верную гибель.

В 17.00, по рекомендации руководителя экспедиции Евгения Тамма, навстречу Балыбердину и Мысловскому была выслана двойка Сергей Бершов - Михаил Туркевич, "хилая компания", как называл их когда-то сам Балыбердин.

Теперь эта "хилая компания" в буквальном смысле спасла альпинистов, принеся им обещанные базой запасы горячей еды, кислорода и медикаментов. Бэл позже вспоминал: громким словом "горячее питье и пища" величались пол-литровая фляжка теплого компота и 3 инжиринки. Однако и эти крохи были жизненно важны для изможденных альпинистов.

Передав все необходимое Балыбердину и Мысловскому, вторая связка изъявляет желание продолжить путь к вершине. Это их, Бершова и Туркевича, шанс воочию увидеть Вершину мира: они на полпути к вершине Эвереста, у них есть силы и запас кислорода.

И Бэл, на плечи которого ложится ответственность за принятие решения - пустить вторую связку наверх, или воспользоваться их помощью, чтобы благополучно завешить спуск, - Бэл говорит: "Давайте". Бершов и Туркевич направляются наверх, а Балыбердин и Мысловский продолжают путь обратно.

В лагере-5 альпинистов встретили Валентин Иванов и Сергей Ефимов. Оказали Мысловскому и Балыбердину необходимую помощь - и тоже ушли на вершину.

О спуске вниз Бэл вспоминал: "Не было ощущения, что вот-вот кончатся силы. Они давно уже кончились. Организм вошел в режим какого-то безразличного состояния, когда непонятно, то ли он будет работать бесконечно, как вечный двигатель, без притока внешней энергии, то ли внезапно откажет в совершенно непредвиденный момент. Казалось, что в палатку я вполз на самом последнем пределе. Но где этот последний предел? И что после него? Пожалуй, никогда за всю альпинистскую карьеру я не был так близок к концу".

Позже, когда они благополучно вернутся домой, Балыбердин скажет: то, что произошло с первой двойкой на штурме Эвереста, противоречит всем мыслимым принципам альпинизма. И задастся вопросом: те испытания, которые выпали на их долю, "работа в одиночку, рывок на пределе сил, на грани между здравым смыслом и авантюризмом" - что это? Случайное невезение, или результат просчет, грандиозной ошибки?

Навсегда для Владимира Балыбердина это покорение Эвереста останется "неправильным восхождением".

Бершов и Туркевич достигли пика, совершив первое в истории ночное восхождение на "восьмитысячник", в ночь на пятое мая. Следом за ними на вершине Эвереста побывали и другие члены экспедиции: Валентин Иванов и Сергей Ефимов - пятого мая, Казбек Валиев и Валерий Хрищатый - в ночь на девятое мая, Валерий Хомутов, Владимир Пучков и Юрий Голодов - в День Победы.

Однако они уже не были первыми. Первыми навсегда останутся Балыбердин и Мысловский.

Покорить Эверест: цена вопроса

После легендарного восхождения советской экспедиции на Джомолунгму покорить пик пытались еще несколько групп. Были среди них как подготовленные спортсмены, полностью обеспеченные необходимым снаряжением, так и просто храбрецы-энтузиасты. Так в 1992 году тольяттинская команда альпинистов "Лада-Эверест" совершила групповое восхождение на Эверест, водрузив на его вершине флаги России, АвтоВАЗа и Автовазбанка. Их примером воодушевились альпинисты под руководством москвича Виктора Козлова, и в 2004 году россияне снова совершили марш-бросок к вершине, взобравшись на пик по самому сложному маршруту - центру Северной стены.

В 2001 году удивительное восхождение на Эверест осуществил незрячий американец Эрик Вейхенмайер. В мае 2008 года на вершине побывал самый пожилой человек - 76-летний непалец Мин Бахадур Шерхан, - а в 2010 году пика достиг 13-летний американец Джордан Ромеро, совершивший восхождение вместе с отцом.

Движет ли альпинистами, стремящимися к Вершине мира, спортивный интерес, или восхождение для них - тщательно подготовленная научная экспедиция - без хорошего снаряжения и соответствующей подготовки покорить Джомолунгму не удастся. Ниже приведен примерный список необходимых каждому уважающему себя альпинисту вещей, а также их приблизительная стоимость:

Спальный мешок - 2 штуки. Цена от 15 тысяч рублей до 30 тысяч рублей (за одну штуку)

Коврик изоляционный. Цена от 1300 рублей до 3 тысяч рублей

Альпинистские кошки. Цена от 4 тысяч рублей до 10 тысяч рублей

Рюкзак 40-50 литров. Цена от 4 тысяч рублей до 12 тысяч рублей

Страховочные системы (обвязки). Цена от 2 тысяч рублей до 15500 рублей

Самостраховка. Цена от 1,5 тысячи рублей до 8 тысяч рублей

Карабин с муфтой (3 штуки). Цена от 200 рублей до 2 тысяч рублей (за одну штуку)

Зажимы для веревки. Цена от 1,5 тысячи рублей до 7 тысяч рублей

Спусковое устройство. Цена от тысячи рублей до 10 тысяч рублей

Ледоруб. Цена от 3 тысяч рублей до 8 тысяч рублей

Телескопические палки. Цена от 2 тысяч рублей до 7 тысяч рублей

Фонарь налобный. Цена от тысячи рублей до 18 тысяч рублей

Не менее важна при восхождении на Эверест специальная одежда, ведь на вершине пика сила ветра достигает 200 километров в час, а температура по ночам опускается до -60 градусов. Поэтому альпинисту, желающему попробовать себя в покорении Вершины мира, придется раскошелиться, среди прочего, на следующие вещи.

Высотные ботинки типа Everest Millet - 15-30 тысяч рублей

Куртка Гор-текс с капюшоном (ветровлагозащитная одежда из трехслойной ткани GORE-TEX) - 15-30 тысяч рублей

Брюки Polartec Windbloc - 3-4,5 тысячи рублей

Перчатки Thinsulate - 600 рублей за одну пару

Балаклава (головной убор, закрывающий голову, лоб и лицо, оставляя небольшую прорезь для глаз) - от 300 до 1850 рублей

Маска для лица Windbloc - 1500 рублей

Очки для альпинизма - от 800 до 8000 рублей

Ну и, наконец, самое важное - цена самого тура с восхождением на Джомолунгму. В сезоне 2012 года удовольствие взобраться на Вершину мира обойдется приблизительно в 50 тысяч долларов. В стоимость тура, как правило, включены:

Гид-восходитель на Эверест (1 на 5 участников);

Высотные шерпы (1 на 1 участника экспедиции). Шерпы - народность, живущая в Восточном Непале. Они славятся своей выносливостью и часто выступают в роли носильщиков или проводников для альпинистов.

Кислородные баллоны системы "Поиск" (6 шт. на каждого восходителя);

Базовые рации во всех лагерях и носимые радиостанции (1 на 1 восходителя);

Врач экспедиции, который работает до Северного Седла - перевала, соединяющего Эверест и пик Чангзе и расположенного на высоте 7020 метров.

Четыре полноценных базовых лагеря 5100 м, 5800 м, 6400 м и 7000 м;

Два полностью оборудованных высотных лагеря 7800 м и 8300 м включая палатки, спальники, коврики, горелки, кастрюльки, газовые баллоны, высотные продукты, кислородные баллоны, которые заносят шерпы экспедиции.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала